Американским ауг пришел каюк. Возвращение «Варшавянки Подводные лодки 636 го проекта



NOT A NUCLEAR SUBMARINE OF THE PROJECT 636.3

26.06.2018


Две дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка», предназначенные для Тихоокеанского флота, будут переданы ВМФ России в ноябре 2020 года, говорится в ежегодном отчете «Адмиралтейских верфей».
«Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3, разработчик ЦКБ «Рубин» (две единицы) — ноябрь 2020 года», — говорится в перечне проектов, реализуемых «Адмиралтейскими верфями» в этом и последующем году, отчета.
Первые две субмарины из шести, предназначенны для Тихоокеанского флота, были заложены в июле 2017 года. Они получили названия «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов».
Ранее сообщалось, что первую из них было запланировано передать флоту в ноябре 2019 года.
Для Тихоокеанского флота до 2022 года планируется построить шесть таких подлодок. Первая серия из шести субмарин для Черноморского флота строилась с 2010 по 2016 годы.
ТАСС

07.07.2018


Опубликованы фото снимки погрузки в Севастополе 29 мая 2018 года на большую дизель-электрическую подводную лодку Б-261 «Новороссийск» проекта 06363 Черноморского флота новейших 533-мм электрических торпед УЭТ-1, разработанных по ОКР «Ихтиозавр». Торпеды УЭТ-1 идентифицируются по уменьшенной длине торпеды и характерной форме головной части.
Напомним, что 533-мм универсальная электрическая торпеда УЭТ-1 была разработана АО «Завод «Дагдизель» (Каспийск) в рамках ОКР «Ихтиозавр» и в настоящее время производится этим предприятием, являясь новейшей отечественной серийной электрической торпедой. В феврале 2018 года сообщалось, что завод «Дагдизель» получил контракт стоимостью 7,2 млрд рублей на изготовление Военно-морского флота России 73 торпед УЭТ-1 на период до 2023 года.
https://bmpd.livejournal.com/



01.11.2018


В соответствии с планом боевой подготовки и повседневной деятельности сил флота экипаж подводной лодки Черноморского флота «Краснодар» выполнил глубоководное погружение в морском полигоне боевой подготовки Чёрного моря.
В ходе проведения корабельных учений подводный корабль опускался на разные глубины, причём максимальная глубина составила более 240 метров.
В период глубоководного погружения экипаж проверил работу всех систем и механизмов подводной лодки.
Помимо этого, подводниками был отработан алгоритм действий при управлении кораблём на больших глубинах и при аварийном всплытии.
После завершения подводных элементов экипаж «Краснодара» успешно всплыл на поверхность и продолжил выполнение мероприятий в соответствии с планом боевой подготовки флота.
Погружение подводной лодки обеспечивали спасательное судно «Эпрон» и малый противолодочный корабль «Поворино».



28.03.2019
АО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ» СПУСТИЛО НА ВОДУ
ПЕРВУЮ В СЕРИИ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ ДЛЯ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА

На АО «Адмиралтейские верфи» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) состоялась церемония спуска на воду большой дизель-электрической подводной лодки «Петропавловск-Камчатский» для Военно-морского флота России. В торжественном мероприятии принял участие заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Игорь Мухаметшин.
Особую значимость события в год 315-летия Адмиралтейских верфей подчеркнул генеральный директор предприятия Александр Бузаков: «Передача первой подводной лодки для Тихоокеанского флота, которую мы сегодня спускаем на воду, станет достойным подарком и весомым вкладом адмиралтейцев в повышение обороноспособности нашей страны».
Знаменательным событием для Военно-морского флота назвал спуск на воду ПЛ «Петропавловск-Камчатский» заместитель главнокомандующего ВМФ РФ, вице-адмирал Игорь Мухаметшин: «Эти подводные лодки очень ждут на Тихоокеанском флоте. Корабли данного класса уже подтвердили свою высокую эффективность, в том числе, при решении боевых задач в Средиземном море. И мы уверены, что Адмиралтейские верфи вовремя выполнят все контрактные обязательства, и мы совместными усилиями решим задачи, поставленные перед нами Верховным Главнокомандующим и Министром обороны РФ».
Подводная лодка «Петропавловск-Камчатский» заложена в июле 2017 года и в соответствии с условиями контракта до конца текущего года будет передана заказчику. На втором корабле в серии «Волхов» на сегодняшний день начат процесс стыковки блоков в единый корпус. Строительство ещё двух кораблей «Магадан» и «Уфа» находится на стадии формирования блоков и проведения гидравлических испытаний.
Контракт на строительство серии был подписан в сентябре 2016 года, что стало продолжением реализации долгосрочного плана Министерства обороны России по усилению боевой готовности ВМФ РФ и программы совершенствования дизель-электрических подводных лодок. По указанию Минобороны ЦКБ «Рубин» модернизировало основные системы корабля базового проекта 636: комплекс торпедно-ракетного вооружения, информационно-управляющую систему, радиолокационный и гидроакустический комплексы. Внесен ряд усовершенствований в общекорабельные системы с целью повышения скрытности подводной лодки и улучшения бытовых условий для экипажа.
Подводные лодки модифицированного 636.3 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения. Адмиралтейские верфи являются безусловным лидером строительства субмарин такого класса и с 1983 года успешно поставляют их на экспорт.
Также на Адмиралтейских верфях всего за шесть лет, с августа 2010 по ноябрь 2016 года, построена серия подводных лодок данного проекта для Черноморского флота. Начиная с 2014 года предприятие передавало ВМФ РФ по два корабля ежегодно.
Важно отметить, что строительство серии подводных лодок проходит в условиях полной производственной загрузки и масштабной реконструкции предприятия. Возведение новых объектов, и модернизация действующих цехов проводится без остановки производства, и строительство всех заказов идет четко в соответствии с контрактными обязательствами. По завершении на предприятии будет создан современный высокотехнологичный комплекс замкнутого цикла по строительству и ремонту неатомных подводных лодок, который позволит передавать заказчикам до 4 кораблей ежегодно и расширит возможности верфей по сокращению сроков постройки и ремонта.
Адмиралтейские верфи


