В чем выражают социальное неравенство. Введение

Прежде всего, к причинам, вызывающим неравенство, относится наличие или отсутствие условий для получения доходов. Поэтому рост безработицы объективно усиливает это неравенства, которое дополняется целым рядом морально-психологический моментов, ухудшающих социальное положение людей, не находящих адекватного приложения своих способностей в экономической жизни общества.

К причинам, обуславливающим неравенство в распределении доходов, относится также уровень образования и профессиональной подготовки. Данные факторы предопределяют возможность работника выполнять те или иные профессиональные функции или виды работ, что объективнее связано с уровнем оплаты оказываемых им услуг. Кроме того, более высокий уровень образования и профессиональной подготовки создает предпосылки для высокой мобильности рабочей силы в условиях неизбежных ускоренных структурных сдвигов в общественном производстве, что опять таки сокращает расходы общества на подготовку и осуществление тех или иных видов хозяйственной деятельности.

Следующая причина социального неравенства - отношения владению собственности, с которыми связаны нетрудовые доходы. Это - проценты, дивиденды, рента. Учитывая то, что имущества передается по наследству, можно заключить, что имущественная дифференциация населения сопровождается его дифференциацией по доходам. Конечно, отношения собственности часто вступаю во взаимодействие с другими доходными факторами. Однако для подавляющей части населения доходы на собственность в виде добавки к основному доходу, и незначительная часть населения получает возможность. Присваивать высокие доходы на собственность, которые являются основополагающим или единственным их источником.

Немаловажное значение имеют и такие причины, как степень рыночной силы (власти), дискриминация, бюрократизация государственной власти и управления корпорациями.

С наибольшей силой они проявляются в переходные периоды, когда под флагом демократизации и либерализации чиновничий аппарат приобретает самодовлеющее значение и реальную власть, особенно в отношении распоряжения государственной собственностью.

Это та благодатная почва, на которой произрастает так называемая бюрократическая и клептократическая буржуазия.

Для определения степени неравномерности распределения доходов среди населения страны используются различные методы расчета. В частности, функциональное распределение доходов позволяет определить долю соответствующего фактора производства в национальном доходе.

Наиболее широко известным и апробированным в общественной практике является так называемая кривая Лоренца.

Кривая Лоренца представляет собой графический метод определения отклонений в системе распределения доходов от линий абстрактной возможности абсолютного равенства в их распределении.

Для построения кривой Лоренца на оси абсцисс откладывают доли семей (в процентах от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, на оси ординат – доли доходов, получаемых этими семьями.

Причем доли выбираются произвольно. Однако для построения линии абсолютного равенства необходимо соблюдать пропорциональное распределение доходов: определенной доле семей соответствует такая же доля доходов. В показанном примере такой долей является 1/5 (20%) (см. рис.1).

Рис.1 Кривая Лоренца

Как видно, на первые три группы семей, составляющих 60% от общего их числа в России, приходилось лишь 32,5% всей суммы доходов в стане. Тогда как наиболее обеспеченная группа семей (пятая) присвоила из неё 44,7%. Лишь четвертая группа семей получает доходы (22%) приблизительно пропорционально их доле в общей численности семей в стране. Наиболее обездоленная группа семей (первая) получает лишь 6,5% всей совокупности доходов домашних хозяйств.

Для оценки неравномерности распределения доходов между группами населения используется индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он стремится к нулю по мере выравнивания уровня доходов среди населения и к единице в случае нарастания поляризации общества по уровню доходов.

Наряду с коэффициентом Джини для характеристики дифференциации доходов населения используется коэффициент фондов или дециальный коэффициент дифференциации доходов. Он показывает, насколько велик разрыв в доходах наиболее далеко отстоящих друг от друга групп населения, имеющих одинаковую долю в общей численности: 10% населения с самыми низкими доходами и 10% с самыми высокими.

В ООН исчисляется показатель – индекс человеческого развития. Этот показатель дает обобщающую характеристику качества жизни населения. При этом учитываются величина ожидаемой продолжительности жизни, достигнутый уровень образования и доходы населения. Величина этого индекса определяется как средняя арифметическая индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни населения. Чем ближе значение данного показателя к 1, тем выше развитие человеческого потенциала (возможностей) в данной стране.

