Что нужно для образовательного проекта. Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании» — «Панорама учебного сотрудничества

Педагогический проект и его структура

Новая модель аттестации руководящих и педагогических работников ОУ основана на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией.
Успешность проектной деятельности свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект к защите, необходимо следовать определенным требованиям к составлению проекта

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

    Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;

    Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;

    Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Типы проектов

А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1. Титульный лист

2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)

3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).

6. Ресурсы (временн ы е, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

7. Партнеры.

8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты , т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты , т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы . Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

12. Литература.

13. В приложениях к проекту можно представить:

    учебно-тематические планы;

    структуру раздаточных материалов;

    тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;

    структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;

    примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;

    тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов

    тематику/объем консультаций

Инструкция

Основные требования к образовательному проекту:

· Наличие социально значимой задачи - исследовательской, информационной, практической.

· Планирование действий по разрешению : определение вида продукта и формы презентации.

· Пооперационная разработка проекта: перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

· Исследовательская работа учащихся: поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

· Выход проекта: продукт .

· Представление продукта

· Проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

· Шестое “П” проекта - его Портфолио

· Важное правило: каждый этап работы над проектом

3.Обозначьте проблему, решением которой должен стать ваш . Используйте данные исследований, а не мнения некомпетентных людей о характере и степени проблемы. Напишите то, как реализация учебного проекта улучшит условия образования, как решит его основные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Методика разработки образовательного проекта»

Методика разработки образовательного проекта

Составлено Ветровой Н.П.

апрель, 2016 по материалам электронного ресурса edu-lider.ru

Образовательный проект создается в том случае, когда у автора существует отличная идея по улучшению системы образования и есть вероятность получения финансирования. Важно знать принципы написания такого проекта.

Инструкция

1.Ознакомьтесь с содержанием требований к образовательным проектам.

Основные требования к образовательному проекту:

    Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической.

    Планирование действий по разрешению проблемы: определение вида продукта и формы презентации.

    Пооперационная разработка проекта: перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    Исследовательская работа учащихся: поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    Выход проекта: продукт .

    Представление продукта заказчику и (или) представителям общественности.

    Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Шестое “П” проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

    Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

2.Составьте список задач, которые необходимо решить перед отправкой проекта на рецензию. Отметьте в календаре крайний срок проверки. За это время четко распишите по дням, когда вы будете собирать данные, писать, редактировать и рецензировать работу.

3.Обозначьте проблему, решением которой должен стать ваш образовательный проект . Используйте данные исследований, а не мнения некомпетентных людей о характере и степени проблемы. Напишите то, как реализация учебного проекта улучшит условия образования, как решит его основные задачи.

4.Подготовьте подробный отчет о деятельности вашей образовательной организации.

В нем должны быть указаны:

    успехи прошлых подобных проектов

    количество учащихся, которые обучаются на данный момент в учебном заведении.

5.Создайте план реализации вашего проекта .

Он должен включать:

  • показатели того, как изменится система образования в лучшую сторону

Каждый пункт плана должен иметь отдельную цель, которая будет связывать воедино весь проект и все обозначенные проблемы. Обсудите итог с администрацией образовательного учреждения и внесите поправки. Определите бюджет для реализации нового образовательного плана. Используйте только проверенную информацию о заработной плате, пособиях, расходах и т.д.

6.Заполните специальные документы для получения финансирования. Сделайте это согласно всем требованиям. Некоммерческие организации будут благосклонны в том случае, если вы будете использовать глаголы в активном залоге, представлять реальные факты и отвечать на ключевые вопросы. Им важно знать, почему именно вам должны дать средства для проекта, и какие выгоды получит организация. Если вы покажете много преимуществ, вам выделят средства для реализации образовательного проекта. Тогда вы уже сможете реализовать его согласно заготовленному плану.

Виды проектов:

    Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.

Он включает:обоснование актуальности избранной темы

    обозначение задач исследования

    обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой

    обсуждение полученных результатов

При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

    Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Продуктом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе, в Интернете.

Характер контактов между участниками проекта:

    внутриклассные;

    внутришкольные;

    региональные;

    межрегиональные;

    международные.