30.03.2019


29 марта 2019 года в Севастополе прошла торжественная церемония встречи большой дизельной подводной лодки «Великий Новгород» после выполнения задач в Средиземном море. Ранее корабль благополучно прошёл через черноморские проливы Дарданеллы и Босфор.
Это первое прибытие субмарины в город-герой Севастополь после её включения в состав Черноморского флота.
Торжественная церемония, посвящённая встрече и возвращению подводной лодки из дальнего похода, прошла под руководством командующего Черноморским флотом вице-адмирала Александра Моисеева.
На встрече «Великого Новгорода» присутствовали командование и ветераны соединения подводных лодок, представители городских властей Севастополя, семьи членов экипажа.
Командир подводной лодки капитан 2 ранга Сергей Рябищенко доложил командующему флотом об успешном выполнении поставленных задач.
За время нахождения в дальней морской зоне подводники выполняли задачи в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море, где провели боевые стрельбы комплексом крылатых ракет морского базирования «Калибр-ПЛ» по объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.
Пресс-служба Южного военного округа



01.04.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: СПУСК НА ВОДУ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ». 28.03.2019

28 марта 2019 года на АО «Адмиралтейские верфи» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) состоялась церемония спуска на воду первой большой дизель-электрической подводной лодки «Петропавловск-Камчатский» проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Подводная лодка «Петропавловск-Камчатский» заложена в июле 2017 года и в соответствии с условиями контракта до конца текущего года будет передана заказчику. На втором корабле в серии «Волхов» на сегодняшний день начат процесс стыковки блоков в единый корпус. Строительство ещё двух кораблей «Магадан» и «Уфа» находится на стадии формирования блоков и проведения гидравлических испытаний.
Контракт на строительство серии был подписан в сентябре 2016 года, что стало продолжением реализации долгосрочного плана Министерства обороны России по усилению боевой готовности ВМФ РФ и программы совершенствования дизель-электрических подводных лодок.
До 2022 года для Тихоокеанского флота планируется построить шесть таких подлодок.
ВТС «БАСТИОН», 01.04.2019

СПУСК НА ВОДУ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ». 28.03.2019. ЧАСТЬ 1
СПУСК НА ВОДУ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ». 28.03.2019. ЧАСТЬ 2

04.04.2019


3 апреля 2019 года в Новороссийской военной морской базе прошла торжественная церемония встречи большой дизельной подводной лодки «Великий Новгород» после совершения перехода и выполнения задач в Средиземном море. Ранее корабль благополучно прошёл через Черноморские проливы Дарданеллы и Босфор и осуществил заход в Севастополь.
Это первое прибытие субмарины в пункт дислокации соединения подводных лодок ЧФ город-герой Новороссийск, после её включения в состав Черноморского флота.
В торжественной встрече приняли участие ветераны соединения подводных лодок, представители администрации Новороссийска, а также семьи членов экипажа.
Командир подводной лодки капитан 2 ранга Сергей Рябищенко доложил командиру Новороссийской ВМБ контр-адмиралу Олегу Шастову об успешном выполнении поставленных задач.
За время нахождения в дальней морской зоне подводники выполняли задачи в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота в Средиземном море, где провели боевые стрельбы комплексом крылатых ракет морского базирования «Калибр-ПЛ» по объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.
Пресс-служба Южного военного округа