Заканчивая первую главу можно сделать вывод о сложности проблемы благосостояния. Благосостояние трудно оценить, но в упрощенном варианте благосостояние напрямую зависит от доходов. Существует множество различных классификаций доходов, основное же среди всех понятий дохода, это понятие личного дохода. В зависимости от величины личного дохода индивид может быть отнесен к тому или иному слою населения. Расслоение общества это естественное состояние общественной жизни, которое вызвано, в том числе, и объективными причинами неравенства в доходах. Среди таких причин есть зависящие как от самого человека и условий его жизни, так и от сложившихся в обществе традиций. Измерение доходов и благосостояния производится на основе различных показателей, к числу которых относятся ВВП на душу населения, потребительская корзина и, рассчитываемый на её основе, прожиточный минимум.

Аспекты неравенства

Неравенство в человеческом обществе выступает в качестве одного из актуальных объектов социологических исследований. Его причины также кроются в нескольких основных аспектах.

Неравенство изначально подразумевает собой разные возможности и неравный доступ к имеющимся общественным и материальным благам. Среди таких благ выделяют следующие:

  1. Доход – представляет собой определенную сумму денежных средств, которые получает человек за единицу времени. Зачастую, доход – это непосредственно заработная плата, которая выплачивается за произведенный человеком труд и затраченные физические или умственные силы. Помимо труда это может быть также владение собственностью, которая «работает». Таким образом, чем ниже доход человека, тем на более низком уровне он находится в иерархии социума;
  2. Образование – комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных человеком за время его пребывания в учебных заведениях. Уровень образования измеряется числом лет обучения. Они могут варьироваться от 9 лет (неполная средняя школа). Например, профессор может иметь за спиной более 20 лет образования, соответственно он будет стоять гораздо выше по уровню, чем человек, окончивший 9 классов;
  3. Власть – возможности индивида к навязыванию своего мировоззрения, точки зрения более широким слоям населения, независимо от их желания. Уровень власти измеряется количеством людей, на которое она распространяется;
  4. Престиж – это положение в обществе и его оценка, которая сложилась на основе общественного мнения.

Причины социального неравенства

Многие исследователи на протяжение долгого времени задавались вопросом о том, а может ли общество в принципе существовать, если в нем не прослеживается неравенство или иерархия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах социального неравенства.

Различные подходы по-разному интерпретируют это явление и его причины. Проанализируем самые влиятельные и известные.

Замечание 1

Функционализм объясняет явление неравенства исходя из многообразия социальных функций. Эти функции присущи разным слоям, классам и общностям.

Функционирование, развитие общественных отношений оказываются возможны только при условии разделения труда. В данной ситуации каждая социальная группа осуществляет решение жизненно важных для всего социума задач. Одни занимаются созданием и производством материальных благ, а деятельность других направлена на создание духовных ценностей. Необходим еще и управляющий слой, который будет контролировать деятельность первых двух – отсюда и вытекает третий.

Для благополучной жизнедеятельности общества просто необходимо сочетание всех трех вышеуказанных видов человеческой деятельности. Некоторые при этом оказываются наиболее важными, а некоторые наименее. Таким образом, на основе иерархий функций складывается иерархия классов и слоев, которые их выполняют.

Статусное объяснение социального неравенства. Оно основано на наблюдениях за действиями, поведением конкретных индивидов. Как мы понимаем, каждый человек, который занимает определенное место в социуме, автоматически обретает свой статус. Отсюда мнение о том, что социальное неравенство – это, в первую очередь, неравенство статусов. Оно вытекает как из способности индивидов выполнять определенную роль, так и из возможностей, которые позволяют человеку достичь определенное положение в обществе.

Для того чтобы индивид выполнял ту или иную социальную роль, ему необходимо обладать определенными навыками, умениями и качествами (быть компетентным, коммуникабельным, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть учителем, инженером). Возможности, которые позволяют достичь человеку того или иного положения в обществе заключаются, например, во владении собственностью, капиталом, происхождение из известной и обеспеченной семьи, принадлежность к высокому классу или политическим силам.

Экономический взгляд на причины социального неравенства . В соответствие с данной дочкой зрения основная причина социального неравенства заключается в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился при марксизме, когда именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества и образованию антагонистических классов.

Проблемы социального неравенства

Социальное неравенство является очень распространенным явлением, в связи с чем, как и многие иные проявления в обществе, оно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, проблемы неравенства возникают сразу в двух наиболее развитых областях социума: в общественной и экономической сфере.

