Стандартизация процесса управления проектами в службе генерального конструктора НПО «Сатурн. Положение об отделе главного конструктора

Благодарим редакцию журнала «Трамплин к успеху» НПО «Сатурн» за предоставление данного материала.

В современном мире потребность применения методов управления проектами велика и существует много факторов, обуславливающих необходимость развития этих принципов.

Уровень проектного управления на предприятии сегодня и в службе генерального конструктора в том числе можно оценивать как начальный, требующий вмешательства в части внесения определенных «правил игры» и стандартизации подходов. Служба генерального конструктора характеризуется проектно-ориентированной структурой управления.

Ежегодно формируется (актуализируется) перечень проектов, реализуемых в службе, которые формируют тематический план НИОКР. Как правило, рабочей группой проекта считается служба главного конструктора, а сам главный конструктор выполняет роль руководителя проекта, на которого ложится огромная доля ответственности за конечный результат.

Каждая проектная команда для организации работ по проекту и его управлению в целях достижения поставленных целей использует различные подходы. На сегодняшний день служба столкнулась с проблемами, характерными для проектно ориентированной структуры управления. Вот некоторые из них:

  • не системность управления проектами, разобщенность данных;
  • переносы сроков и изменения содержания работ;
  • сложность в оценке результативности проектов и другие.

Успешное выполнение проекта требует умелого сочетания как технических, так и социокультурных аспектов, причем последний является более запутанным и противоречивым с точки зрения формализации. На данном этапе развития рассматривается вопрос технической стороны управления проектом.

Стандартизация в этом ключе рассматривается как деятельность по установлению требований и правил в целях многократного их использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах управления и мониторинга проектов НИОКР. Как показывает опыт, внедрение стандарта не должно иметь революционный подход, а должно пройти все ступени развития, чтобы все процессы были поняты и приняты как неотъемлемая часть организации работ в проектах. По этому пути мы и шли.

Начало этому процессу было положено еще в 2013 году при реализации проекта «Повышение эффективности планирования в СГК»; 2014 году продолжено в рамках проекта «Повышение эффективности проектов СГК», и только в декабре 2015 года все положительные практики были стандартизованы.

В рамках реализации проектов были разработаны отдельные процедуры. Для этого применялся следующий подход:

  • анализ фактической ситуации и выявление недостатков;
  • разработка схемы процесса;
  • согласование схемы с участниками процесса;
  • выпуск временного порядка работ;
  • отработка и корректировка.

Итогом всей работы явился единый документ - инструкция «Управление проектами в службе генерального конструктора. Порядок планирования, исполнения и мониторинга», устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся проектов службы генерального конструктора. Инструкция устанавливает единый порядок управления проектами, составляющих тематический план НИОКР, процедуру планирования и отслеживания проектов.

Рис. 1. Этапы формирования методологии

При этом четко определены функции и ответственность руководителя проекта, исполнителей и участников. Определены правила разработки, согласования, утверждения и корректировки документов. Описана процедура отчетности для формирования актуальной картины по проекту.

Учтены основные принципы управления проектами в соответствии с внедренным стандартом предприятия в области проектного управления: определены принципы инициации, планирования, исполнения, мониторинга и завершения проектов. Разработаны специфические формы контроля (недельные задания) и регламенты работы с ними.

Рис. 2. Схема управления проектами в службе

В процессе стандартизации были разработаны следующие основные направления: сформированы и формализованы знания по управлению содержанием проектов, сроками, качеством, управление коммуникациями, стал проводиться мониторинг проектов и отслеживаться их эффективность.

Результатом стандартизации этих работ явилось:

  • определение регламента по порядку ведения проектов и формированию объема работ;
  • регламентирование функции основных участников по управлению проектами и их взаимодействие;
  • определение способа установления приоритетности, обеспечения отчетности;
  • определение единого порядка отчетности, разработки и согласования, документов, а также комплекта документов и их содержания;
  • регламентирование требований по рациональному использованию трудовых и материальных ресурсов.

В целом, проделанная работа позволила:

  • упорядочить организационные механизмы и процедуры для реализации проектов НИОКР;
  • решать ресурсные конфликты, в том числе по людским ресурсам;
  • оценивать проекты по единым критериям.