    Межрегиональные и международные проекты обычно, являются телекоммуникационными, иак как требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, значит, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

A) Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Б) Краткосрочные проекты реализуются в течение 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

В) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Г) Годичные проекты (долгосрочные) могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Методическое пособие

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

    Полное название проекта

- с кем,

- для кого/чего,

- где,

- как,

- посредством чего

Напр. «Развитие коммуникативных навыков учащихся на факультативных занятиях по немецкому языку через речевые упражнения»

- Ф.И.О.,

- образование,

- стаж,

    Обоснование актуальности выбранной темы

а) п ротиворечия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике на разных уровнях: в мире, в стране, в районе, в УО;

б)формулировка ведущих идей и подходов, нормативные источники, Указы, Декреты, исследовательские работы по этой теме

4. Цель проекта

- исходя из проблемы: создание…, овладение…, систематизация…;

Напр. «Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации»

    Задачи проекта

- о тражение последовательности действий по достижению цели:

- организовать…,

- провести…,

- изучить..,

- подготовить…

    Методы реализации проекта

- анкетирование,

- диагностика,

- исследование,

- наблюдение,

- объяснение,

- показ,

- беседа,

- игровые приемы и т.д.

7. Гипотеза

- Если использовать на уроках…, то повысится уровень…

Диагностический

    Анализ затруднений.

    Постановка проблемы.

    Изучение литературы, имеющегося опыта по теме

1-й год работы над темой

Прогностический

    Определение цели и задач работы над темой.

    Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

    Прогнозирование результатов.

Практический

    Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

    Формирование методического комплекса.

    Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

    Корректировка работы.

2-й год работы над темой

Обобщающий

    Подведение итогов.

    Оформление результатов работы по теме самообразования.

    Представление материалов.

3-й год работы над темой

Внедренческий

    Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

    Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

- Использование на уроках…повысит уровень…

8. Предполагаемый результат

- будут созданы…,

- будет подготовлен…,

- будут разработаны..)

9. Описание содержания, сроков и этапов реализации проекта

10. Предполагаемый состав участников проекта

11. Список использованной литературы

Примерный план работы педагога по самообразованию

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Объем образовательного проекта - 10-20 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении –не менее 5. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт - TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля - 2; текст печатается без сокра­щений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: .

Оформление литературы - согласно Инструкции по оформлению диссер­тации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной поста­новлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 .by/.

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист - титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №20 г.Борисова»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Иванов Иван Иванович,

учитель русского языка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (образец)

1. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации: Учеб.-метод. пособие: Эксперим. вариант / М-во образования и науки Респ.Беларусь. Ин-т повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и специалистов образования /Авт.-сост.:А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк; Под ред. А.И.Жука.-Мн.: ИПКиПРРиСО, 1996.-241с.:схем.,табл.

2. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: метод.рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2012. – 98 с.

3. Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: метод.рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Су-рикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2012. – 92 с.

4.Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2008. – 336 с. – (Мастерская учителя).

Лайфхаки для тех, кто всерьез думает об образовании как о бизнесе.

В закладки

За 15 лет нам удалось создать 4 окупаемых образовательных проекта: Британскую высшую школу дизайна , Школу компьютерных технологий Scream School , Московскую школу кино и Архитектурную школу МАРШ , - которые мы объединили в университет креативных индустрий Universal University . И теперь на его платформе запускаем новые проекты: Московскую школу музыки , Московскую школу коммуникаций MACS и бизнес-инкубатор для стартапов в области креативных индустрий.

Рис.1 Структура университета креативных индустрий Universal University

Про задачи образовательного проекта

Образовательный проект решает конкретные задачи. В нашем случае, открывая новую школу, мы решали задачи нехватки специалистов с теми компетенциями, которые нужны одной из креативных индустрий прямо сейчас.

Про деньги

Образование - низкомаржинальный социально-ориентированный бизнес. Не стоить жить иллюзией, что на образовательной программе вы построите огромный капитал, который обеспечит вам безбедное существование на «островах». Только постоянно развивая образовательный проект, можно поддерживать его на плаву. Речь идет именно об офлайн и blended-проектах. Большинство профессий, которые дают наши школы, невозможно освоить онлайн.

Если для вас образование - это некоторое временное пристанище между двумя стартапами, не стоит начинать - крепко проект встанет на ноги только через 2-4 года, и он всегда будет требовать много личного ресурса, дальше не будет легче. Гарвард можно построить только за 150 лет, постоянно вкладывая в его развитие и улучшая процессы. Важное и осознанное решение, которое мы приняли с самого начала, мы в образовании надолго.