Когда мы говорим о проблемах неравенства в общественной сфере, то здесь стоит упомянуть о следующих проявлениях нестабильности:

  1. Неуверенность в своем будущем, а также в устойчивости того положения, на котором сейчас находится индивид;
  2. Приостановка производства из-за недовольств со стороны различных слоев населения, что ведет к недостатку продукции для остальных;
  3. Рост социальной напряженности, которая может привести к таким последствиям, как беспорядки, социальные конфликты;
  4. Отсутствие реальных социальных лифтов, которые позволят перемещаться по социальной лестнице как снизу вверх, так и наоборот – сверху вниз;
  5. Психологическое давление из-за ощущения непредсказуемости будущего, отсутствие четких прогнозов по дальнейшему развитию.

В экономической сфере проблемы социального неравенства выражены следующим образом: увеличение государственных затрат на производство определенных товаров или услуг, частично несправедливое распределение доходов (получают не те, кто реально работает и использует свои физические силы, а те, кто больше вкладывает денежные средства), соответственно отсюда исходит еще одна значимая проблема – неравный доступ к ресурсам.

Замечание 2

Особенность проблемы неравенства доступа к ресурсам заключается еще и в том, что она является одновременно и причиной, и последствием современного социального неравенства.

Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами или слоями населения. На шкале неравенства на верхней позиции окажутся богатые, а на нижней бедные.

Если богатство - признак высшего класса, то доход - поток денежных поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год - характеризует все слои общества. Доходом называют любую сумму денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Даже милостыня нищих, добытая путем попрошайничества и выраженная в денежном исчислении, представляет разновидность дохода.

По данному основанию можно выделить следующие группы населения: (Рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Единицы измерения экономического неравенства по группам населения

Из Рисунка 1.1 следует, что население делится на 4 группы:

1. Богатые

2. Средний класс

Дело в том, что наряду с широким пониманием дохода существует узкое. В статистическом смысле доходом считается та сумма денег, которую люди зарабатывают благодаря принадлежности к определенной профессии (виду занятия) либо благодаря узаконенному распоряжению собственностью. Однако нищие, даже если они регулярно зарабатывают на жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обществу не оказывают. А статистика учитывает лишь те источники дохода, которые связаны с оказанием ценных, общественно значимых услуг либо с производством товаров. Нищих включают в состав так называемого андеркласса, т.е. буквально не класса, или слоя, стоящего ниже всех классов. Таким образом, нищие выпадают из официальной пирамиды доходов.

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что узкий слой общества владеет большей частью национального богатства. Доходы большинства могут распределяться по-разному. Скажем, в США уровень доходов большинства позволяет говорить о наличии многочисленного среднего класса, тогда как в России уровень доходов большинства населения зачастую ниже прожиточного минимума. Соответственно пирамиду доходов, их распределение между группами населения, иными словами неравенство, можно изобразить в первом случае в виде ромба, а во втором - конуса. В итоге мы получим профиль стратификации, или профиль неравенства.

Сущность социального неравенства

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются занятыми экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Сущность социального неравенства, как мы уже сказали, заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения. Последние могут распределяться по-разному. В США наименьшие доходы (как, впрочем, и наибольшие) получает меньшинство населения, а средние - большинство. В России сегодня наименьшие доходы получает большинство, средние доходы - относительно большая группа, а наивысшие - меньшинство населения.

Именно социально-экономическая неоднородность труда - не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих преимуществ в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опирается на них. Если представители таких групп размещаются по иерархическому принципу, то эти группы являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию и неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Социальная стратификация обладает традиционным характером: неравенство положения разных групп людей сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

Представим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает «планку» содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность.

Большинство современных обществ далеки от этой модели. Им присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

Аспекты неравенства

Неравенство в человеческом обществе выступает в качестве одного из актуальных объектов социологических исследований. Его причины также кроются в нескольких основных аспектах.

Неравенство изначально подразумевает собой разные возможности и неравный доступ к имеющимся общественным и материальным благам. Среди таких благ выделяют следующие:

  1. Доход – представляет собой определенную сумму денежных средств, которые получает человек за единицу времени. Зачастую, доход – это непосредственно заработная плата, которая выплачивается за произведенный человеком труд и затраченные физические или умственные силы. Помимо труда это может быть также владение собственностью, которая «работает». Таким образом, чем ниже доход человека, тем на более низком уровне он находится в иерархии социума;
  2. Образование – комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных человеком за время его пребывания в учебных заведениях. Уровень образования измеряется числом лет обучения. Они могут варьироваться от 9 лет (неполная средняя школа). Например, профессор может иметь за спиной более 20 лет образования, соответственно он будет стоять гораздо выше по уровню, чем человек, окончивший 9 классов;
  3. Власть – возможности индивида к навязыванию своего мировоззрения, точки зрения более широким слоям населения, независимо от их желания. Уровень власти измеряется количеством людей, на которое она распространяется;
  4. Престиж – это положение в обществе и его оценка, которая сложилась на основе общественного мнения.

