Фз о биржах и биржевой торговле. Товарная биржа и биржевая торговля

Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I
"О товарных биржах и биржевой торговле"
(с изменениями от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г., 29 июня 2004 г., 26 декабря 2005 г., 15 апреля 2006 г.)

Настоящий Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Законодательство о товарных биржах и биржевой торговле

Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж (их филиалов и других обособленных подразделений) и биржевой торговлей, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства Российской Федерации, а также учредительными документами бирж, правилами биржевой торговли и другими внутренними документами бирж, принятыми в соответствии с законодательством.

Отношения, связанные с деятельностью бирж труда, фондовых и валютных бирж, а также фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж, настоящим Законом не регулируются.

Статья 2. Понятие товарной биржи

1. Под товарной биржей в целях настоящего Закона понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

2. Товарная биржа может иметь филиалы и другие обособленные подразделения, учреждаемые в соответствии с законодательством.

Статья 3. Сфера деятельности товарной биржи

1. Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, за исключением деятельности, предусмотренной пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое и физическое лицо, являющееся членом биржи.

3. Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, если указанные организации не ставят целью осуществление деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 4. Биржевые союзы, ассоциации и другие объединения

1. Биржи могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, в том числе для организации совместных торгов.

2. Запрещается создание биржевых союзов, ассоциаций и других объединений, если их образование противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящему Закону, а также являются недействительными соглашения и действия бирж, имеющие целью или влекущие за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле.

Статья 5. Ограничение использования слов "биржа" и "товарная биржа" в наименованиях организаций

Организации, не отвечающие требованиям, установленным статьями 2 и 3 настоящего Закона, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов "биржа" или "товарная биржа".

Статья 6. Биржевой товар

1. Под биржевым товаром в целях настоящего Закона понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

2. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Статья 7. Биржевая сделка

1. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей.

2. Сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются.

Биржа вправе применять санкции к участникам биржевой торговли, совершающим небиржевые сделки на данной бирже.

3. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.

Статья 8. Виды биржевых сделок

В целях настоящего Закона участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки, связанные с:

взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

а также другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Статья 9. Биржевое посредничество на товарных биржах

1. Биржевая торговля осуществляется путем:

совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерской деятельности);

совершения биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (дилерской деятельности).

2. Биржевое посредничество в биржевой торговле осуществляется исключительно биржевыми посредниками.

Статья 10. Биржевые посредники

1. Под биржевыми посредниками в целях настоящего Закона понимаются брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры.

2. Брокерской фирмой является организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Брокерской конторой в целях настоящего Закона является филиал или другое обособленное подразделение организации, имеющее отдельный баланс и расчетный счет.

4. Независимым брокером является физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Раздел II. Учреждение, организация и порядок прекращения деятельности товарной биржи

Статья 11. Учреждение товарной биржи

1. Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

2. В учреждении биржи не могут участвовать:

банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций;

страховые и инвестиционные компании и фонды;

3. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов.

Статья 12. Лицензия на организацию биржевой торговли

1. Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Биржа вправе подать заявление о предоставлении ей лицензии, если к моменту обращения сумма вкладов в уставный капитал составляет не менее пятидесяти процентов его объявленной суммы.

2. Лицензия на организацию биржевой торговли выдается бирже после установления соответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли настоящему Закону и другим законодательным актам Российской Федерации, а также при условии соответствующего оформления документов и представления их в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не позднее чем через два месяца со дня подачи заявления на получение лицензии.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций информацию, подтверждающую достоверность сведений, сообщаемых заявителем.

4. В случае отказа в выдаче лицензии биржа имеет право обратиться повторно в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков с заявлением о предоставлении ей лицензии, которое рассматривается в течение одного месяца со дня получения повторного заявления на выдачу лицензии.

Биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков об отказе в выдаче лицензии.

5. Порядок выдачи, аннулирования и приостановки действия лицензии определяется Положением о лицензировании товарных бирж, которое утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Ликвидация товарной биржи

Ликвидация биржи может быть осуществлена по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Статья 14. Члены товарной биржи

1. Членами биржи в целях настоящего Закона могут быть юридические или физические лица (за исключением перечисленных в пункте 2 настоящей статьи), которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

2. Членами товарной биржи не могут быть:

служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;

организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи;

государственные органы и органы местного самоуправления;

банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций, страховые и инвестиционные компании и фонды. При этом указанные учреждения могут быть членами фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных бирж;

общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;

физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

3. Членство на бирже дает право:

участвовать в биржевой торговле в соответствии с настоящим Законом;

участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей - в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже;

получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи, и другие права, предусмотренные учредительными документами биржи.

4. Членство на бирже возникает в порядке и на условиях, установленных учредительными документами биржи, и подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым биржей.

