Подготовить презентацию на тему осень глазами фотографа. Осень глазами художников и поэтов


Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время,

полная мудрости пора…


Иван Бунин "Листопад"

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...


Афанасий Фет "Осенью"

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней, Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.


К.Д.Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.


Ласточки пропали,

А

А.С.Пушкин

  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.



Урок чтения для 3 класса

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 64

Гугнина Юлия Станиславовна,

г. Новосибирск

Новосибирск 2010

Цели. Познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; учить анализировать произведения; познакомить с терминами "цитата", "эпитет", "олицетворение", "сравнение"; совершенствовать навыки выразительного чтения; расширять литературный кругозор детей, познакомить их с произведениями искусства, посвященными осени; воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Оборудование. Учебник "В одном счастливом детстве" (авт. Р.Бунеев, Е.Бунеева. М., 2001); аудиозаписи музыкальных произведений – из цикла "Времена года" П.И. Чайковского, "Осень" Вивальди, стихов об осени; репродукции картин художников И.И. Левитана "Золотая осень", В.Д. Поленова "Золотая осень", В.А. Серова "Октябрь"; Школьный толковый словарь русского языка, Толковый словарик русского языка; карточки с текстами; мультимедиа. Вопросы учителя (У.), ответы детей (Д,)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока Слайд

Учитель. Осень – чудесная пора! И тема нашего урока – "Осень глазами художников, поэтов, композиторов".

III. Знакомство с новым разделом учебника

У. Каждый видит и понимает осень по-своему. Откройте учебник на странице 176, прочтите текст и решите, истинны или ложны утверждения, записанные на доске.

Слайд:

Осень – это орехи, цветы, высокое небо.

Осень – это туманы, заморозки, первый снег.

Дети читают текст и приходят к выводу, что оба высказывания истинны.

– Докажите, что эти высказывания истинны.

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги "Глухая пора листопада".

Борис Пастернак написал такие строки:

Глухая пора листопада,�Последних гусей косяки...�Расстраиваться не надо –�У страха глаза велики.

Строкой этого стихотворения назван раздел, и она заключена в кавычки. Почему ставятся кавычки? Ответ найдите в статье.

Дети. Это первая строчка стихотворения.

У. Как называют строку из стихотворения, заключенную в кавычки?

Д. Цитата.

У. Почему пора названа глухой? Найдите ответ на этот вопрос.

Выслушиваются ответы детей.

IV. Знакомство с произведениями об осени

У. Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин художников Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Валентина Александровича Серова, послушаем и прочитаем произведения русских поэтов и писателей, посвященные осени.�Слайд: Послушайте произведение Пушкина. Определите, к какому жанру оно относится.

Звучит аудиозапись произведения Пушкина "Осень".

– Сможете ли вы объяснить значение слов "очей очарованье" ("Очи – глаза"; "Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию"; "природы увяданье"; "багрец" (образовано от прилагательного "багровый").

– Посмотрите, как Поленов изобразил цвет осенней листвы.

Слайд репродукции картины В.Д. Поленова "Золотая осень".�Дети рассматривают репродукцию, фоном звучит произведение А. Вивальди "Осень".

– Послушайте еще одно произведение об осени.

Учитель читает стихотворение К.Бальмонта "Осень", ученики следят по тексту на с. 177 учебника.

– Как вы понимаете выражение "Все деревья блистают в разноцветном уборе", "нет в цветах благовонья"?

Выслушиваются ответы детей.

– Третье поэтическое произведение, с которым мы будем работать, написано Федором Тютчевым. Послушайте его.

Звучит аудиозапись произведения Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной...".

Слайд :

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.

– Прочитайте объяснение смысла слова "лазурь". Были ли еще какие-то незнакомые, непонятные вам слова в тексте?

Учитель объясняет смысл непонятных слов.

V. Анализ стихотворений

У. Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен. Поэты рисуют картины осенней природы словами. Вспомните, что такое эпитеты.

Д. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой ?, например: красная девица, добрый молодец.

У. Найдите такие слова у Пушкина, Тютчева.

Дети выполняют задание.

– А есть ли другие слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.

Д. Олицетворение.

У. Найдите такие слова в стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта.

Д. "Солнце смеется", "осень проснется, заплачет".

У. И еще поэты используют другие волшебные слова-краски. Какой прием использовал Тютчев в строке "Весь день стоит как бы хрустальный"?

Д. Сравнение.

У. Как вы понимаете смысл этого выражения? Что пытался изобразить автор с помощью этого сравнения?

Дети отвечают.

– Послушайте, как Михаил Михайлович Пришвин описал осенний день.

Учитель раздает карточки с текстом "Хрустальный день".�Подготовленный ученик читает, дети следят по тексту.

