Презентация на тему книжная графика. Презентация на тему "книжная графика раннего средневековья"


Наиболее древний и традиционный вид графического искусства рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка немало общего с живописью, а границы между ними подвижны и в значительной мере условны: акварель, гуашь, пастель и темпера могут использоваться как для создания собственно графических, так и живописных по стилю и характеру произведений. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры


ГРАФИКА (от греч. grapho – пишу, рисую) – один из видов изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте). Существует станковая графика (рисунок, эстамп, лубок), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, титул, авантитул, переплет, обложка, суперобложка), журнальная и газетная графика, миниатюра (вариант книжной графики), промышленная графика, экслибрис, плакат, шелкография, линогравюра.


Книжная графика – составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают тип издания, конструкцию книги, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги традиционна: книжный блок, обложка, переплет, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.), шрифты. Эти элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.


Обложка – художественное решение покрытия книги, в которой заключен книжный блок. Решение обложки должно быть условно- декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные.


Титульный лист – правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация, или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение.








Заставка – небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающего какой-нибудь раздел текста. Концовка – небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги. Инициал – начальная буква в тексте книги, созданные художником.

В презентации "Рождение книги" кратко рассказывается об этапах появления письменности и история появления книги как таковой. Возможно использование как в начальной, так и в средней школе не только на уроках ИЗО, но и на уроках окружающего мира.

Презентация "Конструкция книги" предназначена для ознакомления с такими элементами книги, как обложка, переплет, форзац, шмуцтитул и т. д. Эту презентацию можно использовать и для интерактивной доски (Smartboard), если импортировать ее в программу Notebook.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КНИЖНАЯ ГРАФИКА Рождение книги 1 Часть первая

В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались "живые письма" - гонцы. http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/05-2.htm 2

У индейцев Южной Америки такая вещь называлась квипу (кипу) - узелковое письмо. 3 Предметное письмо

Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте. Пиктогра́фия (от лат. pictus - нарисованный и греч. γράφω - пишу) (рисуночное письмо) - этап развития письма: отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. 4 Пиктографическое письмо

Прошение индейских племён конгрессу Соединённых Штатов. (Фигуры животных (бобр, гусь, рыба, заяц и другие) выражают тотемы племен, объединенных союзом. Широкая полоса внизу - это отец Рек - Миссисипи, общая территория индейцев.) 5 Еще один образец пиктографического письма

6 Попробуйте расшифровать эту надпись!!

Клинописные таблички Месопотамии 7 Родиной письма является Древний Восток Самой древней считается письменность шумеров –жителей Передней Азии, возникшая 5 тыс. лет назад.

Свиток египетского папируса 8 Письменность Древнего Египта 14 лет была загадкой, пока в 19 веке француз Франсуа Шампольон не расшифровал иероглифы.

Рисунок на египетском паирусе. 1500 год до н. э. 9

Книги на пальмовых листьях из Древней Индии 10

Бамбуковая книга из Древнего Китая 11

Берестяные грамоты, найденные в процессе археологического изучения Новгорода, свидетельствуют о широком распространении грамотности среди различных слоев населения уже в ХI-XIV вв. 12 Новгородские берестяные грамоты

«Поклон от Семена к невестке моей. Если ты не помнишь, то имей в виду: у тебя солод был он хранится в подклете, и ты возьми пригоршню. Насчет муки не стесняйся, бери сколько нужно и испеки пирогов в меру. А мясо возьмешь в сеннике. Отдай рубль Игнату». XIV век. 13 Новгородские берестяные грамоты

« Цера с писалами » и обратная сторона церы Церы – это деревянные таблички с углублениями, которые заливались воском. Маленькие новгородцы писали свои упражнения не на бересте, а на воске. «Грамота мальчика Онфима » - упражнения в письме новгородского ребенка 14 Новгородские берестяные грамоты

Римская книга имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами 15 ДРЕВНИЙ РИМ

В Древнем Риме появился другой вид книги: полиптих. Это были скреплённые между собой деревянные дощечки-таблицы. покрытыё воском, на которых стилом процарапывались буквы. Эту книгу уже можно было листать. Хотя листов в ней было немного. 16 ДРЕВНИЙ РИМ