В среднем на комплексную поддержку и развитие собственных проектов Университет тратит порядка 1 млн. долларов в год. Речь идет об административных расходах, развитии ресурсной базы, зарплатах сотрудников и преподавателей, аренде площадей и так далее. Инвестиции в конкретный проект, конечно, отличаются. Московская школа кино в совокупности стоила нам 2 млн $ (кинопавильон, просмотровый кинозал, хромакей, съемочное и осветительное оборудование, актерская студия и многое другое). Около 850 000 $ на старте стоит ресурсная база нашего нового проекта - Московской школы музыки: звукозаписывающая студия, специальное оборудование, саунд-классы, репетиционная база. Однако проект постоянно развивается, оборудование будет устаревать и видоизменяться, поэтому мы системно работаем с партнерами-производителями оборудования, софта, железа, чтобы срезать косты и дать студенту максимум.

Нашей задачей с самого начала была полная самоокупаемость. Все заработанные средства мы рефинансируем в развитие проектов или открываем новые. Так, из 32 студентов в 2003 году к 2018 году мы выросли ровно в 100 раз до 3200 студентов. Сегодня школы занимают уже практически 12 000 квадратных метров, а ресурсами такого уровня не обладает ни одно учебное заведение среди творческих школ России и стран СНГ.

Рис. 2. Этапы развития Universal University

Про систему управления

Современный университет работает по принципам, аналогичным технологическим корпорациям. Он требует альтернативного российской образовательной системе подхода в управлении. В ДНК должна быть заложена постоянная трансформация и быстрая реакция на изменения мира. Как следствие, это ставит управляющую команду в условия высокой скорости в принятии решений, мобильности, стратегического видения, аккумулирования экспертизы. И влияет на всё: переход к горизонтальному управлению, иные подходы в менеджменте, маркетинге, коммуникациях, операционных процессах, HR и, конечно, в самих образовательных форматах.

Про качество

У проекта есть конкретные результаты: какими знаниями, навыками и умениями обладают выпускники, что представляет из себя их портфолио, где они работают и сколько зарабатывают, в каких конкурсах участвуют и побеждают и т.д. Таким образом, мы говорим о качестве каждой программы и о том, что это качество должно постоянно расти.

Рис. 3. Данные о трудоустройстве выпускников школ, входящих в структуру Universal University

Качество - самая важная часть в образовании, о которой очень мало говорят и которая очень дорого стоит. Академическое качество касается всех аспектов образования - кто преподает на курсе, на каких ресурсах учатся студенты, какие возможности им доступны, какие сервисы им предоставляются, какой опыт они могут получить. Все это можно померить и постоянно улучшать. Вот, собственно, и весь секрет - постоянное улучшение всех процессов в течение долгого времени.

Кроме этого, если вы создаете некачественный продукт, со временем программу нужно будет переформатировать или закрывать. Так что у вас нет выбора - только качественное образование действительно востребовано на длинной дистанции.

Есть образовательные проекты, которые работают для отчетности, для того чтобы получить большой грант или государственную поддержку в течение нескольких лет, выиграть тендер или просто для PR. Мы выбрали иной путь и это была осознанная стратегия. Это дисциплинирует. Все это время мы живем только на деньги, которые получаем за свою профессиональную деятельность, а значит, наш продукт должен отвечать на запрос рынка.

Про международный опыт

Мы всегда использовали международный опыт, смотрели, сотрудничали, формировали совместные программы и несколько раз прошли валидацию двух британских университетов, благодаря чему выдаем их дипломы на территории России. Благодаря этому, у нас накоплена международная экспертиза в области образования в творческих индустриях. Это более 20 международных академических партнеров и самые разнообразные формы взаимодействия между школами самого Universal University.

Про команду

Современный университет - это профессионалы высокого уровня. И касается это всех направлений: от менеджмента и операционных процессов до маркетинга, HR и интерактивного проектирования.

Одной из самых сложных задач современного образования является интеграция и работа с мотивацией практиков из индустрии для системной работы в школе. В университете преподает более 700 человек, которые совмещают основную деятельность и преподавание. Наш опыт показывает, что успешные профессионалы готовы делиться опытом и тратить время, если создать для них правильную среду и дать им новые горизонты для реализации. И, конечно, важно предоставить экспертам с опытом инструменты для преподавания, помогать им адаптироваться к образовательной среде и новой роли.