ХРУСТАЛЬНЫЙ ДЕНЬ

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего оцепенения.

М.Пришвин

У. Как много можно увидеть и почувствовать, если уметь видеть волшебные слова-краски!

VI. Работа над выразительностью чтения

У. Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.

Слайд:

Шуршат осенние кусты.�Шуршат на дереве листы.�И дождь шуршит,�И мышь, шурша,�В нору спешит.

У. Какое слово чаще всего встречается?

Д. "Шуршит".

У. А звук?

Д. Звук [ш].

У. Что же шуршит?

Д. Опавшие листья.

Слайд:

1) Шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче;

2) шуршит – громче, остальные слова – тише.

Дети тренируются, работая в парах, затем выслушиваются 3–4 человека.

VII. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение и имитирует движения листьев. Дети повторяют.

Осень длинной тонкой кистью�Перекрашивает листья.�Красный, желтый, золотой –�Как хорош ты, лист цветной!�А ветер щеки толстые�Надул, надул, надул.�Красный, желтый, золотой...�Облетел весь лист цветной.�Как обидно, как обидно!�Листьев нет –�Лишь ветки видно.

VIII. Работа над выразительностью чтения (продолжение)

У. К какому жанру относятся эти произведения?

Д. Это лирические стихотворения.

У. Лирические стихотворения требуют особого чтения – задушевности. Как следует читать стихи? Где следует делать паузу?

Дети отвечают.

– В стихотворении последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и рифму надо показывать.�Сейчас каждый ряд потренируется выразительно прочитать стихотворение одного автора: первый ряд – А.С. Пушкина, второй – К.Д. Бальмонта, третий – Ф.И. Тютчева.

Дети выполняют задание. От каждого ряда выслушиваются по два ученика.

IХ. Знакомство с произведениями об осени (продолжение )

Слайд репродукции картин И.И. Левитана "Золотая осень" и В.А. Серова "Октябрь".

У. Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь и у осени есть свои периоды, она такая разная.�Какие стихи и картины соответствуют поре наступления осени?

Дети перечитывают стихи, рассматривают репродукции, звучит произведение П.И. Чайковского "Сентябрь".

– По каким приметам можно догадаться, что речь идет о наступлении осени?

Выслушиваются ответы детей.

– У осени есть особая пора. Как она называется?

Д. Золотая осень.

У. - Кто из поэтов воспел золотую осень? Какие строки это подтверждают? На полотнах каких художников изображена эта дивная пора?

Дети отвечают.

– Кому принадлежат эти строки:

"Дни поздней осени бранят обыкновенно,�Но мне она мила, читатель дорогой"?

Д. Пушкину.

У. Приведите другие строки из ститхотворения Пушкина, в которых описаны последние осенние деньки.

Дети зачитывают строки из стихотворения.

– На какой картине мы видим увядание природы?

Дети отвечают.

Х. Итог урока

– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.

Работа в группе по карточкам.

Ответы: 1. Чайковский. 2. Серов. 3. Тютчев. 4. Поленов. 5. Бальмонт.

В выделенных клетках – слово осень .

ХI. Домашнее задание

Ответить на вопросы на с. 178, подготовить выразительное чтение стихотворения.

Список использованной литературы:

Р.Бунеев, Е.Бунеева. "В одном счастливом детстве". Учебник; М., 2001

Школьный толковый словарь русского языка

Толковый словарик русского язык

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Русская живописьhttp://tphv.ru/

Энциклопедия русской живописи http://www.artsait.ru/

Композиторы классической музыки http://www.allcomposers.ru/

http://classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/

http://classic.chubrik.ru/Vivaldi/

По окружающему миру в 3 классе после изучения темы про осень было задание подготовить презентацию «Осень глазами художника, поэта, композитора, биолога, метеоролога….» (на выбор). Дочка выбрала посмотреть на осень глазами художника. Пересмотрели множество картин по этой теме, она выбрала понравившиеся. В программе ФОТО Шоу сформировали слайд шоу, наложили музыку Шопена «Осенний вальс». Вот какая презентация получилась.

Презентация осень глазами художника

Осень - яркое и прекрасное время года. Ее красотой восхищались художники, о ее великолепии писали поэты, о ее пленительной магии говорили многие. Осень - это не только дождь, сырость и холод, это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные и теплые вечера в кругу семьи. Я предлагаю насладиться творчеством талантливых художников, которые покажут вам всю красоту и таинство золотой осени на своих полотнах.

Осень яркая

Афремов Леонид Дождливый вечер

Осень задумчивая

Усянов Владимир Павлович Осенняя аллея

Осень таинственная

Шишкин Иван Иванович Осенний лес

И даже дождь на картинах далек от унылости

Макнейл Ричард Триумфальная арка (Париж)

Осень такая разная, но всегда привлекательная — такой увидела я Осень глазами художника. На видео ниже можно посмотреть саму презентацию, в которую вошли 19 картин русских и зарубежных художников.