5. Порядок прекращения членства, а также полной или частичной уступки прав члена биржи определяется биржей с учетом требований, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи.

6. Уступка права на участие в биржевой торговле без передачи или продажи свидетельств (титулов) собственности на долю уставного капитала и прав на участие в управлении биржей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

7. Члены биржи в целях настоящего Закона имеют право сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой торговле только одному юридическому или физическому лицу. Договор подлежит регистрации на бирже. Субаренда (переуступка) прав на участие в биржевой торговле не допускается.

8. Отказ биржи утвердить в членстве, равно как и ее решение об исключении члена биржи или о приостановке членства по основаниям, не предусмотренным уставом биржи, могут быть обжалованы в суд.

9. Члены биржи, являющиеся учредителями биржи, могут иметь особые права и обязанности на бирже вне сферы биржевой торговли при условии, что эти права и обязанности определены в уставе биржи и не нарушают равенства прав учредителей и других членов биржи в биржевой торговле. Указанные права предоставляются учредителям не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи.

На бирже могут быть следующие категории членов биржи:

полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;

неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

Статья 16. Общее собрание членов товарной биржи

1. Общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей.

2. Общее собрание членов биржи обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.

Статья 17. Устав товарной биржи

В уставе биржи должны быть определены:

структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;

размер уставного капитала;

перечень и порядок формирования постоянных фондов;

максимальное количество членов биржи;

порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;

права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;

порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Статья 18. Правила биржевой торговли

В правилах биржевой торговли должны быть определены:

порядок проведения биржевых торгов;

виды биржевых сделок;

наименования товарных секций;

перечень основных структурных подразделений биржи;

порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;

порядок регистрации и учета биржевых сделок;

порядок котировки цен биржевых товаров;

порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен;

порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;

порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;

меры по обеспечению безопасности реализуемых на биржевых торгах биржевых товаров, подлежащих в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории Российской Федерации, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;

меры по контролю над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены;

меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок и условия применения этих мер;

меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи, другими участниками биржевой торговли решений государственных органов по вопросам, относящимся к деятельности бирж, учредительных документов биржи, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей;

перечень нарушений, за которые биржей взыскиваются штрафы с участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взимания;

размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания биржей.

Раздел III. Организация биржевой торговли и ее участники

Статья 19. Участники биржевой торговли

1. Участниками биржевой торговли в целях настоящего Закона являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.

2. Посетители биржевых торгов участвуют в биржевой торговле с учетом ограничений, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

3. Иностранные юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж, могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников.

Статья 20. Участие членов товарной биржи в биржевой торговле

1. Члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, осуществляют биржевую торговлю непосредственно от своего имени и за свой счет, или от имени клиента и за его счет, или от своего имени за счет клиента, или от имени клиента за свой счет.

2. Члены биржи, не являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, участвуют в биржевой торговле:

непосредственно от своего имени - только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество;

через организуемые ими брокерские конторы;

на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже.

Статья 21. Посетители биржевых торгов

1. Под посетителями биржевых торгов в целях настоящего Закона понимаются юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми.

2. Постоянные посетители, являющиеся брокерскими фирмами, брокерскими конторами или независимыми брокерами, вправе осуществлять биржевое посредничество в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом для членов биржи с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

3. Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей.

Постоянные посетители пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в биржевой торговле в размере, определенном соответствующим органом управления биржи.

Предоставление постоянному посетителю права на участие в биржевых торгах на срок более трех лет не допускается.

4. Число постоянных посетителей не должно превышать тридцати процентов от общего числа членов биржи.

5. Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет.

Статья 22. Биржевые брокеры

Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров.

Биржевыми брокерами являются служащие или представители организаций - членов биржи и биржевых посредников, а также независимые брокеры.

Статья 23. Лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров

Совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле осуществляется биржевыми посредниками, биржевыми брокерами на основе лицензий, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Положение о лицензии на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле биржевыми посредниками, биржевыми брокерами утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Учет биржевых сделок биржевыми посредниками

Брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры обязаны вести учет совершаемых в биржевой торговле биржевых сделок по каждому клиенту и хранить сведения об этих сделках в течение пяти лет со дня совершения сделки.

Брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры обязаны предоставлять указанные сведения по требованию федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

Статья 25. Отношения между биржевыми посредниками и их клиентами

1. Отношения между биржевыми посредниками и их клиентами определяются на основе соответствующего договора.

2. Биржа в пределах своих полномочий может регламентировать взаимоотношения биржевых посредников и их клиентов, применять в установленном порядке санкции к биржевым посредникам, нарушающим установленные ею правила взаимоотношений биржевых посредников с их клиентами.

