Приемы по формированию коммуникативных ууд презентация. Презентация "развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами игровых ситуаций на уроке" презентация к уроку на тему

Представлены результаты исследования формирования коммуникативных УУД первоклассников на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами игровых ситуаций на уроке Выполнила: Шабля А.А. Руководитель: Кулинец А.М.

Объект исследования: учебный процесс в начальной школе. Предмет исследования: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Цель работы: определить влияние игровых ситуаций на развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Гипотеза: использование игровых ситуаций в процессе обучения младших школьников позволит более эффективно развивать коммуникативные универсальные учебные действия школьников, если: - первоначально будет выявлен уровень развития КУУД каждого первоклассника; - подобраны игровые ситуации и определено место их использования на различных этапах всех основных уроков; - включение школьников в игровые ситуации будет осуществляться на индивидуальной основе, обеспечивающей школьникам умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои действия, учитывать разные мнения и выражать собственное.

Задачи исследования: 1. На основе анализа педагогической, психологической, методической литературы охарактеризовать понятие «коммуникативные универсальные учебные действия». 2. Рассмотреть понятия «дидактическая игра» и её основные составляющие; охарактеризовать понятие «игровая ситуация». 3. Проанализировать возможности дидактической игры на уроках в начальной школе. 4. Проанализировать учебные программы на предмет включения игровых ситуаций в учебный процесс. 5. Выделить показатели и определить уровень КУУД у детей младшего школьного возраста. 6. Подобрать комплекс игровых ситуаций на уроках по разным предметам. 7. Осуществить экспериментальную работу и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования: анализ и синтез литературы по проблеме исследования, беседы, анкетирование, включённое наблюдение за педагогическим процессом, педагогический эксперимент. Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 1 класса МБОУ СОШ №30 УГО в количестве 61 человека; 50 учителей начальных классов сельских школ и 50 учителей начальных классов городских школ Приморского края.

Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Коммуникация… как взаимодействие как кооперация как условие интериоризации

Педагогический процесс воздействие и взаимодействие процесс и процесс воспитания обучения

Урок – основная форма обучения в школе

Коммуникативные УУД на уроках объяснения нового материала Мотивация учебной деятельности Актуализация опорных знаний Объяснение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение знаний в систему Рефлексия учебной деятельности на уроке

Дидактическая игра – обучающая игра облегчает учебный процесс происходит «театрализация» учебного процесса вносит элемент соревновательности в учебный процесс

Исследование возможностей применения дидактической игры на уроках в начальной школе

Как часто вы используете дидактические игры для проведения уроков в начальной школе? 35% 1 раз в неделю 1 раз в месяц реже 1 раза в месяц

Какие сложности возникают у Вас при использовании дидактических игр? 65% материально-технический характер организационно-управленческие отсутствие материалов и разработок

Игровая ситуация – выступает как средство мотивации к учебной деятельности активизирует мыслительную деятельность служит положительным эмоциональным фоном

Задача 1. Выведение критериев и диагностических методик оценки уровня сформированности коммуникативных УУД учащихся.

Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как взаимодействие (интеракция). Высокий уровень (4): - ожидание окончания ответа одноклассника; - ученик старается не осудить иное мнение, а выяснить его преимущества и недостатки; - ученик старается найти компромисс, а не доказать верность только своего мнения; - ученик умеет обосновать своё мнение при ответе. Средний уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Левая и правая стороны»

Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как кооперация. Высокий уровень (4): - ученик не повышает голос на других учеников; - при расхождении точек зрения ученики не теряют рабочего настроя, не выказывают желания поменять партнёра по работе; - работой заняты все ученики в классе, нет деления на «смотрящих» и «делающих». - окончательная работа имеет вид набора, а не отдельных весенних атрибутов. уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Тёплый наборчик»

Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как условие интериоризации. Высокий уровень (3): - уместность действий на определённом этапе работы; - ученики помогают друг другу объяснить и понять задания; - в случае небольшой трудности, ученики задают друг другу вопросы и получают ответы; к учителю обращаются только в сложных ситуациях. уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Дорога к дому»

Задача 2. Определение уровня сформированности коммуникативных УУД первоклассников.