Имеющийся стандарт по управлению проектами большой шаг в развитии УП в организации. Всегда легче совершенствовать и корректировать формализованный процесс, чем создавать новый. Но, если стремиться к истинному успеху в области управления проектами, надо рассматривать его в комплексе и наряду с технической стороной вопроса развивать и общую культуру проектной среды. Первые шаги в данном аспекте уже ведутся.

Подготовлено Натальей Лугининой и Татьяной Рословой

Введение

Для улучшения деятельности предприятия, а затем внедрения информационной системы необходимо проанализировать, как работает предприятие в настоящее время. Для анализа необходимо знать не только то, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом рабочем месте. Следовательно, следует собрать знания множества в едином месте - создать модель деятельности предприятия. В нашей РГР мы будем разрабатывать модель при помощи методологии SADT. На основе SADT был принят стандарт моделирования бизнес-процессов IDEF0. BPwin является инструментальным средством, полностью поддерживающим стандарт IDEF0.

Основная идея методологии SADT - построение иерархической модели предприятия. Сначала функциональность предприятия описывается в целом, без подробностей. Такое описание называется контекстной диаграммой. Взаимодействие с окружающим миром описывается в терминах входа, выхода, управления и механизма.

Диаграммы IDEF0 предназначены для описания бизнес-процессов на предприятии, они позволяют понять, какие объекты или информация служат сырьем для процессов, какие результаты производят работы, что является управляющими факторами и какие ресурсы для этого необходимы. Нотация IDEF0 позволяет выявить формальные недостатки бизнес-процессов, что существенно облегчает анализ деятельности предприятия.

Для описания логики взаимодействия информационных потоков более подходит IDEF3, называемая также нотацией моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов.

Целью расчетно-графической работы является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по построению диаграмм описания бизнес-процессов в стандартах IDEFO и IDEF3.

Объектом и исследования является деятельность службы Главного конструктора ОАО "КумАПП".

Организационная структура службы Главного конструктора

Структура организационного управления СГК: линейно-функциональная - предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная их роль - подготовка проектов КД, вступающих в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями (Главного конструктора, заместителей Главного конструктора) существуют руководители функциональных подразделений (отдела РСЭО, отдела систем, отдела фюзеляжа, 3D моделирования, отдела тех. документации, отдела размножения технической документации), подготавливающие проекты КД, планы, отчеты, становящиеся официальными документами после подписания линейными руководителями.

Штатная структура СГК:

Главный конструктор - руководит текущей деятельностью службы Главного конструктора через своих заместителей;

Первый заместитель Главного конструктора (по гражданской тематике и общим вопросам) и Заместитель Главного конструктора (по военной тематике и перспективным разработкам) - осуществляют руководство непосредственно через своих заместителей: начальника отдела ЭРСО, начальника отдела систем, начальника отдела фюзеляжа.

Заместитель главного конструктора (по информационным технологиям) осуществляет руководство через своих заместителей: начальника отдела 3D моделирования, начальника отдела техдокументации, начальника размножения техдокументации. В свою очередь начальник отдела ЭРСО курирует вопросы касающиеся тематики: установки оборудования, монтажей ЭРСО, электросхем оборудования и т.д. Начальник отдела систем отвечает за вопросы касающиеся: силовой установки вертолета, шасси и систем, прочности и лопастей.

Филиал ФГБОУ ВПО УГАТУ

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

в г.Кумертау

Кафедра экономики и предпринимательства


Расчетно-графическая работа

по дисциплине: "Интегрированные организационные структуры управления производством"

на тему: "Моделирование бизнес-процесса запуска конструкторской документации службы Главного конструктора"


Кумертау - 2015


Введение

1 Цели и задачи службы Главного конструктора

Диаграмма Ганта запуска конструкторской документации

Анализ недостатков СГК

Моделирование бизнес-процесса запуска конструкторской документации в формате IDEF0, IDEF3 с применением ПО BPwin

Заключение

Список литературы


Введение


Для улучшения деятельности предприятия, а затем внедрения информационной системы необходимо проанализировать, как работает предприятие в настоящее время. Для анализа необходимо знать не только то, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом рабочем месте. Следовательно, следует собрать знания множества в едином месте - создать модель деятельности предприятия. В нашей РГР мы будем разрабатывать модель при помощи методологии SADT. На основе SADT был принят стандарт моделирования бизнес-процессов IDEF0. BPwin является инструментальным средством, полностью поддерживающим стандарт IDEF0.

