Скачать презентацию архитектура эпохи возрождения. Архитектура итальянского Возрождения презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему

Ханбабаева О.Е.

Слайд 2

Понятие "Ренессанс" (Возрождение) появилось в 16 в., его ввел художник Джорджо Вазари, написавший трактат "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550 г.) Под этим термином он подразумевал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным элементам в искусстве, в частности, к ордерной системе в архитектуре. Возврат античных форм ознаменовал окончание мрачного периода средневековья с религиозным засильем церкви.

Слайд 3

В эпоху Ренессанса (15-17 вв.) громадные сооружения средних веков сменились зданиями, напоминающими своими формами и декором античные сооружения.

Слайд 4

Основой архитектуры Ренессанса являлось наследие зодчества Древней Греции и Древнего Рима: симметрия, пропорциональность, масштабирование относительно параметров человеческого тела, ордерная система, ритмичность в расположении элементов и декора фасадов. В плане здания архитектуры Ренессанса имеют чаще всего прямоугольную форму с осевой симметрией и модульной пропорцией. Кроме того, в фасадах присутствует ритмичность в расположении окон, карнизы.

Слайд 5

Развитию ренессанс - стиля в архитектуре способствовало появлению новых технологий в строительстве и производстве материалов, произошло разделение труда проектировщика-архитектора и мастеров-строителей, у сооружений появились авторы, имена которых были запечатлены на проектах. Ренессансная архитектура была описана в работах Леон Батиста Альберти "Десять книг об архитектуре", которые стали руководством для многих европейских зодчих разных стран. Альберти в собственных проектах применил пилястры для членения стен, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, обработка стен рустом, отделка окон каменной кладкой. В это время античное наследие полностью вытесняют средневековые элементы в строениях. В храмовом строительстве зодчие перешли от крестового свода к коробовому своду, а купол опирается на массивные столбы.

Слайд 6

Представителями ренессансной архитектуры были Виньола (Иль-Джезу в Риме, вилла Фарнезе в Витербо), Вазари (галерея Уффици во Флоренции), А. Палладио (виллы, базилики, театр в Винченце), Галеаццо Алесси (церковь Мадонны де Кариньяно, дворец Спинола, дворец Саули в Генуе), Бальдассаре Перуцци (Фарнезинская вилла, палаццо Массими в Риме), Рафаэль Санти (дворец Пандольфини во Флоренции), Антонио да Сагалло (палаццо Фарнезе в Риме), венецианец Якопо Татти Сансовино (библиотека св. Марка, палаццо Корне).

Слайд 7: Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции, архитектор Вазари. 1560-1581 гг

Слайд 8

Начало нового стиля было положено в Италии. Искусствоведы считают, что Ренессанс начался в 1401 г. В этот год мастера из Флоренции Филиппо Брунелески (Filippo Brunelleschi. 1377-1446 гг.) и Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi. около 1386-1466 гг.) приняли участие в конкурсе по оформлению дверей флорентийского баптистерия, но не выиграли его и отправились изучать развалины Рима.

Слайд 9

Здесь они зарисовывали самые разные фрагменты остатков античных сооружений: колонны, профили, карнизы, капители, исследовали фундаменты, планы построек, разбирались в конструктивных особенностях древних зданий. Именно их исследования и положили начало ренессансной архитектуре, которая в дальнейшем получила распространение в разных странах.

10

Слайд 10

Главным центром искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. Филиппо Брунеллески в 1417 г. выиграл конкурс по созданию проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в своей работе он предложил восьмигранный пустотелый купол с двумя оболочками, облегчив вес свода, уменьшив силу распора, действующую на стены купола (купол строился в 1420-1436 гг.).

11

Слайд 11

12

Слайд 12

13

Слайд 13

Основной конструкторской находкой купола считается изгиб ребер, который помогает вынести большую нагрузку, а также технология одновременного строительства всех восьми ребер. На основе своих исследований античного зодчества Брунеллески сформировал свой собственный архитектурный язык. Его сооружения были более легкими и изящными по сравнению с античными образцами, лежащими в основе его творчества. Его способ передачи античных форм и декора нашел отражение в постройках Ренессанса, а затем отразился в стиле классицизм, барокко, рококо, ампире.