3. Биржевые посредники вправе требовать от своих клиентов внесения гарантийных взносов на свои расчетные счета, открытые в расчетных учреждениях (клиринговых центрах), а также предоставления прав на распоряжение ими от имени биржевого посредника в соответствии с данным ему поручением.

Статья 26. Брокерские гильдии и их ассоциации

1. Биржевые посредники, биржевые брокеры вправе создавать брокерские гильдии, в частности при биржах. Брокерские гильдии могут объединяться в ассоциации.

2. Брокерские гильдии и их ассоциации создаются в порядке и на условиях, установленных законодательством для общественных объединений (организаций).

Статья 27. Товарная экспертиза на товарной бирже

Биржа по требованию участника биржевой торговли обязана организовать экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через биржевые торги.

Статья 28. Гарантии в биржевой торговле при совершении форвардных, фьючерсных и опционных сделок

1. Биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерсных и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров), создаваемых в установленном порядке, или заключения договора с банком или кредитным учреждением об организации расчетного (клирингового) обслуживания.

2. Клиринговые центры могут создаваться как независимые от биржи организации биржевых посредников.

3. Клиринговые центры вправе:

устанавливать виды, размеры и порядок взимания взносов, гарантирующих исполнение форвардных, фьючерсных и опционных сделок и возмещение ущерба, возникшего в результате полного или частичного неисполнения обязательств по этим сделкам, а также определять другие финансовые обязательства участников этих сделок;

осуществлять в установленном порядке кредитование и страхование участников форвардных, фьючерсных и опционных сделок в пределах, необходимых для гарантирования этих сделок, а также возмещения ущерба в случае их неисполнения.

Статья 29. Гарантии свободных цен в биржевой торговле

1. Биржа имеет право на самостоятельное и свободное установление:

отчислений в пользу биржи от комиссионных, получаемых биржевыми посредниками в вознаграждение за посреднические операции на бирже;

сборов, тарифов и других платежей, взимаемых в пользу биржи с ее членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые биржей и ее подразделениями;

штрафов, взимаемых за нарушение устава биржи, правил биржевой торговли и других правил, установленных внутренними документами биржи.

2. Бирже запрещается устанавливать:

уровни и пределы цен на биржевой товар в биржевой торговле;

размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками за посредничество в биржевых сделках.

Статья 30. Разрешение споров на товарной бирже

1. Споры, связанные с заключением биржевых сделок, рассматриваются в биржевой арбитражной комиссии, в суде, арбитражном суде.

2. Биржевая арбитражная комиссия создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда.

3. Положения о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров утверждаются биржей в соответствии с законодательством.

4. Исключен. - Закон РФ от 24.06.1992 N 3119-1.

Статья 31. Внешнеэкономическая деятельность товарных бирж

1. Биржа вправе заключать от своего имени соглашения о сотрудничестве с иностранными юридическими и физическими лицами в пределах прав, предоставленных ей настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе заключать соглашения об импорте товаров, предназначенных для осуществления деятельности биржи в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, без права выставления этих товаров на биржевые торги.

Биржа не имеет права на импорт товаров, предназначенных для выставления на биржевые торги или для использования в целях, не предусмотренных настоящей статьей.

2. Экспорт и импорт товаров, предназначенных для выставления на биржевые торги, осуществляются биржевыми посредниками или их клиентами в порядке, установленном законодательством и настоящим Законом.

Статья 32. Служащие товарной биржи

1. Служащими товарной биржи являются физические лица, участвующие в ее деятельности на основе трудового договора в форме контракта.

Условия труда служащих биржи регулируются трудовым договором в форме контракта в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

2. Служащим биржи запрещается участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах.

Раздел IV. Государственное регулирование деятельности товарных бирж

Статья 33. Утратила силу. - Федеральный закон от 15.04.2006 N 47-ФЗ.

Статья 34. Функции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров

1. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков:

выдает лицензии на организацию биржевой торговли;

осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров;

контролирует соблюдение законодательства о биржах;

рассматривает жалобы участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

Статья 35. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров

Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе:

отказать бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям, установленным пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, а также отложить выдачу этой лицензии при нарушении Положения о лицензировании товарных бирж;

аннулировать выданную бирже лицензию или приостановить ее действие, если биржа нарушает законодательство;

направить бирже обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей, или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;

направить биржевому посреднику обязательное для исполнения предписание о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;

применять к бирже или биржевому посреднику соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков;

назначать государственного комиссара на биржу;

организовывать по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников;

требовать от бирж, расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевых посредников представления учетной документации;

направлять в суд или арбитражный суд материалы для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передавать материалы в соответствующие правоохранительные органы.