Как мы с вами уже отмечали ранее, осень - лучший сезон для всех фотографов и живописцев. И неважно, являетесь ли вы профессионалом, снимающим для крупных изданий, или просто взрослым фотолюбителем, стремящимся сохранить фантастические личные впечатления на будущее при помощи встроенной в смартфон простенькой камеры, - ухватить богатые оттенки золотой осени способен любой.

Глядя на кадры от профи, вы очень быстро понимаете, что понятие «осенней фотографии» вовсе не ограничивается красочными кронами, ярким «ковром» на газонах или одинокими листиками в лужах. Направление осенней фотографии очень широко и многогранно, оно гораздо объемнее и осмысленно глубже любых других сезонных тем.

Это особое насыщенное и теплое освещение, это поразительные контрасты между повсеместной пышной зеленью и ранними яркими всплесками цвета, а после между всеобъемлющей яркостью и отмиранием. Осень - это мистический сезон, когда вся природа - и растения, и животные - замирают в ожидании чего-то… какого-то первобытного чуда. Осень сочетает в себе множество удивительных вещей и явлений, когда можно увидеть дождь из листьев и снег на зеленом газоне, красно-желто-зеленый «пушистый» дом и живописные деревья, выстроившиеся, будто фантасмагоричная змея из Зазеркалья, тонущая в море непроглядного тумана. Осень - это время, когда каждый объект за окном и каждая мелочь, на которую падает взгляд, обретают особый смысл и выразительность. Благодаря всему этому и мастерству фоторепортеров мы можем восхищаться совершенно сюрреалистическими картинами природы. Полюбуйтесь на снимки ниже и, возможно, они вдохновят вас на собственные фото-подвиги?)

Для иных мастеров кадра сезон урожая неотделим от суетливого животного мира, готовящегося к холодам. Другие представляют осень, как дорогу в никуда и лебединую песню погружающегося в спячку мира, который и сам точно не знает, возродится он после долгой зимы или нет. Третьи предпочитают пышные и богатые натюрморты на тему осенней жатвы. Отдельная популярная сезонная тема - яркие листья и вода. Или затерянные в глуши деревянные домики, или хэллоуинская тематика с тыквами и сухими осенними композициями.

Кстати, а вы знаете, почему листья меняют цвет ?

На самом деле на это влияют три фактора: пигмент в листьях, длина ночи и погода. Но, вероятно, влияет не совсем так, как вы думаете. Как только темное время суток начинает постоянно расти, а ночи становятся холоднее, стартует биохимический процесс в листьях, и они постепенно желтеют/краснеют и опадают. И ничто - от общего уровня окружающей температуры, количества дождей и до качества земли - не влияет настолько сильно на цикл «линьки» деревьев.

В течение всего сезона роста в хлоропласте листьев присутствует и хлорофилл (отвечает за зеленый цвет, позволяет растениям использовать солнечные лучи для выработки сахаров - для питания и роста; вырабатывается только во время роста, но постоянно, и, разрушаясь, - тоже постоянно - окрашивает листья в зеленый) и каротиноиды (отвечают за желтый цвет). За красный цвет отвечают антоцианины: большая их часть вырабатывается растениями именно осенью в ответ на слишком яркий свет и избыток растительных сахаров в клетках листьев.

Итак, ночи удлиняются, и тогда выработка хлорофилла замедляется, а затем полностью останавливается. И через некоторое время весь хлорофилл в листьях разрушается и исчезает. Вот тогда больше ничто не скрывает каротиноиды и вырабатываемые осенью антоцианины, и листья становятся яркими. Ну а конкретный цвет кроны зависит уже от конкретного вида деревьев.

Но и это не все. Свое влияние оказывают температура и количество влаги. За теплые солнечные осенние дни сахара вырабатываются в листьях очень активно, но холодные длительные ночи и постепенное закрытие из-за этого вен в листьях не дает этим сахарам продвигаться по листу. Так что из-за большого количества сахара и активной выработки антоцианинов листья становятся не только красными, но и пурпурными и малиновыми. Наконец, количество влаги в почве, которое постоянно варьируется, гарантирует то, что ни одна осень не будет идеально похожа на другую. Поздняя весна или тяжелая летняя засуха могут отложить цветовое проявление осени на несколько недель. И теплые осенние периоды также снизят яркость крон деревьев. Так что сочетание теплой влажной весны, благоприятной летней погоды, теплых солнечных осенних дней и холодных длинных ночей гарантируют вам потрясающе яркую осень.