Рисунок 1. Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 1-го «А» класса 6,4 % 12,9% 12,9 % 74,1 % 80,6 % 87 % 19,3 % 6,4 %

6,6% 6,6% 13,3 % 66,6% 86,6% 86,6% 20,6% 6,6% Рисунок 2. Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 1-го «Б» класса

Задача 3. Выведение комплекса игровых ситуаций для формирующего этапа эксперимента.

Предмет Тема урока Игровые ситуации, способствующие развитию коммуникативных УУД как взаимодействие кооперация условие интериори зации Математика Уравнение. Аплодисмен ты Величина. Длина. Остановка рук Длина. Решение задач. Походка Включение игровых ситуаций в учебный план

Игровые ситуации, применяемые на уроках в экспериментальном (1 «А») классе: «Аплодисменты» «Остановка рук» «Походка» «Живая картина» «Сцена знакомства» «Давай поговорим» «Ладонь в ладонь» «Находчивые музыканты» и др.

Рисунок 3. Показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия в 1 «А» классе (экспериментальный класс)

Рисунок 4. Показатели уровня развития коммуникации как кооперации в 1 «А» классе (экспериментальный класс)

Рисунок 5. Показатели уровня развития коммуникации как условия интериоризации в 1 «А» классе (экспериментальный класс)

Рисунок 6. Показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия в 1 «Б» классе (контрольный класс)

Рисунок 7. Показатели уровня развития коммуникации как кооперации в 1 «Б» классе (контрольный класс)

Рисунок 8. Показатели уровня развития коммуникации как условия интериоризации в 1 «Б» классе (контрольный класс)

Результаты экспериментальной работы С помощью средств игровых ситуаций нам удалось повысить показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия и коммуникации как кооперации в экспериментальном классе. Наша гипотеза доказана.

Спасибо за внимание!


«УУД по ФГОС» - Социальные партнеры. Личностные. Вход. Система типовых задач по развитию УУД. Процесс. Оценка. Регулятивные универсальные учебные действия. Материально-техническое оснащение. Ты согласишься? Ресурсы. Базовые образовательные технологии. Финансовое стимулирование. В чем заключается задача школы? Целеполагание.

«УУД» - Метапредметные УУД как предмет педагогического проектирования, отслеживания и оценки. Универсальные учебные действия. Проектирование. Универсальные учебные действия. Дидактическое обеспечение урока. «Настройка» каждой образовательной ситуации. Развитие личности. Важнейшие условия развития УУД. Развивающие возможности урока.

«УУД в начальной школе» - Слова для справок: густой, белый, грязный, огромный. Вырубка лесов человеком стала причиной гибели зубров. Лучшие результаты. Продемонстрировали 10% выпускников. Работа включала 14 заданий. Лучшие показатели по ОУ (средние значения). Зубр живет в лесу. Текст и задания интегрированной контрольной работы для учащихся 1 класса Зубр.

«Коммуникативные навыки» - Проектная деятельность позволяет: Учащиеся любого возраста испытывают потребность в эффективном коммуникативном взаимодействии. Результаты анкетирования. Теоретическая основа исследования. Презентация работы элективного курса. Цель ОС «Школа 2100» - формирование функционально грамотной личности. Анкетирование учащихся.

«Формирование УУД» - Личностные УУД. Оценка. Прогнозирование. Контроль и оценка процесса. Функции УУД. Целеполагание. Преобразование модели. Анализ объектов. Понятие УУД. Моделирование. Эмоциональную зрелость. Коррекция. Решение проблем. Коммуникативные УУД. «Желая изменить мир, начну с себя». Построение логической цепочки рассуждений.

«УУД в школе» - 1.3. Познавательные УУД (продолжение) Общеучебные УУД. Универсальные учебные действия –. Реализация программы развития школы «Школа социального успеха». Направление ПР «Внедрение ФГОС второго поколения». Функции универсальных учебных действий. 2. Коммуникативные УУД. Теоретико-методологическая основа развития УУД.