Статья 36. Санкции за нарушение настоящего Закона

1. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе применить к бирже санкцию в виде приостановки действия лицензии, выданной бирже, на срок до трех месяцев в случаях нарушения положений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 3; пунктом 2 статьи 4; пунктом 3 статьи 7; пунктом 3 статьи 11; пунктами 2 (абзацы третий, четвертый и пятый) и 7 статьи 14; пунктом 2 (абзац первый) статьи 20; пунктом 1 статьи 28; пунктом 2 статьи 29; пунктом 1 статьи 31 настоящего Закона.

2. В случае, если биржа продолжает допускать нарушение положений настоящего Закона, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе аннулировать выданную бирже лицензию на организацию биржевой торговли.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2006 N 47-ФЗ.

4. Полученные федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, его должностными лицами и служащими от биржи и (или) биржевого брокера, биржевого посредника и других участников биржевой торговли данные рассматриваются как конфиденциальные и не подлежащие оглашению без согласия последних.

Федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, его должностным лицам и служащим запрещается разглашать информацию о товарных биржах и (или) биржевых брокерах, биржевых посредниках и других участниках биржевой торговли, содержащую их коммерческую тайну.

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 15.04.2006 N 47-ФЗ.

Статья 37. Государственный комиссар на товарной бирже

1. Государственный комиссар на бирже осуществляет непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства.

2. Государственный комиссар на бирже вправе:

присутствовать на биржевых торгах;

участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с правом совещательного голоса;

знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржей и их решения, в том числе конфиденциального характера;

вносить предложения и делать представления руководству биржи;

вносить предложения в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков;

осуществлять контроль за исполнением решений федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

3. Права и обязанности государственного комиссара определяются настоящим Законом и положением о государственном комиссаре, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

4. Государственный комиссар не вправе принимать самостоятельные решения, обязательные к исполнению.

Статья 38. Гарантия самоуправления товарных бирж

1. Вмешательство государственных органов, за исключением случаев нарушения настоящего Закона и других актов законодательства, и органов местного самоуправления в деятельность бирж не допускается.

2. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, имеющие следствием неисполнение и (или) нанесение ущерба сторонам биржевых сделок, признаются незаконными в судебном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, деяния которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок и (или) нанесение ущерба сторонам сделки, несут полную ответственность и возмещают нанесенный ущерб в полном объеме, включая упущенную выгоду. Ущерб возмещается из соответствующих бюджетов.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Дом Советов России
20 февраля 1992 года
N 2383-I

Здравствуйте, читатели! Сегодняшняя тема - небольшой экскурс в закондательство, чтобы лучше понять механизмы торговли.

Закон «O товарных биржах и биржевой торговле» № 2383-1 был принят 20.02.92 г. Законоположением, внутренними нормами, правилами торговых площадок устанавливается порядок работы и условия торговли биржевых ресурсов. Документ не связан с функционированием валютных, универсальных, фондовых площадок и бирж кадровых ресурсов.

Работа фондовых отделов на товарной бирже регламентируется документом о ценных бумагах № 78 28.12.1991 г., одобренным Правительством РСФСР. В него добавлялись изменения и нормы с 1993 по 2006 гг.

С развалом СССР и нарушением экономических связей возникла необходимость сбыта продукции. Стали создаваться биржи для реализации товаров по рыночным ценам. Создание их происходило стихийно. Часто использовался реальный обмен товара на товар - бартер.

До принятия правового статуса функционирование подобных товарных заведений в общих чертах регулировалось подзаконными актами. До ФЗ был временный документ о работе товарных бирж № 161 в РСФСР. В акте указывалась необходимость создания товарных площадок (он содержал 38 пунктов). В документ включили определение и регламент работы.

Согласно ФЗ, торговая площадка приобрела статус юридического лица. Основной целью провозгласили создание и регламентирование оптовой торговли. Работа товарной биржи возможна при условии получения лицензии. Проверку деятельности проводил Банк России.

По закону право совершать сделки имели участники биржи. Физические лица и юридические иностранные лица могли проводить сделки при посредническом участии брокерских компаний. Учредителями торговых площадок могли быть предприятия, государственные организации и частные лица.

Действует ли сейчас

В 2011 был принят Закон «Об организованных торгах» № 325-ФЗ и Закон об изменениях. Законоположение «O товарных биржах и биржевой торговле» было признано утратившим силу. Новые правовые документы вступили в силу в начале 2012.

Новый ФЗ устанавливает принципы создания и работы товарных и финансовых площадок.

Основные моменты:

  1. В документ добавлено изменение о контроле и регламентировании валютного рынка. Полномочия переданы ФСФР РФ. Государственному органу дана прерогатива временно прекращать работу заведения.
  2. В документ вошли понятия организаторов торговой системы и биржи. Введены единые требования к торговым площадкам как организаторам оптовой торговли, описаны принципы участия в сделках.
  3. Законом расширен список участников торговых сессий.