14

Слайд 14

Прототипом архитектуры Ренессанса в жилых постройках 15 в. стало палаццо - городской дворец. В плане это было прямоугольное сооружение с центрально-осевой композицией и внутренним двором. Например, палаццо Питти (Palazzo Pitti. начало строительство 1440 г.). Оно было построено из каменных блоков с грубой поверхностью. Здание делилось на 3 этажа, подчеркнутых на фасаде горизонтальными тягами. Высота окон, выходящих на главный фасад, составляет 8 метров.

15

Слайд 15: Палаццо Питти (Palazzo Pitti), архитектор Микелоццо, начало строительства 1440 г

16

Слайд 16

В начале 16 в. представителем архитектуры эпохи Ренессанса считается Донато д"Анджело Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante. 1444-1514 гг.) Образцом его работы может служить ротонда Темпьетто, построенная в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. В плане - это круглое сооружение с округлым куполом и трехступенчатым основанием, окруженное римско-дорической колоннадой. При папе Юлие II, Браманте работает над реконструкцией Ватикана, создавая единый комплекс из разрозненных построек. Ему принадлежит проект собора св. Петра в Риме с симметричной композицией: в плане - это объединение квадрата с крестом. Браманте заканчивал работу над палаццо Канчоллерия, которое начинал строить А. Бреньо.

17

Слайд 17: Палаццо Канчоллерия (1483-1526 гг.), архитектор Браманте. Рим

18

Слайд 18

Представитель ренессанс - стиля в архитектуре архитектор Андреа Палладио создавал и церкви, и загородные виллы, внедряя идею "колоссального" ордера на 2 или 3 этажа, это система получила название " палладианского ордера". Великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. Основоположник палладианства и классицизма. Родился: 30 ноября 1508 г., Венеция, Венецианская республика Умер: 19 августа 1580 г. (71 год), Виченца Palladio Andrea 1508-1580 гг.

19

Слайд 19: Вилла Ротонда в Виченце

20

Слайд 20

21

Слайд 21: "Колоссальный" ордер Андреа Палладио. Вилла Фоскари (Foscari). 1558-60 гг. Мальконтента. г. Мира

22

Слайд 22

Во второй половине 16 в. в ренессансной архитектуре чаще появляются сооружения, которые стали более точным воспроизводством строений античной классики, однако, все равно, они были более легкими и изящными. В середине 16 в. был построен западный фасад Лувра (это крыло является самым старым в здании) архитектор Пьетр Леско (Lescot).

Ренессансный стиль в архитектуре воплотился в замке Экуанский (château d"Écouen - ныне Национальный музей Ренессанса), дворце в Блуа (château de Blois) во Франции. В стиле Ренессанс выстроен монастырь Эскориал (искусствоведы его называют «монотонной симфонией в камне») архитектор Х.де Толедо, Х. де Эррера (Juan de Herrera ; 1530-1597 гг.), в Испании. Альтенбургская ратуша, часть Кельнской ратуши (Kölner Rathaus), Гейдельбергского замка (Heidelberger Schloss), Фюрстенгоф (Вильмар) в Германии.

26

Слайд 26: Монастырь Эскориал (El Escorial). Главный архитектор проекта - Хуан Баутиста де Толедо, после 1569 г. работу продолжил Хуану де Эррере. Испания

27

Слайд 27

В архитектуре Ренессанса использовались приемы и декор времен античности, однако изменились функции возводимых сооружений: уже не строились огромные спортивные сооружения, общественные бани, как в Риме, большие храмы, как в Древней Греции. Соответственно изменилась и масштабность сооружений, которая стала соответствовать размерам человеческого тела. Специфика стиля архитектуры Ренессанса, была создана творчеством зодчих, переосмысливших античное наследие, включая ордерную систему, которая и стала стилеобразующей.