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №176 с углубленным изучением отдельных предметов
  • Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе.
  • (из опыта работы)
  • Самара
Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД
  • Коммуни-
  • кативные
  • действия
  • коммуникация-
  • взаимодействие
  • Коммуникация-
  • как кооперация
  • Коммуникация-
  • как условие
  • интериоризации
Виды коммуникативных действий
  • - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • - постановка вопросов;
- разрешение конфликтов
  • - разрешение конфликтов
  • - управление поведением партнера
  • - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Расскажи мне, и я забуду.
  • Расскажи мне, и я забуду.
  • Покажи мне, и я запомню.
  • Вовлеки меня, и научусь.
Неоднозначность жанра басни 1.Определение цели. 2.Выбираем партнера по коммуникации.
  • Ребенок приобретает опыт восприятия, понимания и взаимодействия, получает обратную связь от равноправного партнера.
3.Распределение функций.
  • В зависимости от характера решаемой проблемы партнеры могут совершать
  • одинаковые действия
  • противоположные действия
  • взаимодополняющие действия
  • - слушай внимательно партнера по общению;
  • - переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;
  • - отмечай прежде всего положительное;
  • - уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;
  • - старайся работать хорошо;
  • - при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;
  • - результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;
  • - помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
  • - поблагодари партнера за работу.
  • 4.Действуем, взаимодействуем.
Группа № 1.
  • Группа № 1.
  • 1. Всем известно слово проворонить . Что оно обозначает?
  • Проворонить – з начит _________________________________________.
  • 2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________
  • ____________________________________________________________
  • 3. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?
  • Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
  • Зачем вороне большие разговоры, знай ворона своё воронье кра.
  • Пугана ворона и куста боится.
  • Не летать вороне в высокие хоромы.
  • 5.Получаем и оцениваем результат.
Группа №2.
  • Группа №2.
  • На ель Ворона взгромоздясь,
  • Задание:
  • 1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться. ____________________________________________
  • 2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь ? ___________________________________
Группа №3.
  • Группа №3.
  • На ель Ворона взгромоздясь,
  • Позавтракать было совсем уж собралась…
  • Задание:
  • 1. Проанализируйте звуковой состав слова взгромоздясь.
  • Гласных или согласных звуков больше в слове? ________________
  • ______________________________________________________________
  • Среди согласных звуков звонких или глухих больше, твёрдых или мягких? __________________________________________________
  • 2. Какие слова по звучанию вам напоминает слово взгромоздясь ?
  • ______________________________________________________________
  • _______________________________________________________________
  • 3. Какой можно представить Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь ?____________________________________________
  • _______________________________________________________________
  • Тяжёлая
  • огромная
  • неуклюжая
  • громкоголосая
6. Делаем выводы, рефлексия.
  • Ворона
  • Глупая, неуклюжая
  • Уселась позавтракать, каркнула.
  • Не слушай льстецов!
  • Разиня.
  • Лисица
  • Хитроумная, льстивая
  • Заметила, подкралась, утащила.
  • Глупого легко обмануть.
  • Плутовка.
  • Класс
  • Коммуникативные УУД
  • 3 класс
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
  • 6. Критично относиться к своему мнению
  • 7. Понимать точку зрения другого
  • 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
  • Класс
  • Коммуникативные УУД
  • 4 класс
  • 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
  • 6. Критично относиться к своему мнению . Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  • 7. Понимать точку зрения другого
  • 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Рекомендации
  • 1.Научите ребенка высказывать свои мысли.
Рекомендации
  • 2. Не бойтесь «нестандартных уроков»
Рекомендации
  • 3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала
Рекомендации
  • 4. Напоминайте ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы
Рекомендации
  • 5. Приучите ребенка самого задавать вопросы
Рекомендации
  • 6. Учитывайте жизненный опыт учеников
Спасибо за внимание www.foxdesign.ru
  • www.foxdesign.ru
  • multiki.arjlover.net/
  • www.youtube.com/
  • fn.bmstu.ru/
  • www.liveinternet.ru/
  • www.academyofwives.ru
  • wiki.iteach.ru
  • kv.pl.ua
  • www.mindmeister.com
  • subscribe.ru
  • www.molodost.in.ua
  • es-foto.ru
  • www.english-nova.ru

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.


В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1. Личностные УУД Самопознание и самоопределение Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я - член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) Смыслообразование Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?) Нравственно-этическое оценивание Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников)




3. Коммуникативные УУД Коммуникация как взаимодействие Учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение Коммуникация как кооперация Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться. Коммуникация как условие интериоризации Умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.


4. Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения. Универсальные логические действия Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательство. Постановка и решение проблем Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


2.Приобретение знаний о способе выполнения действия. 4. Контроль умения выполнять действие. Путь формирования универсальных учебных действий. 1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация. 3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.


Личностные УУД Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: - участие в проектах; - подведение итогов урока; - творческие задания; - зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; - мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - самооценка события, происшествия; - дневники достижений.


Личностные УУД 1. Игра «Что делать? Как бы ты поступил? (поиск выхода из сложившейся ситуации, можно брать ситуации из литературных произведений). 2. «Добрые слова»(слова обращены к бывшим врагам, лучше пример из сказок). 3. Упражнение «Рамка». 4. «Измени точку зрения» (идет дождь, снег, а ты – ребенок, дворник, водитель, родитель, животное). 5. Составь рассказ от имени другого (ты – камень на дороге, ты – рыбка в пруду).


Личностные УУД Для диагностики можно использовать методики: - «Лесенка». - «Незаконченные предложения». - «Оцени поступок». - Методика изучения мотивации для начальной школы Лукьяновой. - «Что такое хорошо и что такое плохо». - «Что мне нравится в школе».


Познавательные УУД -Логические задачи и загадки. - Что лишнее и почему?. -Рассуждение о причинно – следственных связях. -Рисование из геометрических фигур (с ограничениями и без (человечки)). -Рисование из хаотически расположенных точек. -«Колумбово яйцо», « Танграмм». - «Что спряталось в рисунке». -Образование сложных слов. - Игра с человечком. -«На что похоже?». - «Придумай загадку и нарисуй ее (вид объекта сверху, сбоку). -«Сколько значений у предмета?» (вещи на выброс). Хитроумные решения.


Познавательные УУД - Назови все возможные признаки предмета (Какой? Какая?). - «Причина и следствие» (что является причиной, а что следствием – выбери из цепочки – смех, шутка; мокрый асфальт, дождь, лужи, мокрая трава). -Проверь правильность утверждений (например, все торты сладкие, конфета – сладкая, значит, конфета – торт или все волки серые, Рекс – серый, значит, он волк.) -Придумай знак по охране природы, новый дорожный знак. Для диагностики можно использовать: -Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека. - «Сколько слов в предложении?».




Регулятивные УУД - «Сделай так же» (из геометрических фигур, например). -Продолжи узор, соблюдая закономерность. -«Спрячь букву» (перепиши, но вместо любой буквы ставь точку). - «Сохрани в секрете» (повторяй слова за педагогом, но нельзя повторять, например, слова, обозначающие цвет, начинающиеся на букву р, слова из 2 слогов). -Рисовать треугольник и квадрат одновременно. - Найди ошибки у друга. -Поиск информации в предложенных источниках.


Регулятивные УУД -Игра « ни да, ни нет». -Узоры по клеточкам (несколько вариантов). -Рисование под диктовку. -Выкладывание узоров из счетных палочек. -Раскрась соответственно инструкции. -Дорисуй половинку. -Какое слово повторяется много раз? -Сложи слово из 2 слогов. -« Что изменилось в гальщике?» -«Отдай каждому свой предмет». -«Поменяйтесь местами те, кто…. (первый, второй, третий). -«Следи за речью учителя» (активная игра). -Кодирование. Диагностика: -«Домик». -«Узор». -«Рисование по точкам». -«Бусы». -«Корректурная проба». -«Кодирование». -«Графический диктант». -Карта наблюдений для педагогов. -Зрительно – моторный гештальт - тест Лоры Бендер


Коммуникативные УУД Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: - составь задание партнеру; - отзыв на работу друга; - групповая работа по составлению и решению заданий; - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); - «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.


Коммуникативные УУД Сюда подойдут речевые игры: -Описательные загадки(дай характеристику так, чтобы другой тебя понял). «О ком говорим?» -Рассказ по картинкам. -Назови ласково, назови во множественном числе. -Изобрази руками. Варианты – в группе все, или индивидуально, другие отгадывают. Групповые игры: -Создай коллаж в группе на тему – плюс расскажите, какую мысль хотели донести. -Постройте совместно высокую башню всего из 10 листов. -Проявите творчество и создайте предметы из полосок бумаги. -Раскрасьте совместно пальцами рисунок




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!