Причины социального неравенства

Многие исследователи на протяжение долгого времени задавались вопросом о том, а может ли общество в принципе существовать, если в нем не прослеживается неравенство или иерархия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах социального неравенства.

Различные подходы по-разному интерпретируют это явление и его причины. Проанализируем самые влиятельные и известные.

Замечание 1

Функционализм объясняет явление неравенства исходя из многообразия социальных функций. Эти функции присущи разным слоям, классам и общностям.

Функционирование, развитие общественных отношений оказываются возможны только при условии разделения труда. В данной ситуации каждая социальная группа осуществляет решение жизненно важных для всего социума задач. Одни занимаются созданием и производством материальных благ, а деятельность других направлена на создание духовных ценностей. Необходим еще и управляющий слой, который будет контролировать деятельность первых двух – отсюда и вытекает третий.

Для благополучной жизнедеятельности общества просто необходимо сочетание всех трех вышеуказанных видов человеческой деятельности. Некоторые при этом оказываются наиболее важными, а некоторые наименее. Таким образом, на основе иерархий функций складывается иерархия классов и слоев, которые их выполняют.

Статусное объяснение социального неравенства. Оно основано на наблюдениях за действиями, поведением конкретных индивидов. Как мы понимаем, каждый человек, который занимает определенное место в социуме, автоматически обретает свой статус. Отсюда мнение о том, что социальное неравенство – это, в первую очередь, неравенство статусов. Оно вытекает как из способности индивидов выполнять определенную роль, так и из возможностей, которые позволяют человеку достичь определенное положение в обществе.

Для того чтобы индивид выполнял ту или иную социальную роль, ему необходимо обладать определенными навыками, умениями и качествами (быть компетентным, коммуникабельным, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть учителем, инженером). Возможности, которые позволяют достичь человеку того или иного положения в обществе заключаются, например, во владении собственностью, капиталом, происхождение из известной и обеспеченной семьи, принадлежность к высокому классу или политическим силам.

Экономический взгляд на причины социального неравенства . В соответствие с данной дочкой зрения основная причина социального неравенства заключается в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился при марксизме, когда именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества и образованию антагонистических классов.

Проблемы социального неравенства

Социальное неравенство является очень распространенным явлением, в связи с чем, как и многие иные проявления в обществе, оно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, проблемы неравенства возникают сразу в двух наиболее развитых областях социума: в общественной и экономической сфере.

Когда мы говорим о проблемах неравенства в общественной сфере, то здесь стоит упомянуть о следующих проявлениях нестабильности:

  1. Неуверенность в своем будущем, а также в устойчивости того положения, на котором сейчас находится индивид;
  2. Приостановка производства из-за недовольств со стороны различных слоев населения, что ведет к недостатку продукции для остальных;
  3. Рост социальной напряженности, которая может привести к таким последствиям, как беспорядки, социальные конфликты;
  4. Отсутствие реальных социальных лифтов, которые позволят перемещаться по социальной лестнице как снизу вверх, так и наоборот – сверху вниз;
  5. Психологическое давление из-за ощущения непредсказуемости будущего, отсутствие четких прогнозов по дальнейшему развитию.

В экономической сфере проблемы социального неравенства выражены следующим образом: увеличение государственных затрат на производство определенных товаров или услуг, частично несправедливое распределение доходов (получают не те, кто реально работает и использует свои физические силы, а те, кто больше вкладывает денежные средства), соответственно отсюда исходит еще одна значимая проблема – неравный доступ к ресурсам.

Замечание 2

Особенность проблемы неравенства доступа к ресурсам заключается еще и в том, что она является одновременно и причиной, и последствием современного социального неравенства.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

……………………………………

Кафедра УП-1

Домашняя работа по социологии

«СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, ЕГО ПРИЧИНЫ И ВИДЫ»

Студентка: ……………………

080504 - Государственное и муниципальное управление

1 курс, гр. УП-1

Проверил:

……………………….