Где найти актуальную версию

С актуальной версией ФЗ об организованных торгах можно ознакомиться на правовом ресурсе кодексов и законов zakonrf.info.

Заключение

Итак, краткий вывод. Закон 1992 г. имел много подзаконных актов, дополнений и изменений. С принятием новой версии были упорядочены и введены единые требования к биржевым площадкам. Полномочия и право останавливать торговлю перешли к ФСФР. Введено понятие торговой системы, расширен перечень участников.

Надеюсь, информация была вам полезной. Если вам есть, что добавить (а ФЗ можно менять долго, чтобы они работали корректно), пишите в комментариях. Делитесь статьей с друзьями. До новых встреч!

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет законов об организованных торгах, направленный на регулирование отношений на товарном и финансовом рынках, сообщает пресс-служба Кремля.

Федеральные законы "Об организованных торгах" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах" приняты Госдумой 2 ноября и одобрены Советом Федерации 9 ноября 2011 года.
Базовый закон "Об организованных торгах" направлен на регулирование отношений, возникающих на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, установление требований к организаторам и участникам таких торгов, определение основ государственного регулирования деятельности по проведению организованных торгов и контроля за ее осуществлением.

Организованными торгами являются торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Устанавливаются требования к договору об оказании услуг по проведению организованных торгов и правилам организованных торгов. Регламентируются правовое положение организаторов торговли и основы допуска лиц к участию в организованных торгах. В частности, устанавливаются требования к организаторам торговли, их органам управления, работникам и учредителям (участникам).

Определяется порядок проведения организованных торгов, устанавливаются особенности заключения на организованных торгах договоров с центральным контрагентом и клиринговым брокером. Кроме того, регламентируются основы госрегулирования и госконтроля за деятельностью по проведению организованных торгов. Детализируются полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и устанавливаются правовые основы лицензирования бирж и торговых систем.

Вторым подписанным законом отдельные положения федеральных законов, регулирующие отношения, связанные с деятельностью профучастников рынка ценных бумаг, клиринговой деятельностью и деятельностью по проведению организованных торгов, приводятся в соответствие с ФЗ "Об организованных торгах".

Из ФЗ "О рынке ценных бумаг" исключаются положения, направленные на регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и фондовых бирж. Нормы, регулирующие допуск ценных бумаг к организованным торгам, особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций приводятся в соответствие с ФЗ "Об организованных торгах".

Предусматриваются изменения в КоАП РФ в части, касающейся нарушений законодательства об организованных торгах.

В отношении деятельности по проведению организованных торгов, по лицензированию и контролю за ее осуществлением устанавливаются изъятия из сфер применения ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Кроме того, в связи с вступлением в силу ФЗ "Об организованных торгах" Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", а также ряд других действующих актов признаются утратившими силу.

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 18, ст. 961; 1993, N 22, ст. 790; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 17, ст. 1776; 2009, N 48, ст. 5731; 2011, N 48, ст. 6728) следующие изменения:

1) статью 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Стороны внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, должны представлять товарной бирже информацию о таких сделках в случаях, в порядке, в объеме и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.";

2) в статье 12:

а) в пункте 1:

в абзаце первом слово "выдаваемой" заменить словом "выданной";

абзац второй признать утратившим силу;

б) пункты 2 - 5 признать утратившими силу;

3) в части первой статьи 23 слово "выдаваемых" заменить словом "выданных";

4) в части второй статьи 24 слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

5) статью 34 изложить в следующей редакции:

"Статья 34. Функции Банка России по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров

Банк России:

контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации о биржах;

рассматривает жалобы участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушения законодательства Российской Федерации в биржевой торговле.";

6) в статье 35:

а) в наименовании слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

"Банк России вправе:";

в) абзац второй признать утратившим силу;

г) в абзаце шестом слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

7) в статье 36:

а) в пункте 1 слова "Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

б) в пункте 2 слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

в) в пункте 4:

в абзаце первом слова "федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банком России";

в абзаце втором слова "Федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банку России";

8) в статье 37:

а) в пункте 2:

в абзаце шестом слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

в абзаце седьмом слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

б) в пункте 3 слова "Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банком России";

9) в пункте 2 статьи 38:

а) абзац первый после слова "Решения" дополнить словами "Банка России,";

б) в абзаце втором слова "Федеральные органы" заменить словами "Банк России, федеральные органы".

Статья 2

Подпункт 1 пункта 2 статьи 27 6 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2002, N 52, ст. 5141; 2005, N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5; 2007, N 1, ст. 45; N 50, ст. 6247; 2010, N 41, ст. 5193; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7607) изложить в следующей редакции:

"1) регистрация проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг), допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;".