РОЖДЕНИЕ КНИГИ Сначала старинная рукопись - КОДЕКС использовалась для ведения бухгалтерии, но, с развитием пергамента в III веке н. э., постепенно начала вытеснять папирусы. Это происходило уже в христианском мире. Причин принятия КОДЕКСОВ как основного вида книг несколько: они экономичны, поскольку можно использовать обе стороны листа; их легко спрятать; они были удобны и доступны. Возможно, христианские авторы использовали КОДЕКСЫ нарочно, чтобы они не были похожи на языческие тексты, которые обычно писались в форме свитков. 17

КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА До изобретения и внедрения печатной машины почти все книги переписывались вручную, что делало книги дорогими и редкими. Первые книги переписывались в основном в монастырях, по одной за раз. Писали крупно, четко и красиво; в отделке заглавных букв доходили до необыкновенной роскоши. 18

19 Старинная гравюра. Монах-переписчик

Книга-кошель, кодекс, пергаментный свиток эпохи Средних веков КОДЕКС (лат.) - это книга из сшитых вместе листов, сложенных в тетрадь. 20

Мастера-переплетчики средневековья изобрели оригинальный переплет, который по своему внешнему виду напоминает кошель или конверт. Он прикреплялся к поясу, а для прочности закалывался красивой булавкой или брошью. Такие книги-кошели дошли до нашего времени в единичных экземплярах. Сейчас в мире их известно пять. Изображения книг-кошелей можно встретить на старинных гравюрах и картинах. 21

С XIII века основным писчим материалом стала бумага. Книг стало больше, они стали дешевле. Переписыванием книг стали заниматься не только в монастырях. В городах появились целые кварталы переписчиков, иллюминаторов (художники-иллюстраторы), переплетчиков, торговцев. Появились общественные библиотеки. Рогир ван дер Вейден. Мария Магдалина за книгой. Ранее 1438. 22

Рукописные книги 23

24 Страницы рукописных книг 13-14 вв.

25 Иоганн Гутенберг немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.

Первый печатный станок В XV веке Иоганн Гутенберг создал печатную машину с металлическими наборными элементами, что сделало книги сравнительно доступными. 26

27 Первые печатные книги по оформлению былы похожи на рукописные.

Несмотря на рост масштабов книгопечатания в XV веке, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дороги. Многие годы, начиная с XV века, были потрачены на улучшение печатных машин. К середине XX века производство книг в Европе перешагнуло отметку 200 тыс. наименований в год. ВСЕГО, НА СЕГОДНЯ, СУЩЕСТВУЕТ ПРИМЕРНО 130 МИЛЛИОНОВ НАИМЕНОВАНИЙ КНИГ. 28

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КНИЖНАЯ ГРАФИКА Конструкция книги 1 Часть вторая

КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ

КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ суперобложка бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку

КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ переплет Первоначально делали из дощечек, обтянутых кожей. В ыполняли из золота, серебра, украшали чеканкой, c канью, эмалью, жемчугом. Сейчас из ткани и картона. Предохраняет книгу. В X V III – XIX в. в. книга печаталась без переплёта, владелец потом заказывал его по своему желанию.

КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ форзац Сложенный пополам лист бумаги, который соединяет крышку переплета с книжным блоком.

КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ Для размещения главных сведений о книге. Рисунок, размещаемый на одном развороте с титульным листом на чётной полосе. фронтиспис титульный лист

КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ шмуцтитул (Schmutztitel - грязный титульный лист) - добавочный титул в старопечатных книгах, помещенный перед титульным листом для предохранения его от загрязнения и порчи. Современный шмуцтитул предваряет часть, главу издания.

суперобложка форзац титульный лист фронтиспис шмуцтитул Задание: соедините картинку с определением

суперобложка форзац титульный лист фронтиспис шмуцтитул Бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку Выполнен из ткани и картона. Предохраняет книгу. Сложенный пополам лист бумаги, который соединяет крышку переплета с книжным блоком. Добавочный титул в старопечатных книгах, помещенный перед титульным листом для предохранения его от загрязнения и порчи. Современный шмуцтитул предваряет часть, главу книги. Для размещения главных сведений о книге. Рисунок, размещаемый на одном развороте с титульным листом на чётной полосе. переплет Задание: соедините термин и объяснение


1. Книга - это синтез художественного
слова и изобразительного искусства,
осуществленный средствами полиграфии.
Причем этот синтез возникает между
такими различными категориями, как
литература - искусство «временное» и
книжная графика - искусство
«пространственное».
Книжная графика не просто часть
издательского дела или средство для
передачи знаний, она является частью
культуры. Книга - памятник культуры
определенного времени, как и любое
произведение искусства.