Введение ……………………………………………………………………..….. 3

1. Сущность социального неравенства………………………………..………..4

2. Причины социального неравенства…………………………………………...5

3. Современные виды неравенства ……………………………………..……….8

Заключение……………………………………………………………...………..11

Список литературы……………………………………………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Становление «Новой России» заметно изменило социальные отношения, социальные институты, породило новые формы социальной дифференциации и неравенства.

Дискуссии о социальном неравенстве, его содержании и критериях возникновения имеют давнюю историю. Проблема социального неравенства с учетом ценностей традиционного общества появляются в трудах Аристотеля, Платона, Тацита.

На мой взгляд, в современном мире непрерывно должны отслеживаться и оцениваться показатели, характеризующие социальное неравенство. Это необходимо по одной причине – степень социального неравенства может превысить некоторые допустимые пределы. Превышение допустимой степени неравенства приводит к большому различию в уровне жизни отдельных статусных групп общества, которое может расцениваться как дискриминация, ущемление некоторых групп населения. Данный факт нередко приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, обостряет социальные конфликты.

Объектом моего исследования является общество, а предметом - изучение неравенства.

Поскольку мой реферат посвящен проблеме неравенства в обществе, моя задача - определить сущность и причины социального неравенства, а также рассмотреть виды социального неравенства.

1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Для начала, хотелось бы определить, что же подразумевает под собой термин «неравенство»? В общем виде, неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ ресурсам материального и духовного потребления. А неравенство между группами людей характеризуют понятием «социальная стратификация».

При рассмотрении проблемы социального неравенства справедливо исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Именно социально - экономическая неоднородность труда, является следствием и причиной присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков «продвинутости» в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает и опирается на свои ценности и нормы, и если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Хочется отметить, что неравенство положения разных групп людей прослеживается на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивном обществе возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

2. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Основой причиной неравного положения людей в обществе, некоторые представители социологической мысли, считают общественное разделение труда. Однако, ученые объясняют по-разному, вытекающие из этого последствия и, особенно, причины воспроизводства неравенства.

Герберт Спенсер считает, что источником неравенства являются завоевания. Тем самым, господствующий класс – победителей, и низший класс – побежденных. Военнопленные становятся рабами, вольные хлебопашцы – крепостными. С другой стороны, частые или постоянные войны приводят к заведомому доминированию тех, кто функционирует в государственной и военной сфере. Таким образом, действует закон естественного отбора: более сильные господствуют и занимают привилегированное положение, а слабые им подчиняются и находятся на низших ступенях социальной лестницы.

На развитие социологии неравенства, идея эволюции и закон естественного отбора оказали существенное влияние. Одним из направлений эволюционизма, является социал-дарвинизм. Общим для всех представителей этого направления, было признание того, что между человеческими обществами идет та же борьба, что и между биологическими организмами.

Людвиг Гумплович убежден, что причиной всякого социального движения, являются экономические мотивы. Средствами для реализации этих интересов, являются насилие и принуждение. Государства возникают в результате военных столкновений между расами. Победители становятся элитой (правящим классом), а побежденные – массами.

Уильям Самнер – наиболее влиятельный социал-дарвинист. Он своеобразно интерпретировал в своих трудах идеи протестантской этики и принцип естественного отбора. Наиболее ярко он проявлял идеологию социал-дарвинизма в своих сочинениях 70-х годов. Поскольку эволюция происходит не по желанию людей, поэтому глупо и абсурдно проектировать модели общества, считал Самнер. Борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не надо менять. А капитализм – единственно здоровая система, богатые – продукт естественного отбора.

Карл Маркс считал, что первоначально разделение труда не ведет к подчинению одних людей другими, а, являясь фактором овладения природными ресурсами, вызывает профессиональную специализацию. Но усложнение процесса производства способствует разделению труда на физический и умственный. Это разделение исторически предшествовало образованию частной собственности и классов. С их появлением определенные сферы, виды и функции деятельности закрепляются за соответствующими классами. С этого времени каждый класс занимается предназначенным для него родом деятельности, владеет или не владеет собственностью и находится на различных ступеньках лестницы общественных положений. Причины неравенства кроются в системе производства, в различном отношении к средствам производства, что позволяет тем, кто владеет собственностью не только эксплуатировать тех, кто ее не имеет, но и господствовать над ними. Для устранения неравенства необходима экспроприация частной собственности и ее огосударствление.