Основная идея методологии SADT - построение иерархической модели предприятия. Сначала функциональность предприятия описывается в целом, без подробностей. Такое описание называется контекстной диаграммой. Взаимодействие с окружающим миром описывается в терминах входа, выхода, управления и механизма.

Диаграммы IDEF0 предназначены для описания бизнес-процессов на предприятии, они позволяют понять, какие объекты или информация служат сырьем для процессов, какие результаты производят работы, что является управляющими факторами и какие ресурсы для этого необходимы. Нотация IDEF0 позволяет выявить формальные недостатки бизнес-процессов, что существенно облегчает анализ деятельности предприятия.

Для описания логики взаимодействия информационных потоков более подходит IDEF3, называемая также нотацией моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов.

Целью расчетно-графической работы является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по построению диаграмм описания бизнес-процессов в стандартах IDEFO и IDEF3.

Объектом и исследования является деятельность службы Главного конструктора ОАО "КумАПП".


1. Организационная структура службы Главного конструктора


Структура организационного управления СГК: линейно-функциональная - предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная их роль - подготовка проектов КД, вступающих в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями (Главного конструктора, заместителей Главного конструктора) существуют руководители функциональных подразделений (отдела РСЭО, отдела систем, отдела фюзеляжа, 3D моделирования, отдела тех. документации, отдела размножения технической документации), подготавливающие проекты КД, планы, отчеты, становящиеся официальными документами после подписания линейными руководителями.

Штатная структура СГК:

Главный конструктор - руководит текущей деятельностью службы Главного конструктора через своих заместителей;

Первый заместитель Главного конструктора (по гражданской тематике и общим вопросам) и Заместитель Главного конструктора (по военной тематике и перспективным разработкам) - осуществляют руководство непосредственно через своих заместителей: начальника отдела ЭРСО, начальника отдела систем, начальника отдела фюзеляжа.

Заместитель главного конструктора (по информационным технологиям) осуществляет руководство через своих заместителей: начальника отдела 3D моделирования, начальника отдела техдокументации, начальника размножения техдокументации. В свою очередь начальник отдела ЭРСО курирует вопросы касающиеся тематики: установки оборудования, монтажей ЭРСО, электросхем оборудования и т.д. Начальник отдела систем отвечает за вопросы касающиеся: силовой установки вертолета, шасси и систем, прочности и лопастей.

1.1 Задачи и функции СГК


Задачами СГК являются:

Осуществление единой политики в области конструкторской подготовки производства и конструкторских разработок.

Конструкторская подготовка общества к производству новой продукции.

Конструкторское сопровождение при изготовлении и эксплуатации продукции.

Конструкторский надзор при изготовлении и эксплуатации изготавливаемых изделий.

Обеспечение высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Функции службы

Нижеприведенные функции СГК показывают принципиальную направленность работ.

Прием конструкторской документации для изготовления авиационной техники от проектно-конструкторских организаций (разработчиков) с проведением входного контроля в соответствии с нормативно-техническими документами.

Проработка и корректировка полученной документации применительно к производственным условиям общества.

Своевременное обеспечение конструкторской документацией подразделений общества.

Обеспечение выпускаемых изделий эксплуатационной документацией и разработка ремонтной документации.

Корректировка КД по извещениям разработчика, а также по результатам изготовления и отработки первых серийных изделий. Проведение метрологической экспертизы по введенным изменениям конструкции.

Модернизация изготавливаемых изделий.

Выполнение проверочных расчетов на прочность и других расчетов при изменении конструкции изделия.

Разработка нормативно-технической документации по процессу конструкторской подготовки производства.

Проработка и согласование нормативных документов, разработанными другими подразделениями.

Участие в разработке и внедрение мероприятий по совершенствованию конструкции выпускаемых изделий на основе материалов проектно-конструкторских организаций, результатов испытаний и эксплуатационных работ.

Разработка документации для изготовления узлов, агрегатов, а также модификаций основных изделий по Договорам с Разработчиками и на основании контрактов с потребителями продукции.