Книга (от слав. Кънига, от китайского kuen –
свиток) – первоначально несколько
сложенных пополам листов папируса или
пергамента, скреплённых вместе. В
дальнейшем любое сброшюрованное
полиграфическое издание. Книга является
предметом графического искусства.

2. Древнейшие формы книги
Древнейшей формой книги можно считать
узелковое письмо инков, где информация
передавалась через завязанные на одном
шнуре разного рода узлы.

История книги начинается с папирусных свитков Древнего Египта в III
тысячелетии до н. э.

Не менее древней, чем
египетские иероглифы, и
весьма любопытной
разновидностью
идеографического письма
является клинопись. Ее
создателями были
шумеры - древний
народ, проживавший в
междуречье Тигра и
Евфрата в 3500 - 3000
годах до н.э.
Шумерская глиняная
клинописная табличка.

4. Цилиндрический пенал для хранения каламов с привязанной к нему чернильницей. Весь письменный прибор писец затыкал за пояс. 5. Деревянная

Античные предметы
письменности
1. Перстень, которым
запечатывались свитки, и
оттиски его на шнурках и
папирусных лентах. 2.
Палетка древнеегипетского
писца с тростниковыми
стержнями и углублением
вверху для разведения
туши. 3. Образцы
металлических стержней,
стилей, которыми писали на
восковых табличках.
4. Цилиндрический пенал для хранения каламов с привязанной к нему чернильницей.
Весь письменный прибор писец затыкал за пояс. 5. Деревянная табличка, на которой
писали древние школьники. 6. Восковые таблички, послужившие прообразом книгикодекса, диптих и полиптих. 7. Бронзовая двойная чернильница римского времени, для
красной и черной туши. Позади нее свиток папируса.

3. Прообразом современной книги является кодекс. Свое начало он берет
от полиптиха – скрепленных восковых табличек. Кодекс имел обложку,
закрывающую книжный блок, состоящий из страниц пергамента или даже
ткани. Упоминания о кодексе встречаются уже в 1 в. до н. э. Старейшие
сохранившиеся фрагменты относят ко 2 в. н. э. Более широкое
распространение кодекс получил с 4 в. Среди древнейших К.- старейшие
списки Библии - Синайский, Александрийский и Ватиканский кодексы (4 - 5
вв.). В течение многих веков наряду с кодексом существовал свиток.

До нас дошли богато
иллюстрированные
миниатюрами рукописные
книги Древней Руси XI в,
которые выполнялись только в
одном экземпляре.
Печатать книги на Руси начали
немногим более четырех веков
назад, а рукописные книги
появились в нашем Отечестве в
связи с распространением
христианства, то есть более тысячи
лет назад.

При храмах и монастырях
создавались первые русские
библиотеки и школы, там же
обучали искусству
переписывания книг, там же
зарождалось русское
летописание.
Книгопереписывание уже к XI веку достигло
значительных успехов: ученые предполагают, что в
Древней Руси домонгольского периода книги были
широко распространены и их число превышало сто
тысяч экземпляров (до нас дошло не более 500
рукописей XI – XIII вв.). Древнерусские рукописные
книги отличаются высокой культурой художественного
оформления, самобытной каллиграфией. Все
рукописные книги – незаменимые свидетели эпохи,
основной и достоверный источник изучения
отечественной культуры.

4. Открытия в области книгопечатания
Иоганн Гутенберг [р. между 1394-99 (или в 1406) умер 3.2.1468], немецкий изобретатель, создавший
европейский способ книгопечатания, первый
типограф Европы.
Способ Гутенберга(печатный набор) позволил
получать произвольное число идентичных оттисков
текста с формы, составленной из подвижных и
заменяемых элементов - литер.
Литера - первая стандартная деталь в истории
европейской техники. Гутенбург сконструировал
словолитный ручной прибор, обеспечивший
стандартность литеры и массовость её
изготовления. Прибор представлял собой полый
металлический стержень со съёмной нижней
стенкой из мягкого металла, на которой с помощью
твёрдого штампа - пунсона выбивался рисунок
буквы. В полый стержень заливался специальный
сплав. Отливка-литера получала на торцовой части
зеркальный рисунок буквы. Гутенберг первым
применил пресс для получения оттиска, разработал
рецепты типографского сплава - гарта и
типографской краски. Таким образом, Гутенбергу
принадлежит заслуга разработки типографского
процесса в целом.

Наборная касса и инструменты наборщика (а),
словолитчик (б), рука наборщика с верстаткой (в).
Гравюры XVII в.