03.05.2019


Подводные лодки Черноморского флота «Старый Оскол» и «Краснодар» будут выполнять задачи в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море до конца 2020 года, после чего встанут на плановый ремонт в Санкт-Петербурге. Об этом сообщил в четверг ТАСС источник в кораблестроительной отрасли.
«Ожидается, что в конце 2020 года лодки встанут на плановый ремонт на «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург), на предприятие, где они были построены», — сказал собеседник агентства.
В апреле «Старый Оскол» и «Краснодар» вошли в состав российского соединения в Средиземноморье, где заменили однотипные субмарины «Великий Новгород» и «Колпино», которые несли боевую вахту у берегов Сирии. Каждые три месяца проводилась ротация их экипажей. Ранее о том, что «Старый Оскол» пройдет ремонт на северо-западе России, сообщала пресс-служба Черноморского флота.
«Адмиралтейские верфи» (входят в Объединенную судостроительную корпорацию) построили шесть подводных лодок проекта 636.3 для Черноморского флота. Субмарины «Ростов-на-Дону», «Великий Новгород», «Колпино», находясь в составе Средиземноморской эскадры, неоднократно наносили удары крылатыми ракетами комплекса «Калибр» по объектам террористов в Сирии.
ТАСС

11.07.2019

Строящиеся российские подводные лодки проекта 636.3 для Тихоокеанского флота получат новейшие перископы «Парус-98» непроникающего типа разработки Концерна «ЦНИИ Электроприбор». Об этом ТАСС в ходе салона МВМС-2019 сообщил первый заместитель генерального директора Александр Соколов.
«Мы поставили наши новые перископы «Парус-98» для первых двух лодок проекта 636.3 Тихоокеанского флота «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов», строящихся на «Адмиралтейских верфях», — проинформировал собеседник агентства.
По его словам, с помощью нового перископа подводники могут вести круглосуточное наблюдение в сложных метеоусловиях, принимать сигналы спутниковых навигационных систем, обнаруживать излучения радиотехнических средств надводных кораблей, измерять дистанцию до наблюдаемых объектов.
В обновленной версии перископа установлен телевизионный канал высокой четкости, а в тепловизионном канале установлена матрица с глубоким охлаждением и увеличенным разрешением, а также повышена чувствительность. Разработчики повысили помехозащищенность, применив оптоволоконный кабель. Кроме того, полностью переработан лазерный дальномер и изменена вычислительная система.
ТАСС


НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 636.3


Дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 636.3 относится к третьему поколению ПЛ класса «Варшавянка», ПЛ данной серии являются продолжением хорошо себя зарекомендовавших у нас на флоте и за рубежом дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка» (проекты 877, 877ЭКМ, 636, 636М, 636.1), именуемых за рубежом как «Черная дыра» за свои уникальные свойства по скрытности.
Решение о продолжении строительства ДЭПЛ типа «Варшавянка» для ВМФ России было принято специально для пополнения подводных сил Черноморского флота. К тому времени, в составе Черноморского флота числилось всего две подводные лодки: Б-871 «Алроса» проекта 877В и Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б. К тому же, постройка ПЛ нового типа «Лада» проекта 677 затягивалась. На «Адмиралтейских верфях» тогда строились две НАПЛ проекта 677 ЦКБ МТ «Рубин» — «Кронштадт» и «Севастополь». Контракт на строительство «Кронштадта» был разморожен 9 июля 2013 года после необходимых доработок проекта и проведения исследовательских работ.
Подводные лодки проекта 06363 были разработана специалистами Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» на основе опыта создания подводных лодок проекта 636 для инозаказчика, которые уже к тому времени оснащались ракетным оружием типа Club-S. В то время отечественные ПЛ данного типа аналогичного оружия не имели.
По оценке специалистов, лодки этого проекта — яркий пример развития одной из самых успешных серий кораблей в неатомном подводном кораблестроении конца ХХ века — проекта 877 ЭКМ, известной по классификации НАТО как класс (Kilo), а затем проект 636 (Improved Kilo).
Важнейшими особенностями класса признаны малошумность, совершенная архитектура корпуса; разумная степень автоматизации всех процессов управления ПЛ, мощное ракето-торпедное и минное вооружение, хорошие условия обитаемости личного состава и непревзойденные надежность и простота в обслуживании.
С 1986 года подводные лодки класса Kilo поставляются на экспорт. С середины 1990-х годов, начато строительство подводных лодок проекта 636 обладающих более мощной энергетической установкой, менее шумных.
Принятие на вооружение комплекса противокорабельных крылатых ракет значительно расширило боевые возможности подводных лодок класса Kilo и Improved Kilo, повысив их конкурентоспособность на мировом рынке вооружений и военной техники.
Черноморский флот России примет в боевой состав шесть подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» к 2017 году, об этом, заявил командующий ЧФ контр-адмирал Александр Федотенков в феврале 2012 года. «Первые три корпуса мы получим в 2014 году, одну — в 2015 году и две — в 2016 году для формирования полноценной бригады подводных лодок Черноморского флота», — рассказал контр-адмирал, отметив, что все корабли уже заложены на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге.
Контракт на строительство головной подводной лодки проекта 06363 был заключен Министерством обороны России в августе 2010 года, 20 августа 2010 года она была заложена на «Адмиралтейских верфях» под названием Б-261 «Новороссийск» (заводской номер 01670).
Подводная лодка «Новороссийск» является одной из самых современных модификаций дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) третьего поколения 636 проекта. Ее строительство стало началом реализации долгосрочного плана Министерства обороны РФ по восстановлению боевой готовности Черноморского флота.
Новая субмарина имеет более высокую, по сравнению с предыдущими проектами, боевую эффективность, оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, современные инерциальный навигационный комплекс и автоматизированную информационно-управляющую систему, что обеспечит мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.