2 Взаимоотношения СГК с другими подразделениями


Для выполнения функций и реализации прав служба Главного конструктора взаимодействует:

С руководством общества по вопросам:

1 Получения

приказов и распоряжений,

перспективных планов производства,

режима работы общества,

входящей корреспонденции.

2 Предоставления:

предложений для включения в организационно-технические мероприятия,

предложений по организации работ с целью повышения квалификациями работников службы.

Со службой Главного технолога и службой Главного металлурга по вопросам:

1 Получения:

заключений по технологичности на проверяемую конструкторскую документацию,

предложений о повышении технологичности конструкции деталей и узлов, - маршрутов обработки деталей и узлов, - предложений по унификации материалов и деталей,

тематических планов по реализации и изобретательству,

патентных материалов.

2 Предоставления:

конструкторской документации для проверки на технологичность при запуске в производство, а также при внесении изменений в КД,

С отделом стандартизации по вопросам:

1 Получения:

проработанных на соответствие стандартам КД,

информационных бюллетеней об измененных и вновь вводимых стандартах,

предложений по стандартизации и унификации деталей и узлов,

необходимых для работы нормативно-технических документов.

2 Предоставления:

конструкторской документации, выпускаемой службой, для проверки на соответствие действующим нормативным документам, проектов разрабатываемых службой стандартов для проверки и согласования,

предложений по проведению работ по стандартизации.

Производственно-диспетчерским отделом по вопросам:

сведений о заделе деталей и узлов,

оперативных распоряжений по координации производства,

информации от других подразделений общества, на прямую не связанных с СГК

1 Предоставления:

информации об изменении конструкторских изделий,

конструкторской документации для организации производства

С планово- экономическим отделом по вопросам:

1 Получения плана-производства и реализации производственной продукции,

изменения плана производства

материалов по договорам на изготовление продукции для проработки на соответствие КД

2 Предоставления:

перечня работ по конструкторской подготовке производства,

проверенных и согласованных материалов по договорам на изготовление продукции.

С отделом труда и зарплаты по вопросам:

1 Получения:

нормативов численности штатов,

нормативов времени на выполнение конструкторских рабо,

утверждения фонда заработной платы,

2 Предоставления:

проекта штатного расписания службы,

сведений об использовании фонда заработной платы,

ведомости премирования сотрудников службы.

Перечень документов, которыми руководствуется в своей деятельности служба Главного конструктора, представлена в таблице 1.


Таблица 1 - Перечень документов, которыми руководствуется в своей деятельности служба Главного конструктора


.Диаграмма Ганта запуска конструкторской документации


Для более наглядного представления запуска конструкторской документации разработаем календарный план-график этапов прохождения КД.


Рис.1 - Календарный план-график запуска конструкторской документации


3. Анализ недостатков СГК


Анализируя задачи некоторых подразделений, мы пришли к выводу, что в существующей структуре управления СГК отсутствует принцип разделения труда, а именно: инженер-конструктор выполняет функцию как диспетчера, так и курьера, вместо того, чтобы заниматься прямыми обязанностями. Штат конструкторов большой, а курьеров нет вообще. Выгоднее нанять 2-3 курьеров, а численность конструкторов сократить.

Также происходит дублирование функций управления: можно напрямую работать с начальниками отделов, не обращаясь к ним через своих заместителей.

Вывод: упразднить звено заместителей, тем самым оптимизировать затраты на управление.


4. Моделирование бизнес-процесса запуска конструкторской документации в формате IDEF0


Рис.2 - Контекстная диаграмма


Рис. 4 - Диаграмма "Получить и зарегистрировать присланную КД"


Рис. 5 - Диаграмма "Распределить присланную КД по Конструкторскому бюро"


Рис. 6 - Диаграмма "Корректировать чертежи и ктс"


Рис.7 - Диаграмма "Согласовать КД со службами Гл. технолога и Гл. металлурга"


Рис.8 - Диаграмма "Откорректировать КД по указаниям Гл. металлурга"

конструкторский документация программный pwin

Рис.9 - Диаграмма "Откорректировать КД по указаниям Гл. технолога"


Моделирование бизнес-процесса запуска конструкторской документации в формате IDEF3


Рис.10 - Диаграмма " Отправить КД в отдел Гл.технолога на расцеховку"


Заключение


В нашей РГР мы рассмотрели на примере деятельности службы Главного конструктора задачи, решаемые методом функционального моделирования IDEF0, IDEF3. Нами изучены основные понятия методологии IDEF0:

Структурный подход

Функциональная модель

Методология SADT/IDEFO

Функциональный блок

Интерфейсная дуга

Декомпозиция и т.д.