Реконструкция печатного станка И. Гутенберга.

Древнейшее изображение печатного
станка на гравюре «Танец смерти».
Лион, 1500

Типография. Наборная касса

Гутенбергу принадлежит заслуга первого
печатного издания Библии. Это издание,
признанное шедевром ранней печати, в
своих формальных элементах (рисунок
шрифта, формат и т. д.) имитировало
готические средневековые рукописные
книги, превосходя их достоинствами печати.
Цветные инициалы и орнамент
выполнялись от руки художниками.

Иван Федоров – основатель книгопечатания в России и Украине. С 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года вместе с Петром Мстиславцем напечатал «Апосто

Иван Федоров – основатель
книгопечатания в России и Украине. С 19
апреля 1563 по 1 марта 1564 года вместе
с Петром Мстиславцем напечатал
«Апостол», ставший первой русской
датированной печатной книгой.
Предварительно он провел большую
текстологическую и редакторскую
работу. «Апостол» обильно
орнаментирован. Творчески переработав
орнаментальные приемы школы
Феодосия Изографа, Федоров создал так
называемый старопечатный стиль.
Шрифт Федоров разработал на основе
московского полууставного письма
середины XVI в.
В 1580 – 1581 гг. вышла первая полная
славянская Библия (так называемая
Острожская Библия). Этот колоссальный
труд занимал 1256 страниц.

Вначале иллюстрации
резались на одной доске с
текстом, они были
лаконичными и печатались
черной краской. В
последующие века способы
печати совершенствовались,
появились гравюры на дереве
(торцовая и ксилография),
резцовая гравюра на
металле, офорт,
литография. Каждая из этих
графических техник по-своему
передавала художественный
строй произведения и была
наиболее характерна для
определенного времени.
Страница 18 из Нюрнбергского издания
«Метаморфоз» Овидия 1689. Гравюра на
дереве.

Исполнение иллюстраций в
резцовой гравюре на меди или
офорте дало художникам
возможность лучше передавать
глубину пространства, эффекты
светотени, фактуру. Такие
иллюстрации печатались на
отдельном листе и вклеивались
в книгу.
Иллюстрация (гравюра и рисунок Н. Соколова;
1796 г.) к «Бедной Лизе»
Н. М. Карамзина.

Эмоциональные, психологические нюансы
полнее можно было передать в
литографии. Характерной особенностью
литографической манеры является
зернистая фактура рисунка, мягкость и
плавность линий, возможность передавать
полутона, эффекты освещения.
Е.Кибрик. Иллюстрации к роману
Р.Роллана «Кола Брюньон»

Возросли художественные
возможности книги с
изобретением в XIX в.
фотомеханического способа
печати. Художники получили
возможность использовать и
комбинировать самые
разнообразные материалы,
любую графическую или
живописную технику.
Б. Диодоров. Иллюстрация «Полет на ласточке»
к сказке Х.-К. Андерсена «Дюймовочка». 24x30 см.
Офорт, акватинта, акварель

Книга: 1 - книжный блок; 2 - суперобложка; 3 - переплетная крышка; 4 - ляссе; 5 - рубчик; 6 - каптал; 7 - корешок; 8 - кант; 9 - экслибрис; 10 - клап

5. Структура и элементы книги
Книга: 1 - книжный блок; 2 - суперобложка; 3 - переплетная крышка; 4 - ляссе; 5 -
рубчик; 6 - каптал; 7 - корешок; 8 - кант; 9 - экслибрис; 10 - клапан
суперобложки; 11 - форзац; 12 - фронтиспис; 13 - титульный лист

Ян Чихольд, создавший труд «Свободные от произвола
соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы»
тщательно исследовал каноны построения страницы средневековой
книги.
Схема идеальных
пропорций одной
средневековой рукописи.
Сохранявшийся в тайне канон,
который положен в основу многих
рукописей позднего Средневековья

В его схеме конструкции страниц заключен вариант «Вилларова
чертежа». Так называют гармонический делительный канон Виллара
де Оннекура (средневекового художника и архитектора, теоретика
искусства). С помощью этого канона, который показан на чертеже
жирными линиями, можно делить пространство на любое число
равных частей без какого бы то ни было масштаба. Ян Чихольд
добавляет дополнительные линии построения, благодаря которым для
любого формата возможен расчет гармоничного соотношения
величины полей и наборной полосы.
6
5
4
3
1
2

Однако художник может не всегда строго следовать канону. Для
выразительности и точной передачи образа книги иллюстратор
может изменить композицию книги. Так И. Богдеско размещает текст
близко к раю, оставляя маленькие поля, что повышает
эмоциональное напряжение книжного разворота.