Статья 3

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29; N 7, ст. 840; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3582, 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2767; N 26, ст. 3120, 3122, 3131; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192, 5193; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901, 905; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873, 3881; N 29, ст. 4290, 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728, 6730; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3068, 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640, 7641; 2013, N 14, ст. 1651, 1657, 1666; N 19, ст. 2323, 2325; Российская газета, 2013, 2 июля) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 4.5 после слов "о рынке ценных бумаг," дополнить словами "страхового законодательства, законодательства";

2) статью 13.25 дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. Неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.";

3) в статье 14.24:

а) в абзаце первом части 4 слова "федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банком России";

б) в абзаце первом части 6 слово "информации, -" заменить словами "информации, а равно непредоставление такой информации -";

4) абзац первый статьи 15.18 изложить в следующей редакции:

"Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг операций, связанных с переходом прав на эмиссионные ценные бумаги, до регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) в случае, если регистрация такого отчета предусмотрена законодательством и если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -";

5) в абзаце первом части 4 статьи 15.19 слова "нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "нормативными актами Банка России";

6) в статье 15.29:

а) в абзаце первом части 8 слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

б) в абзаце первом части 9 слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" в соответствующем падеже заменить словами "Банк России" в соответствующем падеже;

7) в абзаце первом части 3 статьи 15.35 слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банка России";

8) в абзаце первом части 9 статьи 19.5 слова "федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа" заменить словами "Банка России";

9) в статье 19.7 3:

а) в наименовании слова "федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков" заменить словами "Банк России";

б) абзац первый изложить в следующей редакции:

"Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, когда в соответствии со страховым законодательством Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -";

10) часть 1 статьи 23.1 после цифр "14.49" дополнить словами "частью 2 статьи 14.51, статьями";

11) статьи 23.47, 23.65, 23.72, 23.73 признать утратившими силу;

12) статью 23.74 изложить в следующей редакции:

"Статья 23.74. Банк России

1. Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1 и 3 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4 1 , статьями 14.24, 14.29, 14.30, 15.17 - 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23 1 , статьями 15.24 1 , 15.26 1 , частями 1 - 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьями 15.28 - 15.31, 15.35, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7 3 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Банка России вправе:

1) Председатель Центрального банка Российской Федерации, его заместители, руководитель территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, его заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи;

2) руководители структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности), - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1 и 3 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4 1 , статьями 14.24, 14.29, 14.30, 15.17 - 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23 1 , статьями 15.24 1 , 15.26 1 , частями 1 - 3 статьи 15.27 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитными организациями, должностными лицами кредитных организаций, сотрудниками кредитных организаций, указанными в примечании 2 к статье 15.27), статьями 15.28 - 15.31, 15.35, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7 3 настоящего Кодекса;

3) руководители территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (за исключением банковской деятельности), - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1 и 3 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4 1 , статьями 14.24, 14.29, 14.30, 15.17 - 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23 1 , статьями 15.24 1 , 15.26 1 , частями 1 - 3 статьи 15.27 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитными организациями, должностными лицами кредитных организаций, сотрудниками кредитных организаций, указанными в примечании 2 к статье 15.27), статьями 15.28 - 15.31, 15.35, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7 3 настоящего Кодекса.";

13) статью 23.75 признать утратившей силу;

14) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 61 признать утратившим силу;

б) пункт 81 изложить в следующей редакции:

"81) должностные лица Банка России - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 14.1, статьей 14.36, частью 11 статьи 15.23 1 , статьей 15.26, статьей 15.36 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитной организацией), частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 настоящего Кодекса;";

в) пункт 91 признать утратившим силу;

г) в пункте 97 слова "частью 3" заменить словами "частями 2 и 3";

15) часть 1 статьи 28.7 после слов "о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах," дополнить словами "страхового законодательства,".

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7619) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"4) дополнить статьей 15 2 следующего содержания:

"Статья 15 2 . Страхование гражданской ответственности застройщика

1. Исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору может обеспечиваться страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору путем:

1) участия застройщика в обществе взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков (далее - общество взаимного страхования), имеющем соответствующую лицензию на осуществление взаимного страхования и созданном исключительно для осуществления указанного вида страхования;

2) заключения договора страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору (далее - договор страхования) со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании и удовлетворяющей следующим требованиям:

а) осуществление страховой деятельности не менее пяти лет;

б) наличие собственных средств в размере не менее чем 400 миллионов рублей, в том числе уставного капитала в размере не менее чем 120 миллионов рублей;

в) соблюдение требований финансовой устойчивости, предусмотренных законодательством Российской Федерации о страховании, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

г) отсутствие оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

д) отсутствие решения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) о назначении временной администрации страховой организации;

е) отсутствие решения арбитражного суда о введении в отношении страховой организации одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

2. Застройщик в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, до государственной регистрации договора, заключенного с первым участником долевого строительства, за свой счет осуществляет страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору.