ОАО «Адмиралтейские верфи» к февралю 2012 года завершило изготовление секций прочного корпуса подводной лодки проекта 636.3. Первая в серии субмарина, получившая название «Новороссийск». Однако из-за выполнения вьетнамского заказа по постройке шести экспортных лодок проекта 06361 строительство ПЛ для российского ВМФ немного задержалось.
В 2013 году Минобороны России начало оснащать подводные лодки проектов 636.3 типа «Варшавянка» крылатыми ракетами «Калибр», способными поражать наземные цели с расстояния от 300 до 2,5 тыс. км. Первой ДЭПЛ, которую оснастили «Калибрами», стала подводная лодка Б-261 «Новороссийск» проекта 636.3, в 2014-2015 гг. за ней последовали ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол».
Сформированные на Черноморском флоте экипажи строящихся на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге подводных лодок «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» прошли подготовку в Учебном центре Военно-Морского Флота России в Обнинске. Экипажи, укомплектованные офицерами и военнослужащими по контракту, прошли общую подготовку подводников, стажировку на предприятиях промышленности с целью изучения техники, которую предстоит эксплуатировать в дальнейшем, и приступили к тренировкам по боевому использованию систем и вооружения подлодок.

28 ноября 2013 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» в торжественной обстановке была спущена на воду большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Новороссийск» — головная в серии для Военно-морского флота России. В торжественном мероприятии приняли участие: заместитель Главнокомандующего ВМФ РФ Виктор Бурсук и Президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Владимир Шмаков.
Важнейшим для всего Военно-Морского флота событием, назвал спуск головной ПЛ «Новороссийск» заместитель Главнокомандующего Военно-морским флотом РФ Виктор Бурсук: «Эта серия подводных лодок, позволит одному из старейших флотов нашей страны – Черноморскому – получить долгожданную подводную составляющую. Мы много лет ждали этот корабль и это первая, но далеко не последняя подводная лодка, которые будут построены на Адмиралтейских верфях в ближайшие годы и позволят Военно-морскому флоту обеспечить надежную защиту страны».
Долгожданным событием назвал спуск «Новороссийска» генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков: «Символично, что это производственное событие открывает юбилейный, 310-й год в истории Адмиралтейских верфей. Заложенные Петром 1, наши верфи всегда были полигоном для строительства кораблей нового типа, и сегодня мы с полным правом можем сказать, что предприятие с честью продолжает лучшие традиции отечественных корабелов».
Первая в серии из шести дизель-электрических подводных лодок «Новороссийск», строящихся для ВМФ России на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Петербурге, 1 февраля 2014 года приступит к швартовым испытаниям. «Первая лодка проекта 636.3 прибудет на Черноморский флот в 2015 году», - сказал Чирков, комментируя закладку подводной лодки «Краснодар» 20 февраля 2014 года.

В 10 утра 25 апреля 2014 года от заводской достроечной стенки ОАО «Адмиралтейские верфи» на северной площадке отшвартовалась подводная лодка «Новороссийск». Взяв курс на ОАО «Северная верфь», корабль, сопровождаемый буксирами, ушел на процедуру размагничивания. Швартовные испытания «Новороссийска» начались 3 февраля и продлились практически три месяца, как и было предусмотрено графиком. Для ПЛ «Новороссийск» заводские ходовые испытания (ЗХИ) начнутся в середине мая. Сразу после того, как вернувшись с размагничивания, корабль пройдет необходимую подготовку к выходу в море и будет предъявлен инспекции безопасности мореплавания.
Дизель-электрическая подводная лодка третьего поколения «Новороссийск» 27 мая 2014 года вышла в море на заводские ходовые испытания. ДЭПЛ «Новороссийск» 25 июня 2014 года вернулась в Петербург с первого этапа ходовых испытаний в Балтийском море. В море была проверена работа всех систем и механизмов, различные режимы и скорости хода субмарины.