Книжная графика – вид
изобразительного искусства,
оформление обложки,
суперобложки, фронтисписов,
титульных листов, страниц
книги иллюстрациями,
заставками, инициалами,
концовками. Отдельную область
книжной графики составляет
искусство шрифта.
И. Богдеско.
Сервантес. «Дон Кихот»
БЕАТРИС ПОТТЕР Иллюстрация к книге
«Рождественский вечер у Кролика»

Заставка - небольшая орнаментальная или
изобразительная (иногда сюжетная) композиция (в
ширину наборной полосы или уже), выделяющая и
украшающая начало какого-либо раздела как
рукописной, так и печатной книги или журнала. В
заставке может включаться название раздела.
Заставка с рождеством
Иоанна Предтечи и фигурный
инициал с изображением
евангелиста Луки
Конец XI в.
Инициал или
Буквица
Концовка

7. Шрифт - это система визуального
отображения информации при помощи
условных символов. В более узком
значении это комплект литер, цифр и
специальных знаков определенного
рисунка.

ТИПОГРАФИКА - художественная графика, использующая полиграфические средства и оформительские элементы: линейки, орнаменты, знаки и, глав

ТИПОГРАФИКА - художественная графика, использующая полиграфические
средства и оформительские элементы: линейки, орнаменты, знаки и, главное,
наборные шрифты.

Каллиграафия (от греч. καλλιγραφία - «красивый почерк») - одна из отраслей
изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством
красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим
образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и
искусной манере»

Sapere aude (Дерзай знать)
Amat victoria curam
(Победа любит старание)
Laboremus (Давайте трудиться)
Каллиграфия И. Богдеско

Книга представляет собой целостную структуру, все элементы которой: макет, шрифт, иллюстрация… находятся в гармонии друг с другом.

Книга «Царская охота на Руси»

Книга в изобразительном искусстве

В. Ван Гог.
Натюрморт
Девочка с книгой.
Фотография
Перронно, Жан-Батист
Портрет мальчика с книгой
Н.П. Богданов-Бельский.
Ученицы. 1901

Яровой. Ершов Пётр Павлович. Знакомство с книгами зарубежных писателей. Маврина. Кочергин. Можаева. Мир иллюстраций. Диодоров. Билибин. Милашевский. Тырса. Бианки. Лебедев. Рудаков. Сказка о мёртвой царевне. Дорогие друзья. Иллюстрации. Васнецов. Иллюстратор. Чуковский Корней Иванович. Маршак Самуил Яковлевич. Сафронов. Книги с иллюстрациями. Аксаков. Писатель. Иллюстраторы. Пушкин.

«Буклет» - Не используйте линейки, разделяющие колонки с текстом. Наличие слогана. Профессиональный и сложный язык, аббревиатуры. Простота понимания материалов. Игра на чувстве страха и суевериях. Подзаголовки. Попытка учить, а не убеждать. Обязательные пункты: Поддержка дискриминации по признаку расы, религии, пола и возраста. Очно и заочно знакомят клиента с организацией и сотрудниками. Самая узкая колонка - около 5 сантиметров.

«Элементы оформления книги» - Книга. Различают несколько видов книг. Элементы книги. Каптал. Литературное произведение. Переплет книги. Выполнение задания. Разворот. Форзац. Основы композиции. Шмуцтитул. Поля страницы. Грамота макетирования. Обложка. Оформление книги. Графическая доминанта. Титульный лист. Дизайн книги. Книга в мягкой обложке. Колонцифра. Переплетная крышка. Художник-дизайнер. Обрезка книги.

«Книжная графика» - Книжная графика – составная часть книжного издания. Заставка – небольшая композиция орнаментального характера. Обложка – художественное решение покрытия книги. Книжная графика. Практическая часть. Иллюстрация к трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Суперобложкой называется художественно решенное бумажное покрытие. Графика. Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части.

«Бумага для книг» - Ещё длиннее путь бумаги в Европу. Руководитель проекта: Гайнуллина Наталья Владимировна МОУ «СОШ №1 г.Буинска РТ». В 1100 г. – в Каире. Трудно представить жизнь без бумаги. X век – первые бумажные мастерские в Испании. Высушенные листы спрессованных волокон оказались прекрасным материалом для письма. В течение многих веков китайцы единолично владели секретом изготовления бумаги. В отличии от папируса пергамент был прочнее и долговечнее.