3. В случае, если застройщик выбрал страхование в качестве способа обеспечения исполнения своих обязательств по передаче жилого помещения по договору, он обязан довести до сведения участников долевого строительства условия страхования, а также сведения об обществе взаимного страхования или о страховой организации (далее - страховщик), которые осуществляют страхование гражданской ответственности застройщика.

4. Условия страхования определяются правилами страхования, принятыми или утвержденными страховщиком с учетом требований, установленных настоящей статьей.

5. Страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору осуществляется в пользу выгодоприобретателей - участников долевого строительства, указанных в части 6 настоящей статьи.

6. Выгодоприобретателями по договору страхования являются граждане или юридические лица (за исключением кредитных организаций), денежные средства которых привлекались в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) объекта долевого строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения. Допускается замена выгодоприобретателя, указанного в договоре страхования, другим лицом в случае уступки права требования по договору с уведомлением об этом страховщика в письменной форме.

7. Объектом страхования являются имущественные интересы застройщика, связанные с его ответственностью перед участниками долевого строительства в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязательств по передаче жилого помещения по договору.

8. Страховым случаем является неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору, подтвержденные:

1) решением суда об обращении взыскания на предмет залога в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;

2) решением арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также выпиской из реестра требований кредиторов о размере, составе и об очередности удовлетворения требований.

9. Договор страхования считается заключенным со дня государственной регистрации договора участия в долевом строительстве и действует до предусмотренного таким договором срока передачи застройщиком жилого помещения участнику долевого строительства. При этом выгодоприобретатель сохраняет право на получение страхового возмещения по страховому случаю, наступившему в течение двух лет по истечении предусмотренного договором участия в долевом строительстве срока передачи ему жилого помещения.

10. Минимальная страховая сумма по договору страхования, в пределах которой при наступлении страхового случая страховщик должен будет осуществить страховое возмещение, рассчитывается исходя из цены договора и не может быть менее суммы, рассчитанной исходя из общей площади жилого помещения, подлежащего передаче участнику долевого строительства, и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в субъектах Российской Федерации, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и (или) реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, и подлежит применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение, строительство жилых помещений за счет средств федерального бюджета, на дату заключения договора страхования.

11. Договором страхования может предусматриваться право страхователя уплачивать страховую премию в рассрочку в порядке, установленном правилами страхования. Обязанность по уплате страховой премии (части страховой премии) считается исполненной страхователем со дня поступления денежных средств на банковский счет или в кассу страховщика.

12. В договоре страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненных участнику долевого строительства убытков, не подлежащая возмещению по договору страхования).

13. В договоре страхования должно устанавливаться обязательство страховщика направлять конкурсному управляющему информацию о размере произведенного участникам долевого строительства страхового возмещения.

14. Страховщик имеет право требования к застройщику в размере выплаченного страхового возмещения в случае привлечения застройщика в деле о банкротстве к ответственности в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

15. Расторжение или досрочное прекращение договора страхования не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение по страховым случаям, наступившим в течение срока действия договора страхования. В случае расторжения или досрочного прекращения договора страхования страховщик обязан уведомить об этом участников долевого строительства в течение семи рабочих дней.

16. Особенности создания и порядок деятельности общества взаимного страхования, предусмотренного настоящей статьей, устанавливаются Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании".";";

2) часть 3 статьи 7 после слов "статей 4, 12 1 , 15 1 , 15 2 и" дополнить словами "пункта 3 части 7 статьи".

Статья 5

1. Признать утратившими силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона:

1) подпункт "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 30 апреля 1993 года N 4919-I "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 22, ст. 790);

2) абзацы восемнадцатый - двадцать второй части четвертой статьи 24 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2006, N 31, ст. 3456; 2011, N 1, ст. 43);

3) подпункты "б" - "г" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 2006 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 17, ст. 1776);

4) абзацы пятый - девятый пункта 18 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 43).

1) подпункт "б" пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 45);

2) абзацы третий - седьмой пункта 2 Федерального закона от 21 марта 2005 года N 17-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1075);

3) пункт 2 и подпункт "а" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 15 апреля 2006 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 17, ст. 1776);

4) пункт 16 и подпункт "б" пункта 17 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 777);

5) подпункт "а" пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2009 года N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3642);

6) пункт 79, абзацы пятьдесят шестой и пятьдесят седьмой подпункта "а" пункта 80 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 1);

7) пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 5 июля 2010 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3553);

8) пункт 4, абзацы второй - одиннадцатый пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 23 июля 2010 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 4007);

9) пункт 8 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193);

10) пункт 7 статьи 28 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881);

11) пункты 4, 7, 8 и 10 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6406);

12) пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2281).