На Адмиралтейских верфях 22 августа 2014 года на дизель-электрической подводной лодке Б-261 «Новороссийск» проекта 636.3 был поднят Военно-морской флаг. В торжественном мероприятии поднятии Андреевского флага приняли участие Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу, заместитель Главнокомандующего ВМФ Александр Федотенков, командующий Балтийским флотом Виктор Кравчук, командующий Черноморским флотом Александр Витко, временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, генеральный директор ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит, другие официальные лица.
Строительство шести дизель-электрических подлодок (ДЭПЛ) проекта 636.3 для Черноморского флота (ЧФ) России не зависит от поставок комплектующих из Украины, сообщил главный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Молчанов. «На наших лодках мы всегда, несмотря на дружеские отношения с партнерами, старались не применять оборудование, произведенное даже в странах ближнего постсоветского пространства. Поэтому в рамках 636-го проекта такое оборудование можно пересчитать по пальцам, его не так много», — сказал Молчанов.
По его словам, контракт на строительство шести лодок для ЧФ и, соответственно, контракты с поставщиками подписывались до событий на Украине и в мире. Кроме того, контракт был сразу на всю серию, и очень многое корабелы успели получить задолго до введения санкций.
«Сегодня я не слышал от завода каких-то вопросов или просьб рассмотреть замену оборудования. Даже если гипотетически такая ситуация возникнет, возможности 636-го проекта позволят поменять что-то украинское на отечественное. Сегодня у нас есть достаточно большие наработки», — подчеркнул Молчанов.
Говоря об использовании украинского оборудования в серии «Варшавянок», Молчанов сообщил, что, например, на один из насосов российского производства устанавливается харьковский привод.
Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» 11 сентября 2014 года включена в боевой состав Черноморского флота (ЧФ).

Головная дизель-электрическая большая подводная лодка проекта 06363 Б-261 «Новороссийск» 24 октября 2014 года прошла в надводном положении Балтийские проливы, направляясь вокруг Скандинавского полуострова на Северный флот. В начале ноября 2014 года дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Новороссийск» проекта 636.3 завершила двухнедельный межфлотский переход из судостроительного завода в Санкт-Петербурге и прибыла на Северный флот (СФ) для прохождения глубоководных испытаний.
В феврале 2015 года экипаж дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Новороссийск» под командованием капитана 2 ранга Константина Табачного завершил цикл занятий на учебно-тренировочном комплексе (УТК) подводников Северного флота и приступил к завершающему этапу подготовки к выходу в море.
В ходе недельного обучения на УТК экипаж «Новороссийска» выполнил нормативы по одеванию спасательного снаряжения, отработал выход из торпедного аппарата и покидание аварийной подводной лодки методом свободного всплытия с использованием модернизированного индивидуального дыхательного аппарата ИДА-59. Также в бассейне УТК подводники провели тренировки по посадке в надувной спасательный плот ПСН-10.
Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» в августе 2015 года завершила комплекс испытаний на Северном флоте пуском крылатой ракеты из Баренцева моря по мишени на полигоне Чижа в Архангельской области. Кроме того, в период нахождения на Северном флоте с ноября 2014 года подводная лодка успешно прошла погружение на максимальную глубину, а также проверку вооружения и технических средств во время выполнения практических торпедных и ракетных стрельб в Баренцевом море.
10 августа 2015 года из Екатерининской гавани города Полярного отправилась в межфлотский переход с Северного на Черноморский флот большая подводная лодка Б-261 «Новороссийск». Лодка отправилась в пункт постоянного базирования в порт Новороссийска.
26 августа 2015 года дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» в рамках межфлотского перехода успешно проследовала Гибралтарcким проливом и вошла в акваторию Средиземного моря. Подводная лодка «Новороссийск» совершила деловой заход в алжирский порт Оран. Российский военный корабль впервые за девять лет зашел в алжирский порт Оран для пополнения запасов. Предыдущий заход корабля ВМФ России в порт фиксировался в 2006 году, тогда это был большой десантный корабль «Калининград» Балтийского флота.
21 сентября 2015 года первая дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» проекта 636.3, осуществив межфлотский переход, после проведения ряда испытаний бортовых комплексов вооружения на Северном флоте, прибыла к постоянному месту базирования на Черноморский флот в Новороссийскую военно-морскую базу.
На пирсе в геопорту Новороссийска подводную лодку встречали главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, командир Новороссийской военно-морской базы капитан 1 ранга Олег Шастов, мэр города Владимир Синяговский, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, представители руководства центрального конструкторского бюро «Рубин». Подводная лодка «Новороссийск» ошвартовалась у нового пирса, церемония открытия которого состоялась за час до ее прибытия.