«Элементы книги» - Развернутый лист. Основное содержание издания. Библиотечный урок. Предисловие и послесловие. Краткое изложение содержания книги. Клапан суперобложки. Титульный лист. Оглавление или содержание. Переплет или обложка. Иллюстрации. Суперобложка. Переплет книг. Книга интересная. Одежда книги. Кто в книге самый главный. Форзац. Фронтиспис. Обложка одевает книгу. Шрифт.

Слайд 2

Западная Европа: чудом сохранившиеся манускрипты V - X веков

  • Слайд 3

    КодексТак в средние века называли написанные на пергаменте манускрипты– в отличие от античных свитков и восковых дощечек они были многостраничными, как современные книги

    Написанные на сделанном из кожи новорожденных ягнят пергаменте, нередко золотом и серебром, уникальные книги раннего средневековья стоили баснословно дорого

    Слайд 4

    ПЕРГАМЕНТ Для изготовления пергамента употреблялись шкуры животных.. Сначала их промывали, потом выдерживали в извести от трех до десяти дней, а затем натягивали на деревянные рамы Иногда на одну книгу уходило до 150 шкур животных

    Слайд 5

    СкрипторииСредневековые скриптории создавались при монастырях, кропотливую работу по созданию рукописных книг (манускриптов) выполняли монахи.

    Слайд 6

    Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари - красной краски (minium), которой было принято выделять начало текста. Инициалы в средневековых рукописях – настоящие произведения искусства.

    Слайд 7

    Кведлинбургская Италасамый ранний образец средневековой книжной миниатюры

    Кведлинбургская Итала – роскошно иллюстрированная рукопись Ветхого Завета на латинском языке. Книга создана в начале V века, предположительно в Риме. Затем попала в Германию и была подарена Кведлинбургскому монастырю в X веке императором Оттоном I Это первый из известных латинских иллюстрированных Ветхих Заветов. К сожалению, от книги уцелело совсем немногое: шесть листов, сохранность которых оставляет желать лучшего

    Слайд 8

    Венская Книга БытияОна была создана в VI веке и по праву считается одним из шедевров мирового искусства. Это кодекс, выполненный с выдающимся мастерством на окрашенном пурпуром пергаменте.

    Слайд 9

    Святой Марк. Евангелие из Россано

    Самыми примечательными книгами шестого века являются Евангелие из Россано и Евангелие Святого Августина Кентерберийского, которое по месту хранения часто называют Кембриджским Евангелием. С шестого века устойчивым элементом этого канона средневековых церковных книг становится портрет евангелиста (как правило, в сопровождении соответствующего символа). В кодексах из Россано и Кембриджа каждое евангелие предварялось портретом его автора, занимавшим отдельную страницу. До наших дней в Россанском кодексе сохранился святой Марк, в Кембриджском – святой Лука.

    Слайд 10

    Святой Лука, Кембриджское Евангелие 

    Канонические символы Четырех Евангелистов (тетраморф) святой Матфей –, крылатый человек (иногда принимается: ангел), святой Марк – лев; святой Лука –телец; святой Иоанн – орел.

    Слайд 11

    Евангелие из РоссаноБиблейские сюжеты:Христос и Пилат, смерть Иуды, Христос и Варрава

    Слайд 12

    Книга из Келлса(Ирландия, около 800 года)

  • Слайд 13

    Книга из Келлса В самом старом университете Ирландии, колледже Святой Троицы, хранится Евангелие с иллюстрациями IX века. Его иногда называют самой красивой книгой в мире. Каждая страница его великолепно украшена замысловатыми узорами и мифическими животными. По разнообразию оформления каждой из 680 страниц книга не имеет себе равных, в 1950-х годах ее переплели в четыре отдельные тома. Причудливые иллюстрации, сделанные писцами и монахами монастыря Келлс, летописец XIII века назвал «нечеловеческой, ангельской работой».

    Слайд 14

    Евангелие Годескалька,VIII век(названо по имени мастера)

    Листы знаменитого манускрипта, книги Годескалька, тонированы пурпурным цветом, а текст написан золотыми и серебряными буквами по пурпурному фону. Книга украшена шестью миниатюрами в размер страницы - изображениями четырех евангелистов, Христа и композицией «Источник жизни», которые находятся в самом начале книги.

    Слайд 15

    Миниатюры Евангелия Годескалька, конец восьмого века:Христос на троне Евангелист Лука