Также мы провели разбивку деятельности СГК на функциональные подсистемы, которые в свою очередь разделили на подфункции, а подфункции на задачи. Таким образом, в виде наглядных диаграмм мы разобрали деятельность СГК. Выявили дисфункции в системе и сделали выводы.


Список литературы


1.Должностные инструкции Главного Конструктора № 80-01-80-25.

2.Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов. М. ООО "Флинта", 2012 г., 267 стр.

Косачев Ю.В., Математическое моделирование интегрированных финансово-промышленных систем. М.Логос, 2012 г., 144 стр.

Положение о службе Главного конструктора № 80/01.

Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. "Структурный анализ систем: IDEF-технологии" М. Финансы и статистика. 2011г.

Экономика предприятия, учебник для вузов. Под ред. В. Я. Горфинкеля, М. ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г., 767с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

рассказывает о выдающихся инженерах-конструкторах космической техники, которые внесли значимый вклад в освоение космоса и развитие отечественной космонавтики. Впрочем, и мировой тоже.

Каждый год – юбилейный?

Текущий 2017 год связан с большим количеством юбилеев, относящихся к космической отрасли. Космическая эра для всего человечества началась 60 лет назад: 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.


В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения великого учёного, основоположника отечественного ракетостроения – Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935).

В 2017 году страна отметила 110-летнюю годовщину со дня рождения основоположника практической космонавтики, генерального конструктора ракетно-космической промышленности СССР Сергея Павловича Королёва (1907 – 1966). Под его руководством создавалась ракетно-космическая техника, обеспечившая Советскому Союзу неоспоримое лидерство в сфере освоения космоса. С именем этого конструктора связан запуск первого искусственного спутника Земли. По его инициативе впервые в мире в космос отправился человек – Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года), впервые был совершён выход человека в открытый космос (Алексей Леонов в марте 1965 года), появились уникальные модели спутников Земли – спутник-разведчик «Зенит» (1962 год) и спутник связи «Молния-1» (1965 год).


С 1946 года первым заместителем С.П. Королёва стал Василий Павлович Мишин (1917 – 2001), столетие со дня рождения которого также отмечалось в этом году. Проработав с Королёвым 20 лет, Мишин после его кончины возглавил Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) и работал в должности главного конструктора до 1974 года.


В сентябре 1977 года, 40 лет назад, была запущена долговременная орбитальная станция «Салют-6». Три десятилетия назад, в мае 1987 года, впервые стартовала ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия», разработанная НПО «Энергия» (сейчас – РКК «Энергия» имени С.П. Королёва – profiok.com).


Продолжать можно долго: в 1967 году беспилотные космические корабли впервые осуществили стыковку и расстыковку в автоматическом режиме, в 1997 году после столкновения грузового корабля «Прогресс М-34» со станцией «Мир» были проведены уникальные ремонтно-восстановительные работы, в результате которых сохранились и станция, и престиж отечественной космической техники.


История развития отечественной космонавтики настолько богата событиями, что 2017 год – вовсе не исключение в смысле обилия юбилеев. Так, в 2016 году отмечали юбилей коллективы НПО измерительной техники (НПО ИТ), РКК «Энергия», ЦНИИ машиностроения (ЦНИИмаш), 4-й ЦНИИ Минобороны России. В 2018 году исполнится 30 лет со дня создания знаменитого «Бурана» и 55 лет со дня полёта первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.


За каждой такой памятной датой, за каждым достижением – годы кропотливой работы, разработка уникальных инженерных решений, создание новых технологий, беспримерное человеческое мужество, упорство и талант. Неудивительно, что интересна каждая деталь из жизни тех людей, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной, а значит, и мировой космонавтики.