Впоследствии в рамках теории конфликта Р. Дарендорф, Р. Микельс, Ч.Р. Миллс и др. стали рассматривать неравенство как результат условий, при которых люди, контролирующие такие общественные ценности как богатство и власть, извлекают для себя выгоды и преимущества. В любом случае социальное расслоение рассматривается как условие социального напряжения и конфликта.

Сторонники структурного функционализма вслед за Эмилем Дюркгеймом выделяют две причины социального неравенства

Иерархия видов деятельности Степень талантливости

в обществе индивидов

Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия.

В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.

Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует. У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов.

Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

    Рабочий класс , лишенный собственности. Он предлагает на рынке

свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

    Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.

    Лишенные собственности “белые воротнички” : технические специалисты и интеллигенция.

    Администраторы и менеджеры .

    Собственники , которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

5.1 Класс собственников , т.е. те, кто получает ренту от владения землей,

шахтами т.п.

5.2 “Коммерческий класс” , т.е. предприниматели.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ НЕРАВЕНСТВА

3.1.Бедность как вид неравенства (рассмотрим период, когда изменения в этой области были особенно заметны)

Феномен бедности стал предметом исследования в современной отечественной социологии в начале 1990-х гг. В советский период понятие бедности применительно к советским людям в отечественной науке не использовалось. В социально-экономической литературе официальное признание получила категория малообеспеченности, которая раскрывалась в рамках теории благосостояния и социалистического распределения.

Сегодня важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. В 1994 г. соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составило 1:9, а уже в первом квартале 1995 г. - почти 1:15. Однако эти цифры не учитывают те 5% сверхбогатого населения, данных о которых статистика не имеет.

По данным официальной статистики, за 1993-1996 гг. численность безработных увеличилось с 3,6 млн. до 6,5 млн. (в том числе официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости - с 577,7 тыс. человек до 2506 тыс.).

Численность трудоспособного населения составило в 1994 г. - 83 767 тыс., в 1995 г. - 84 059 тыс., в 1996 г. - 84 209 тыс., в 1997 г. - 84 337 тыс., в 1998 г. - 84 781 тыс. человек.

Численность экономически активного населения в 1994 г. составила 73 962,4 тыс., в 1995 г. - 72 871,9 тыс., в 1996 г. - 73 230,0 тыс., в 1997 г. - 72 819 тыс. человек.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 30,7 млн. или 20,8% численности населения РФ. В

1997 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,7% денежных доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченного населения - всего 2,4%, т.е. в 13,2 раза меньше.

Согласно официальным статистическим данным, численность безработных составляла в 1994 г. - 5478,0 тыс., в 1995 г. - 6431,0 тыс., в 1996 г. - 7280,0 тыс., в 1997 г. - 8180,3 тыс.

3.2.Депривация как вид неравенства.

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами). Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация.

Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

Социальная депривация.

Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни.

Этическая депривация.

Она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами.

Психическая депривация.

Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.

Заключение

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков «продвинутости» в общественной иерархии у других.

В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции.

Социальная стратификация обладает традиционным характером, поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т. е. неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Список литературы

    Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

    Зборовский Г. Е. Орлов Г. П. Социология. М., 1995.

    Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1995.

    Комарова. М.С. Социальная стратификация и социальная структура. Социол. исслед. 1992, №7.

    Краткий словарь по социологии. - М.:Политиздат,1988

    Лосев А. Ф. История античной эстетики Т II Софисты Сократ. Платон. М., 1969

    Основы политологии: Курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов /Н.Сазонов, Б.Решетняк и др. - М., 1993.

    Предмет и структура социологической науки, социологические исследования,1981.№-1.с.90.

    Социология. Учебник для высших учебных заведений. Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. – М.: Наука, 1995.

    Социология:Общий курс:Учебное пособие для вузов.-М.:ПЕР СЭ;Логос,2000.

    Социология: Практикум. Сост. и отв. ред. А. В. Миронов, Р. И. Руденко. М., 1993.

    Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология / Пер. с англ. В.В.Воронина и Е.Е. Зиньковского. М.:Прогресс, 1972. С. 235-247.

    Философский словарь, 1991,- под ред. И.Т. Фролова.

    Социология: учебное пособие / Под ред. Н.Д. Казаковой. – М.: МГУПИ, 2008. – 120 с.