ДЭПЛ проекта 636.3 «Новороссийск» Черноморского флота (ЧФ) впервые покинула пункт постоянного базирования в Новороссийске и, выполнив ряд задач по плану боевой подготовки в акватории Черного моря, 28 сентября 2015 года совершила заход в Севастополь. Сразу по приходу в Севастополь, субмарина в сопровождении двух рейдовых буксиров проследовала на стенд размагничивания в бухте Троицкая. После 6 проходов субмарина сразу проследовала на выход из бухты и отвернула вправо к устью реки Кача. Сюда в 10-00 прибыло из Южной бухты СФП-183.
Лодка прошла все замеры полей и около 15-00 прибыла в Южную бухту к своему плавпричалу. Здесь её торжественно встретили командование и семьи подводников.
В главной базе ЧФ были проведены плановый осмотр и гарантийное регламентное обслуживание механизмов субмарины после завершения длительного межфлотского перехода с Северного на Черноморский флот.
8 октября 2015 года к причальной стенке филиала ЦС «Звездочка» в городе Севастополь, действующего на базе Севморзавода, была поставлена дизельная подводная лодка «Новороссийск» проекта 636.3. На субмарине был проведен плановый ремонт, окончательная отделка и окраска корпуса.

В сентябре 2011 года был подписан контракт на постройку остальных пяти подводных лодок проекта 06363.
В Санкт-Петербурге на ОАО «Адмиралтейские верфи» 21 ноября 2011 г. была заложена первая серийная дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 для ВМФ России. Анатолий Тюков, вице-президент Объединенной судостроительной корпорации, в состав которой входят «Адмиралтейские верфи», поздравил заводчан и военных моряков «со знаменательным событием – закладкой первой серийной подводной лодки проекта 636 «Б-237». В конце ноября 2012 года на «Адмиралтейских верфях» были успешно проведены гидравлические испытания кормового блок-модуля подводной лодки «Ростов-на-Дону» (заводской номер 01671) проекта 06363 - второго заказа в серии ДЭПЛ.

26 июня 2014 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония спуска на воду большой дизель-электрической подводной лодки «Ростов-на-Дону». В торжественном мероприятии приняли участие временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, заместитель Главнокомандующего ВМФ России Александр Федотенков, вице-президент ОАО «ОСК» Игорь Пономарев и другие высокие гости.

21 октября 2014 года из Санкт-Петербурга на заводские ходовые испытания вышла большая дизель-электрическая подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» (заводской номер 01671) проекта 06363.

30 декабря 2014 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась торжественная церемония подъема Военно-морского флага на большой дизель-электрической подводной лодке «Ростов-на-Дону».
В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Главнокомандующего Военно-морским флотом РФ Александр Федотенков, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.
Достойным завершение производственной программы 2014 года назвал торжественную церемонию подъема флага Александр Бузаков: «Это уже четвертая подводная лодка, которую мы передаем заказчикам в уходящем году, и вторая, на которой поднят Военно-морской флаг России. И в канун нового года мы можем с полным правом сказать: коллектив предприятия с поставленными задачами справился. Корабль удался!». Был зачитан приказ главкома ВМФ о зачислении «Ростова-на-Дону» в состав 4-й отдельной бригады Черноморского флота с базированием в Новороссийске.
Экипаж дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Ростов-на-Дону», переданной 27 декабря 2014 г. Военно-Морскому Флоту (ВМФ) России предприятием надводного и неатомного подводного кораблестроения «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург), начал подготовку к межфлотскому переходу из акватории Балтийского в Баренцево море.
После перехода протяженностью около 2,5 тыс. морских миль экипажу ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» проведет глубоководные испытания оборудования и систем вооружения в полигонах боевой подготовки Северного флота.
Дизель-электрическая подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» 17 апреля 2015 года вышла из Кронштадта для перехода на Северный флот для проведения заключительного этапа испытаний с ракетной стрельбой и глубоководным погружением в полигонах Баренцева моря.

22 мая 2015 года второй корабль проекта 636.3 дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Ростов-на-Дону» прибыла в главную базу Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (СФ) для дальнейшего выполнения программы испытаний. В городе Полярный у причала соединения дизельных подводных лодок СФ состоялась торжественная церемония встречи ДЭПЛ «Ростов-на-Дону», успешно выполнившей задачи двухнедельного межфлотского перехода с Балтийского флота на Северный под командованием капитана 2 ранга Андрея Адамского.