28

Последний слайд презентации: Архитектура Ренессанса

Искусство средневековья стало восприниматься как зодчество варваров, однако, мастера продолжали использовать мотивы готики в новых сооружениях в сочетании с новыми приемами, что определило отличия от античности Древней Греции и Древнего Рима. Специфика местных школ под руководством известных мастеров обеспечили разнообразие аспектов зодчества этой эпохи.

«Музыка Возрождения» - Звучит шансон Орландо Лассо «Доброе утро, милая». пр.33. Музыка нидерландца Орландо Лассо (ок. 1532-1594), соединяет импровизационность и безупречную логику. Впервые появляется в Лондоне - платный и в Венеции - субсидированный городским магистратом. В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству.

«Культура 15-16 веков» - Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Музей Леонардо да Винчи, Тонжерло. Художественная культура Эпохи Возрождения. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Дама с горностаем 1485-1490 годы. Леонардо да Винчи. Церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим.

«Возрождение в Италии» - Великие архитекторы Возрождения: Ф. Брунеллески Д. Браманте Рафаэль Санти Микеланджело. Медичи – покровительствовали наукам и культуре. Данте (1265 - 1321) – Божественная комедия. Звучит фроттола. Рафаэль Санти (1483 - 1520) – портреты, скульптуры, роспись соборов. Девушка с горностаем. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.

«Титаны Возрождения» - Значение знаменитой загадочной улыбки Моны Лизы становилось предметом бесконечных исследований. Рафаэль Санти (1483 -1520). Микеланджело-архитектор. Возвращение во Флоренцию. В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках идет Мария с Младенцем на руках. ГОУ Московский Медицинский Колледж № 7. Родина Микеланджело.

«Философия Возрождения» - Теория познания. Основные черты натурфилософии: Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира. Раннее Возрождение: XIV век – trecento – «трехсотые», 1300-е гг. Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени. Основные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др.

«Изобразительное искусство Возрождения» - Павел III. Купол Собора Св.Петра. Антонио да Сангалло (1455 или 1463-1534), архитектор. Веронезе (1528–1588), итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Лестница Бельведера. Изобразительное искусство эпохи Возрождения. Церковь Сан-Бьяджо близ Монтепульчано. Ватикан. Кающаяся Мария Магдалина. Джулио Романо (1492 или 1499–1546), итальянский архитектор и живописец.

Всего в теме 32 презентации

Слайд 2

Архитектура раннего возрождения

  • Слайд 3

    Кватроче́нто, также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento - «тысяча четыреста») - общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения.

    Слайд 4

    Слайд 5

    Бази́лика (базили́ка; греч. βασιλική - «дом базилевса, царский дом») - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

    Слайд 6

    Неф - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

    Слайд 7

    Центральный неф Боковые нефы

    Слайд 8

    Слайд 9

    Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

    Слайд 10

    Архитрáв (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

    Слайд 11

    Архитрав

    Слайд 12

    Капите́ль (от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Архитектурный ордер (лат. ordo - строй, порядок) - тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение. Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных и горизонтальных элементов.

    Слайд 13

    Разновидности капителей Тосканский ордер Дорический ордер Ионический ордер (2) Кофинфский ордер Композитный ордер

    Слайд 14

    Дворец дожей

    Слайд 15

    Пиля́стр (также пиля́стра, от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

    Слайд 16

    Слайд 17

    Санта-Мария-дель-Фьоре

    Слайд 18

    Палаццо Питти

    Слайд 19

    Павийская Чертоза

    Слайд 20

    Джованни Антонио Амадео (итал. GiovanniAntonioAmadeo, 1477, Павия - 1522, Милан) итальянский скульптор и архитектор

    Слайд 21

    Палаццо Корнер-Спинелли

    Слайд 22

    Пьетро Ломбардо (1435-1515) - итальянский скульптор и архитектор ранней эпохи Возрождения. Родился в Швейцарии в селении Карона.

    Слайд 23

    Палаццо Вендрамин-Калерджи

    Слайд 24

    Антаблеме́нт (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.



    Архитектура Возрождения

    Архитектура Возрождения

      Архитектура Возрождения - период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике.