Про рынок EdTech

Рынок образовательных онлайн-технологий активно растет и масштабируется. Ежегодный рост EdTech составляет 17-25%. Дополнительное и высшее образование - ключевые ниши в этой отрасли. Прибыль участников - 7 млрд. руб. и 6,8 млрд. руб. соответственно. Мы внимательно следим за тенденциями, хотя пока не все технологии реально применить в конкретной школе. Такие платформы, как Coursera, могут закрыть потребность в образовательной теории, но не в практике.

Тем не менее, здесь есть большие перспективы, но важно понимать, что онлайн-образование - это только один из форматов, и он не закроет все потребности потенциального студента, если речь идет об образовании с большим количеством практической работы, взаимодействием в команде, использованием разного рода технических ресурсов.

Кроме того, до сих пор многие не могут учиться онлайн. Гарвард, имеющий собственную онлайн-платформу, представил исследование , согласно которому в среднем только 6% от изначально зарегистрировавшихся на курс получают сертификат. Можно предположить, что бесплатный курс привлекает большое количество тех, кому просто интересно попробовать. Для того чтобы сделать результаты более точными, коллеги из Гарварда провели опрос по оценке намерений на входе. Выяснилось, что среди тех, кто изначально хотел получить сертификат, доля получивших увеличилась до 22%, то есть большая часть сертификат так и не получила.

На мой взгляд, наиболее эффективные форматы - смешанные, где онлайн и офлайн правильно интегрируются для решения конкретных образовательных задач.

Как известно, деньги - это всего лишь инструмент, а не конечная цель, тем более в образовании. Так как это все-таки социально-ориентированный бизнес, проект должен менять жизнь людей к лучшему. Пусть это будет смена их карьерной траектории, получение профессии мечты или возможность увидеть себя в титрах проекта - вы работаете в проекте ради этого, а не ради денег.

Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может и не должно быть вне процессов обновления. Работа в режиме саморазвития требует от участников образовательного процесса наличия исследовательских, проектировочных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных способностей. Проектная деятельность способствует личностному и профессиональному саморазвитию педагогов, сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, развитию дошкольного учреждения в целом.




Что такое проект? Проект – это замысел, план. Под образовательным проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, и специфической организацией.




1.Почему возникла необходимость в разработке и выполнении проекта? 2. Почему решение проблемы - актуальная для дошкольного учреждения задача? 3. Какова цель, на стремление к которой направлена деятельность в рамках проекта? 4. Как она связана с решением поставленной проблемы? 5. Кто выиграет в результате продвижения к цели? 6. Как действия, рассмотренные проектом, изменят существующую ситуацию, решат ли проблему оптимально? Вопросы, на которые надо ответить, при разработке образовательного проекта






II.Описание деятельности: 1.Описание проблемного поля 2.Цель проекта 3.Предполагаемый результат, продукт 4.Задачи проекта (пути реализации цели) 5.Теоретическая база проекта (формулировка ведущих идей и подходов) 6.Методы реализации проекта 7.Шаги выполнения проекта (краткое описание реализации этапов проекта) Структура образовательного проекта


8. Характеристика основных видов ресурсов проектной деятельности: - интеллектуальные (квалификация персонала); -технологические (программы, планы); -материальные (бюджет, источник финансирования); -технические (база, оборудование); -информационные (материалы и публикации); - Формы, виды и источник информации Структура образовательного проекта Структура образовательного проекта


9. Критерии и показатели эффективности проектной деятельности 10. Характеристика проведения мониторинга и оценка результатов реализации проекта (анализ и отслеживание результатов каждого этапа) 11. Список используемой литературы 12. Приложения Структура образовательного проекта


Актуальность проблемы Проблема понимается как синоним практической задачи, как мост от неизвестного к известному, конкретное «знание и незнание». Источники проблемы - узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Проблема, вытекающая из противоречий, должна быть: актуальной; отражать новое, что должно войти в жизнь.


Актуальность проблемы Актуальность проблемы определяется по: социальной значимости; результатам изучения и анализа ситуации; недостаточности разработки; необходимости ее дальнейшей разработки с последующей реализацией. Проблемное поле – это актуальность, практическая ценность и значимость проблемы. Описание проблемы - анализ ситуации, которая свидетельствует о наличии проблемы, что было сделано и что предстоит сделать для изменения этой ситуации.