Борис Черток: внимание к технологиям и к людям

Борис Евсеевич Черток (1912 – 2011) – знаменитый советский и российский конструктор, занимавшийся созданием систем управления космическими аппаратами. Работал с С.П. Королёвым, преподавал в МГТУ им. Н.Э. Баумана, занимал должность заместителя генерального конструктора НПО «Энергия». Этот заслуженный человек не дожил всего несколько месяцев до собственного векового юбилея и до последнего сохранял работоспособность. Это долголетие конструктор объяснял постоянным стрессом, в котором он пребывал всю жизнь, ведь в космосе нередко возникают нештатные ситуации.


Главный специалист ЦНИИмаш Александр Данилкин вспоминает на страницах журнала «Экономические стратегии: «Однажды, это был конец 1980-х годов, мне надо было согласовать с заместителем генерального конструктора по системам управления Борисом Евсеевичем Чертоком техническое предложение по одной из тем, которую вело НПО «Энергия». Следует сказать, что в тот период уровень технической проработки вопросов даже на стадии технического предложения был очень высок. Требовалось детальное обоснование технического облика изделия и проведение необходимых предпроектных расчётов по баллистике, прочности конструкции, различным балансам изделия (энергетическому, тепловому и др.), формированию вариантов конструктивно-компоновочных схем изделия, его массовой сводки, оценке эффективности функционирования и так далее. Борис Евсеевич, внимательно ознакомившись с представленными материалами, спросил: «Не жалко отдавать эту тему в другую организацию?» Дело в том, что незадолго до этого руководством предприятия было принято решение о передаче ряда тем, которые вело НПО «Энергия», в другую организацию. Упомянутая работа оказалась в числе передаваемых тем. Мне это запомнилось. На мой взгляд, Бориса Евсеевича Чертока всегда отличала заинтересованность в реализации новых технических решений и стремление поддержать работы, проводимые на предприятии, которые могли бы принести реальную пользу нашей стране».


«Другая наша встреча позволила судить о Борисе Евсеевиче Чертоке как о человеке, внимательно относящемся к людям, – продолжает Данилкин. – Это было в начале 2000 года. Приближался наш профессиональный праздник - День космонавтики, и я решил отметить хорошо работавших сотрудников книгой Бориса Евсеевича Чертока «Ракеты и люди» с автографом автора. Тогда вышло её первое издание (к 100-летию С.П. Королёва четырёхтомник «Ракеты и люди» был переиздан, книгу до сих пор можно найти в продаже – profiok.com ). Купив книги и договорившись о встрече, я пришел к Борису Евсеевичу. Достал из портфеля книги, а их было не меньше десятка, и попросил Бориса Евсеевича подписать их, сказав, что таким образом хочу отметить сотрудников. Я не хотел отнимать у него время, думал, что он просто распишется на каждом экземпляре. Однако Борис Евсеевич, узнав у меня имя каждого сотрудника, которому предназначалась книга, стал спрашивать, над чем конкретно работают эти люди. Сделав соответствующие записи в книгах с адресацией конкретным людям, Черток сказал, что книгу ему удалось написать после того, как в 1992 году он ушел с должности заместителя генерального конструктора: тогда появилось больше свободного времени».


Константин Феоктистов: простота и строгость

Константин Петрович Феоктистов (1926 – 2009) – выдающийся инженер и конструктор космических кораблей и орбитальных станций. Он участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, возглавлял проектирование кораблей «Восток», «Союз», «Прогресс», долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир». Феоктистов – первый гражданский специалист в космосе, единственный советский космонавт, не состоявший в КПСС . В 1964 году он стал первым конструктором космических кораблей, лично испытавшим свою разработку. В 1964 году он стал членом первого многоместного экипажа космического корабля «Восток», в котором люди впервые находились без скафандров.


«С Константином Петровичем Феоктистовым мне довелось работать в конце 1970-х годов. – рассказывает Александр Данилкин. – Он был заместителем главного конструктора Ю.П. Семёнова, а наш отдел, возглавляемый Геннадием Александровичем Долгополовым, занимался в том числе разработкой перспективных проектов. Кстати, Г.А. Долгополов был включён не только в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели для участия инженеров ОКБ-1 в испытаниях нового космического корабля «Союз» (эта группа была создана в мае 1966 года), но и в группу инженеров-испытателей (кандидатов в космонавты) для подготовки по программе полётов на Луну (программа Н1-Л3), созданной в августе 1967 года. Одной из таких работ было проведение проектных исследований по созданию космических электростанций. Первый этап - разработка экспериментальной космической электростанции, в которой мне пришлось непосредственно участвовать. Курировал эти работы в службе главного конструктора Константин Петрович Феоктистов. Он всегда отличался активной творческой позицией, искал новые технические решения и выдавал исполнителям варианты для технической проработки.