2 октября 2015 года подводная лодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» успешно выполнила боевые стрельбы крылатой ракетой «Калибр» из подводного положения по береговой цели, расположенной на полигоне Чижа в Архангельской области. Стрельба ракетным комплексом – это один из основных элементов программы испытаний новых дизель-электрических подводных лодок, предназначенных для Черноморского флота. За время пребывания на Северном флоте экипаж ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» прошёл курс базовой подготовки, успешно выполнил в Баренцевом море ряд испытаний, в том числе и глубоководных, и комплекс боевых упражнений с применением всех видов имеющегося на борту вооружения.
9 октября 2015 года экипаж дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» в рамках плановых испытаний бортовых систем вооружения успешно выполнил стрельбу из высокоточного комплекса ракетного вооружения «Калибр» по морской цели. Пуск крылатой ракеты был произведен из подводного положения по морской цели в полигоне боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море. Морская мишень, находящаяся на удалении нескольких сот километров, была поражена с высокой точностью.
В соответствии с планом межфлотского перехода дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Ростов-на-Дону» (проекта 636.3) в конце октября 2015 года совершила заход в Кронштадтскую военно-морскую базу для пополнения всех видов запасов до требуемых норм перед переходом к месту постоянного базирования на Черноморский флот.
Подводная лодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» пополнила запасы в Кронштадтской военно-морской базе и 5 ноября 2015 года продолжила плановый межфлотский переход месту постоянной дислокации на Черноморский флот.

8 декабря 2015 года Россия нанесла ракетный удар по ИГ ракетами «Калибр» с подводной лодки «Ростов-на-Дону» из акватории Средиземного моря, сообщил министр обороны Сергей Шойгу президенту РФ Владимиру Путину. «Впервые применили крылатые ракеты «Калибр» с подводной лодки «Ростов-на-Дону» с акватории Средиземного моря», — сказал Шойгу.
«В результате и авиация, и подводный флот провели успешные пуски, все цели поражены. В очередной раз крылатая ракета «Калибр» показала свою эффективность на дальние расстояния», — отметил министр.
Вскоре подводная лодка Черноморского флота «Ростов-на-Дону» вошла в акваторию Черного моря, успешно пройдя проливы Дарданеллы и Босфор.

15 декабря 2015 года дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону» проекта 636.3, осуществив межфлотский переход, прибыла на Черноморский флот - в Новороссийскую военно-морскую базу. Встречая экипаж подводной лодки на пирсе в военной гавани Новороссийска, командующий войсками Южного военного округа генерал-полковник Александр Галкин отметил, что «на подводников возложена особая и ответственная роль в обеспечении национальных интересов России, и они достойно исполняют свой воинский долг».

25 декабря 2015 года подводная лодка «Ростов-на-Дону», завершив переход из Новороссийска, прибыла в Севастополь Субмарина вышла из Новороссийской ВМБ около полудня 24 декабря и прошла севастопольские молы в 08:00 25 декабря. В течение двух часов ПЛ маневрировала на стенде безобмоточного размагничивания в районе бх Троицкая.
В день прихода в Севастополь новой подводной лодки «Ростов-на-Дону» Черноморского флота в море вышло судно контроля физических полей СФП-183 проекта 18061 и встал на якорь в районе между пос. Любимовка и Кача. Подлока «Ростов-на-Дону» вновь вышла в море, где работала совместно с СФП-183 и около 15:30 второй раз вошла в бухту. Субмарина встала на отдельном причале, её торжественно встретило командование и семьи моряков — подводников.
В Севастополе на ПЛ «Ростов-на-Дону» проведены осмотр и гарантийное регламентное обслуживание механизмов субмарины после совершения межфлотского перехода с Северного на Черноморский флот и выполнения задач в Средиземном море.

17 августа 2012 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась торжественная церемония закладки подводной лодки «Старый Оскол» проекта 636.3 для ВМФ России.

28 августа 2014 года в Санкт-Петербурге спустили на воду третью неатомную подводную лодку Б-262 «Старый Оскол» (зав. №01672) проекта 636.3. «Старый Оскол» является третьей подводной лодкой проекта 06363, построенной для ВМФ России, из шести единиц, запланированных для Черноморского флота. В торжественном мероприятии приняли участие главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, вице-президент ОАО «ОСК» Сергей Форафонов и другие высокие гости. Как было отмечено на мероприятии, сегодня в серии кораблей типа «Варшавянка» уже 62 подводные лодки, и это еще не последние корабли. Как ожидается, серия будет продолжена, по крайней мере, для инозаказчика.
«Символично, что это производственное событие происходит в год 310-летия, Адмиралтейских верфей и оно станет достойным вкладом в юбилейную копилку трудовых побед адмиралтейцев, — сказал генеральный директор Александр Бузаков. — Спуск 3-й подводной лодки серии означает, что половина контракта практически выполнена. Строительство данной серии позволило нарастить производственные мощности предприятия, и сегодня мы готовы к новым заказам»».
«Спуск подводной лодки «Старый Оскол» имеет историческое значение не только для Адмиралтейских верфей и Военно-Морского флота, но и для всей Российской Федерации, — подчеркнул Виктор Чирков. – Лодки данной серии будут обеспечивать безопасность Черноморского и Средиземноморского региона. Это современные перспективные корабли, и они очень нужны Российскому флоту!»
6 марта 2015 года из Санкт-Петербурга на заводские ходовые испытания вышла построенная для ВМФ России на ОАО «Адмиралтейские верфи» большая дизель-электрическая подводная лодка Б-262 «Старый Оскол» (заводской номер 01672) проекта 06363. «Старый Оскол» сегодня вышла на заводские ходовые испытания на Балтику, которые, ориентировочно, продлятся около 15-20 дней», — сказал источник ОПК.
26 июня 2015 года третья дизель-электрическая подлодка для Черноморского флота — «Старый Оскол» — передана флоту.