Тема проекта Определение проблемы и темы - тесно связанные между собой шаги. тема должна содержать проблему. Требования к формулировке темы: конкретность формулировки; адресность; выбор ключевых слов (что, с кем, для чего, посредством чего?). Пример: «Использование метода проектов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»




Цель Цель должна быть: реалистичной (проект не должен превращаться в прожект); краткой, позитивной, результативной; ранжируемой (может быть разделена на более мелкие составляющие, согласованные между собой в зависимости от этапа работы /могут быть представлены как задачи/); диагностируемой (иметь определенные измерители /критерии и методики замера/).


Предполагаемый результат (продукт) Предполагаемый результат (продукт) – это достижение поставленной цели всеми участниками образовательного проекта (педагоги, дети, родители) Пример: 1. Овладение педагогами технологией проектной деятельности (результат). 2.Использование педагогами метода проектов в работе с детьми (результат). 3. Составление методических рекомендаций по использованию метода проектов (продукт)


Гипотеза Гипотеза – предположение, истина которого еще не доказана, но вероятна. Пример: если будет внедрена инновация, то - возрастет уровень разностороннего развития детей, - будет создана здоровьесберегающая среда; - повысится эффективность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.


Задачи – пути реализации цели. Формулируя задачи, автор ставит ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели. Для решения поставленных задач необходимо указать предполагаемые сроки их достижения и задать количественные характеристики желаемого результата. Задачи


Методы реализации проекта Методы - способы и средства, с помощью которых выполняются задачи и достигаются поставленные цели. 1. Научно – теоретические методы: -изучение нормативно-правовых, инструктивно – методических документов; -изучение и анализ литературы и других источников; -изучение программ, планов, документации




Этапы реализации проекта 1.Подготовительный (анализ ситуации, диагностика исходного состояния, разработка и экспертиза проекта, создание условий для его запуска). 2. Основной (пошаговая реализация проекта, мониторинг инновационного процесса и его промежуточных результатов на каждом этапе). 3. Заключительный (обобщение, анализ результатов деятельности, подготовка методических рекомендаций).


1. Интеллектуальные ресурсы – квалификационная характеристика участников проекта; 2. Технологические ресурсы – документы, программы, планы, литература и т.д. 3. Материальные ресурсы – бюджет проекта, источники дополнительного финансирования (расширение и изменение штатного расписания, материальное поощрение участников реализации проекта, ходатайство о награждении). 4. Технические ресурсы –материальная база, создание условий для предстоящей проектной деятельности 5. Информационные ресурсы – наличие материалов и публикаций (статьи, методические материалы) Формы и виды информации о проектной деятельности - рекламные листы, выпуск газеты, презентации, защита проектов. Характеристика основных видов ресурсов


Критерии оценки результатов деятельности 1.Критерии качества – соотношение реальных результатов деятельности с поставленными целями. 2.Критерии эффективности – отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов. 3. Критерии мотивации – самочувствие личности (педагогов, детей, родителей) в образовательной среде.


Критерии оценки компонентов образовательной системы 1.Критерии оценки содержания и методов образовательной деятельности в учреждении. 2. Критерии оценки кадрового обеспечения образовательного процесса в учреждении. 3. Критерии организации деятельности в учреждении. 4. Критерии оценки материально-технических и медико-социальных условий учреждения. 5. Оценка деятельности учреждения родителями.


Характеристика проведения мониторинга и оценка результатов проекта Характеристика проведения мониторинга и оценка результатов проекта – это анализ, отслеживание результатов каждого этапа проекта. Примерные мероприятия: Анализ и составление банка данных Анализ состояния здоровья детей Участие в подготовке информационно- аналитических материалов Составление памяток Анализ состояния образовательного процесса Сравнительный анализ документации и др.


Приложения должны соответствовать: теме проекта; содержанию этапов проекта; перечню, данному в проекте. Примерные приложения: диагностические данные, перспективные планы, консультации, конспекты занятий, сценарии, продукты детской деятельности, печатный материал, видеозаписи и др. Приложения


Предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения Повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов Обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу Обучение педагогов технологии проектной деятельности Цель презентации проекта