Иногда случалось, что предложенный вариант ещё не успевали проработать в полном объёме, а Константин Петрович уже предлагал новый, считая предыдущий не совсем верным. Незавершенность начатой проработки подчас вызывала у исполнителей некоторое внутреннее неудовлетворение. Константин Петрович мог иногда, хотя такое случалось очень редко, сказать исполнителю что-то резкое, если был недоволен качеством или сроками выполнения порученного задания, но мог и извиниться, если чувствовал, что был слишком резок.


Особенно запомнилась его простота в отношениях с сотрудниками. Будучи одним из самых грамотных и выдающихся инженеров на предприятии и занимая высокую должность, Константин Петрович не считал для себя зазорным подойти к специалисту и обсудить с ним возникший технический вопрос. Вероятно, мнение о его непростом характере сложилось из-за того, что он практически всегда старался отстаивать предлагаемые новые технические решения для перспективных образцов космической техники и научные программы исследований. К Феоктистову хорошо относился и очень его ценил Валентин Петрович Глушко (генеральный конструктор НПО «Энергия» в 1974-1989 гг., возглавлял разработку многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия – Буран» – profiok.com ).


Константин Петрович ушёл с предприятия в 1990 году, перейдя на преподавательскую работу в МВТУ имени Н.Э. Баумана, где проработал до 2005 года. Если бы он продолжил работу на предприятии, то, безусловно, мог бы принести ещё больше пользы как НПО «Энергия», так и отечественной космонавтике в целом».


Пережить лихие 1990-е…

Период 1990-х годов стал очень непростым для отечественной ракетно-космической отрасли – как, впрочем, и для России в целом. Распад СССР, неразбериха периода перестройки, ориентация исключительно на «невидимую руку рынка» – всё это не могло не сказаться на перспективах отечественного ракетостроения.


По мнению Александра Данилкина, в том, что удалось сохранить предприятие в то сложное время, когда наша космическая отрасль переживала не лучшие времена, большая заслуга Юрия Павловича Семёнова. Он был генеральным конструктором НПО «Энергия», а затем РКК «Энергия» имени С.П. Королёва» в 1989–2005 годах.


«Существует мнение, что Семёнов, будучи главным, а затем и генеральным конструктором предприятия, считал основным направлением работ создание долговременных орбитальных станций, а другие направления его не очень интересовали. На самом деле это не так, – пишет Данилкин. – Действительно, под его руководством предприятие создало и развернуло на околоземной орбите целый ряд долговременных орбитальных станций. Вершиной этого проекта стала, безусловно, орбитальная станция «Мир». Без этого опыта не удалось бы создать и успешно эксплуатировать уже в течение 16 лет международную космическую станцию.


В то же время Юрий Павлович Семёнов активно занимался и другими направлениями деятельности предприятия: он был техническим руководителем работ по созданию космического корабля «Буран», под его руководством в 1970-е годы велась целая серия научно-исследовательских работ по перспективным космическим проектам. При нём РКК «Энергия» вернулась к созданию автоматических космических аппаратов: созданы и успешно эксплуатируются КА связи «Ямал», были начаты работы по космическому аппарату дистанционного зондирования Земли «Е-star», осуществлён проект «Морской старт» и ряд других проектов».


Статья главного специалиста ЦНИИ машиностроения Александра Данилкина опубликована в журнале «Экономические стратегии» №6-2017 под заголовком «Невозможное возможно».

Комментарий profiok.com

«Важным фактором развития любой отрасли является бережное сохранение её истории и традиций. Всё это в полной мере присутствует в РКК «Энергия», где историю отечественного ракетостроения помнят и чтут, – рассказывает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Во время посещения РКК «Энергия» несколько лет назад мы имели возможность убедиться, что на предприятии гордятся не только коллективными успехами, но и самим коллективом, объединившим выдающихся специалистов, энтузиастов, профессионалов, каждый из которых внёс и вносит значимый вклад в развитие ракетно-космической отрасли.