    Готика в отличие от архитектуры

    Возрождения искала

    вдохновение в собственной

    интерпретации Классического

    искусства.

    Особенное значение

    • Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции,

    геометрии и порядку составных частей, о

    чём наглядно свидетельствуют уцелевшие

    образцы римской архитектуры. Сложная

    пропорция средневековых зданий

    сменяется упорядоченным расположением

    колонн, пилястр и притолок, на смену

    несимметричным очертаниям приходит

    полукруг арки, полусфера купола, ниши,

    эдикулы.

    Развитие Архитектуры Возрождения

    Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании

    строительных техник и материалов,

    к развитию архитектурной

    лексики. Важно отметить,

    что движение возрождения

    характеризуется отходом от

    анонимности ремесленников

    и появлением персонального

    стиля у архитекторов.

    Известно немного мастеров

    построивших произведения

    в романском стиле, также

    как и архитекторов,

    соорудивших великолепные

    готические соборы.

    В то время как произведения

    эпохи возрождения,

    даже небольшие здания или

    просто проекты были аккуратно

    задокументированы с самого своего

    появления.


    Первым представителем

    • Первым представителем

    данного направления можно

    назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции,

    городе, наряду с Венецией

    Широкое строительство, развернувшееся во Флоренции, меняет облик города и прежде всего его центра, сохранившегося до настоящего времени. Основное внимание сосредоточивается на разработке центрально-купольной храмовой постройки и городского дворца богатеющей буржуазии и аристократии.


    Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.


    Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству.


    Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол () возведенный над построенным еще в 14 веке собором Санта-Мария-дель- Фьоре. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил таким образом вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.



    Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале-дельи-Инноченти) во Флоренции () на площади Аннунциаты первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Двухэтажный фасад дома отличается простотой и легкостью пропорций, четкостью горизонтальных и вертикальных членений. В нижнем этаже он оформлен изящной лоджией, полуциркульные арки которой опираются на стройные колонны. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания. В промежутках между арками размещены круглые керамические медальоны работы Андреа делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев.



    Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году). Эта поразительная в своей гармонической целостности, небольшая по размерам капелла находится в глубине узкого монастырского дворика; прямоугольная в плане, она завершена легким куполом. Фасад ее представляет собой шести колонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят о чувстве меры, о творческом применении античного ордера. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Стены ее, расчлененные пилястрами на равные отрезки, украшены нишами и круглыми медальонами. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Скульптурная декорация и керамика, графическое изящество линий, контрастность цветового решения подчеркивают плоскость стен, сообщают цельность и ясность светлому просторному интерьеру.



    Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В это время создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объемом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.




    Следующим этапом в развитии ренессансной архитектуры было творчество Леона Баттиста Альберти (), энциклопедиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»). В спроектированном им палаццо Ручеллаи во Флоренции (), трехэтажном ренессансном дворце с внутренним двором и помещениями, расположенными вокруг, Альберти вводит систему пилястр, поэтажно расчленяющих стену, антаблемент и облегченную рустовку с гладкой шлифованной поверхностью.


    Церковь Санта-Мария Новелла (, Флоренция)


    В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе,). Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения.


    Так же эпоха Раннего Возрождения бота и другими архитекторами, такими как: Микелоццо ди Бартоломео который создал палаццо Медичи-Риккарди ()




    На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. На протяжении столетий интересы Венеции, процветающей торговой республики, были связаны преимущественно с Византией и другими странами Востока. Турецкие завоевания лишили венецианцев традиционных рынков, включив их в орбиту собственно итальянских интересов. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Кад Оро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, еще сохраняет множество готических черт. Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики.


    К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (), созданный Пьетро Ломбардо (ок и Марко Кодуччо (ок). Фасад дворца, так же как и фасад флорентийских палаццо, расчленен на три этажа, но в его центре выделена ажурная лоджия; подчеркнута также особая легкость, живописность, праздничность его архитектуры. Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Нередко нарушая классические правила, они создавали декоративные и несколько фантастические фасады, облицованные цветным мрамором.