Статья 6

1) Банк России выступает в качестве заинтересованного лица по делам о привлечении к административной ответственности, возбужденным должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов, при оспаривании действий должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов, связанных с привлечением к административной ответственности, при оспаривании постановлений и решений федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов о привлечении виновных лиц к административной ответственности;

2) Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, которые были возбуждены до 1 сентября 2013 года уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам или ее территориальных органов и по результатам рассмотрения которых не вынесены постановления со дня окончания рассмотрения указанных дел Федеральной службой по финансовым рынкам.

2. Постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам или ее территориальных органов, после 1 сентября 2013 года могут быть обжалованы в Банк России в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Судьи (мировые судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по которым на 1 сентября 2013 года уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам или ее территориальных органов были составлены протоколы, определения о возбуждении дел об административных правонарушениях, если рассмотрение таких дел на указанную дату не завершено.

4. С 1 сентября 2013 года Банк России возбуждает дела об административных правонарушениях за неуплату в срок, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административного штрафа, назначенного по делам об административных правонарушениях, возбужденным Федеральной службой по финансовым рынкам или ее территориальными органами.

Статья 7

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статья 3, часть 2 статьи 5, статья 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2013 года.

Президент Российской Федерации

Общие положения деятельности биржи

Замечание 1

Отношения, которые связаны с деятельностью товарных бирж и осуществление биржевой торговли, регулируются Законом «О товарной бирже и биржевой торговле», а так же нормативными документами биржевой торговли.

Товарная биржа является юридическим лицом, которое занимается организацией публичных торгов.

Биржевой сделкой называется зарегистрированный биржевой договор, который подписывается между участниками отношений. Регистрация и оформление сделок регулируется биржей. Сделки, которые были осуществлены на бирже, но не отвечают установленным требованиям, не считаются биржевыми. Биржевые сделки не могут совершаться за счет биржи и от ее имени.

Участники могут совершать сделки:

  • передача прав собственности на товар;
  • передача прав собственности на товар с отсрочкой его поставки;
  • осуществлять фьючерские сделки;
  • другие операции, которые не противоречат правилам биржевой торговли.

Организация и порядок приостановления биржевой торговли

Для организации биржевой деятельности необходимо получить лицензию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам. Для получения лицензии необходимо представить такие документы:

  • заявление установленной формы;
  • устав товарной биржи;
  • учредительный договор;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • правила проведения биржевых торгов;
  • список учредителей, и информацию об их долевой части.

Правила осуществление биржевой торговли

В правилах должны быть прописаны следующие условия:

  • условия проведения биржевых торгов;
  • основные виды биржевых сделок;
  • структурный состав биржи;
  • условия информирования участников биржи о начале биржевых торгов;
  • условия регистрации и учета биржевых сделок;
  • порядок формирования цены;
  • информирование членов биржи о конъюнктуре биржевых торгов;
  • контроль над процессом формирования цены;
  • номенклатура нарушений, за которые биржей взыскиваются штрафы;
  • размеры отчислений и сборов.

Организация биржевой торговли

Участниками биржевых торгов могут быть как члены биржи, так и разовые посетители. Граждане нерезиденты, могут принимать участие в проведении биржевых торгов, только через своих биржевых посредников.

Биржевые сделки осуществляются в ходе проведения биржевых торгов через биржевых брокеров.

Для осуществления фьючерских и опционных сделок брокеру необходимо получить лицензию. Учет проведенных биржевых сделок, брокер должен хранить на протяжении 5 лет, со дня совершения сделки, а также предоставлять необходимую информацию, которая будет интересовать Комиссию по товарным биржам.

Государственное регулирование товарной биржи

Замечание 2

Государственное регулирование деятельности биржи осуществляется Комиссией по биржевой деятельности. В своей деятельности Комиссия руководствуется нормативными документами РФ, указами и постановлениями Правительства РФ.

Функции комиссии:

  • выдает лицензию на провидение биржевых торгов;
  • производит контроль выдачи лицензии на осуществление фьючерсных и опционных сделок;
  • осуществляет контроль за выполнением биржевой торговли;
  • проводит работу по изучению деятельности товарных бирж;
  • занимается разработкой методического обеспечения по подготовке и провидению биржевых торгов;
  • разрабатывает предложения по усовершенствованию проведения биржевых торгов.

В деятельность биржи запрещается вмешательство органов местного самоуправления и других руководителей власти.

Органы местного самоуправления и органы управления, деяния которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок и нанесли ущерб сторонам сделки, несут ответственность в полном объеме и возмещают нанесенный ущерб. Сумма ущерба, который был причинен, возмещается с собственных доходов.