При этом важно понимать, что успехи этой отрасли насквозь пронизывают всю историю нашей страны. Например, в серии «Военная история Российского государства» , которую выпускает ИНЭС, была книга по истории Холодной войны. В этой книге есть глава, повествующая о космической гонке СССР и США. Стоит ли говорить, что в значительной степени успех этой гонки зависел от деятельности РКК «Энергия»?


Думаю, за последние несколько лет все мы почувствовали, что ракетно-космическая отрасль в нашей стране вновь набирает мощь. Во-первых, мы построили новый космодром! В прошлом году состоялся первый пуск с космодрома «Восточный», в конце этого года запланировано ещё два пуска (28 ноября и 22 декабря – profiok.com ). Во-вторых, с 2017 года в МГУ появился факультет космических исследований. Молодые люди, а их набрали около сотни, займутся фундаментальными исследованиями, связанными с освоением космоса, и будут проходить стажировки в Центре подготовки космонавтов и ведущих компаниях отрасли. В третьих, в этом году на экраны вышли сразу два российских фильма, посвящённых теме освоения космоса: «Время первых» и «Салют 7». Можно дискутировать о том, насколько они удачны, лично мне «Салют 7» понравился меньше, но дело не в этом. Важно, что интерес к этой теме возвращается в общество. Я думаю, фильм «Время первых» нужно в обязательном порядке показывать школьникам: ведь у детей должна быть мечта, и пусть это будет мечта о великих достижениях, а не о том, как намайнить побольше биткоинов или получить максимум лайков в соцсетях.


Наша страна всегда была ведущей космической державой. Очень хочется, что бы так было всегда. И знаете, я уверен, что так и будет: по крайней мере, в этом году в Центр подготовки космонавтов поступило на 20 процентов больше заявлений, чем пять лет назад, во время предыдущего набора».

  1. Эффективное управление конструкторским подразделением. Решаем проблемы срыва сдачи проектов, неотлаженных коммуникаций со смежными подразделениями. Планирование деятельности подразделения: действия по планированию, постановка задач подчиненным, делегирование. Контроль: разбиение задач и расстановка точек контроля, формы и методы контроля. Форматы взаимодействия и коммуникации со смежными подразделениями: отделом маркетинга, производством и т. д. Стандартизация бизнес-процессов, процедур и функций. Расстановка приоритетов и оценка задач подразделения через оценку ресурсов, времени, качества. Управление производительностью подразделения, согласование задач.
  2. Мотивация: материальная и нематериальная. Подходы к материальной мотивации: оплата за час/за задачу. Внедрение KPI. Управление по целям — MBO. Нематериальная мотивация — влияние корпоративной культуры на мотивацию.
  3. Инженерный анализ при конструировании изделий. Технология проектирования деталей, узлов и изделий (проектные процедуры, операции и алгоритмы их выполнения). Методы расчета, проектирования и моделирования изделий. Технические средства и программное обеспечение. Обзор и анализ программных продуктов и технических средств. Рекомендации по их использованию на всех стадиях жизненного цикла изделия.
  4. Инновационная методика проектирования на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
  5. Обзор новейших конструкционных материалов.
  6. Оценка экономической эффективности конструкторских решений и стимулирование научно-технических и опытно-конструкторских разработок. Сравнительный технико-экономический анализ конструкторских решений.
  7. Взаимодействие отдела главного конструктора со службой стандартизации. Обеспечение в организации единства технической политики в области стандартизации, каталогизации, классификации и оформления конструкторских документов. Нормоконтроль конструкторской документации.
  8. Применение и исполнение требований к продукции в деятельности конструкторского отдела. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-Ф3 «О техническом регулировании». Технические регламенты, стандарты, государственный контроль.
  9. Взаимодействие отдела главного конструктора с патентной службой. Защита и охрана авторских прав на промышленную собственность. Патенты и товарные знаки.
  10. ЕСКД: современное состояние. Рекомендации по практическому применению нормативной документации.
  11. Документооборот в конструкторском отделе. Практические рекомендации реализации требований стандартов ЕСКД к разработке электронных документов. Равноправность статусов представления КД в традиционной бумажной и электронной форме, возможность их преобразования друг в друга. Общие требования к выполнению, изменению и обращению электронных документов, особенности учета, хранения и обращения электронных документов.