В рамках VII Военно-морского салона 3 июля 2015 года состоялась торжественная церемония поднятия Военно-морского флага на большой дизель-электрической подводной лодке проекта 636.3 «Старый Оскол», построенной на ОАО «Адмиралтейские верфи». В торжественном мероприятии приняли участие министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, главнокомандующий Военно-морским флотом России Виктор Чирков, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.
Вскоре дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Старый Оскол» прибыла из Санкт-Петербурга в Балтийск для участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню ВМФ. Во время межбазового перехода экипаж подлодки отработал элементы плавания в узкости, выполнил ряд учебно-боевых задач по совершенствованию действий личного состава по тревогам, провел тренировки по борьбе за живучесть на ходу.

16 октября 2015 года подводная лодка «Старый Оскол» прибыла в главную базу Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (СФ) для испытаний. В городе Полярный у причала соединения дизельных подводных лодок СФ состоялась торжественная церемония встречи ДЭПЛ «Старый Оскол», успешно совершившей межфлотский переход под командованием капитана 2 ранга Андрея Кириченко.
Переход ДЭПЛ «Старый Оскол» с Балтийского флота на Северный продолжался около двух недель.

20 февраля 2014 года состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки «Краснодар» проекта 636.3. В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Главнокомандующего Военно-морским флотом РФ, контр-адмирал Виктор Бурсук и вице-президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Валерий Биндас., представители ЦКБ МТ «Рубин», других организаций судостроительной промышленности. Так же на церемонию были приглашены ветераны отрасли, среди них бывший генеральный директор Адмирадтейских верфей В.Л.Александров, бывшие генеральные конструкторы ЦКБ МТ «Рубин» И.Д.Спасский и Ю.Н.Кормилицин. Подводная лодка «Краснодар» проекта 636 — четвертая в серии, строящейся на ОАО «Адмиралтейские верфи» для ВМФ РФ.
В декабре 2014 года ОАО «СНИИП» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) поставил информационно-управляющую систему многоцелевого назначения (ИУС МН) на Военно-морской флот России для новой дизель-электрической подводной лодки «Краснодар».
Аппаратура предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне, а также позволяет прогнозировать дозы облучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Оборудование относится к современному поколению информационно-управляющих систем и занимает ключевое место в обеспечении живучести подводной лодки. Система показала свою надежность и высокую информативность в ходе государственных испытаний.

На ОАО «Адмиралтейские верфи» 25 апреля 2015 года состоялась церемония спуска на воду большой дизель-электрической подводной лодки «Краснодар». В торжественной церемонии приняли участие главнокомандующий ВМФ РФ Виктор Чирков и вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан. Достойным подарком к празднованию 70-летия Великой Победы назвал спуск очередной лодки серии генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков: «Приятно отметить, что все участники строительства успешно сдали очередной экзамен на сроковую дисциплину, технологию и качество, и нет сомнения что корабль будет сдан Военно-морскому флоту в этом году, в соответствии с контрактными обязательствами».
10 августа 2015 года из Санкт-Петербурга на заводские ходовые испытания вышла построенная для ВМФ России на ОАО «Адмиралтейские верфи» большая дизель-электрическая подводная лодка Б-265 «Краснодар» (заводской номер 01673) проекта 06363.

В день 311-й годовщины со дня основания на АО «Адмиралтейские верфи» 5 ноября 2015 года состоялась торжественная церемония подъема Военно-морского флага на большой дизель-электрической подводной лодке «Краснодар».Корабль передан в состав ВМФ РФ практически на месяц раньше запланированного срока. В торжественном мероприятии приняли участие начальник Управления боевой подготовки ГК ВМФ Виктор Кочемазов и генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.
Особую значимость события подчеркнул контр-адмирал Виктор Кочемазов: «Сегодня знаменательный день в жизни Военно-морского флота. Мы поднимаем Андреевский флаг на четвертой подводной лодке в серии, которая является наглядным результатом успешного труда проектантов и кораблестроителей. Три первых корабля, построенные по модернизированному проекту, уже завершили испытания и успешно отрабатывают задачи боевой подготовки. О высоких технических характеристиках кораблей данного проекта говорит и тот факт, что главным командованием Военно-морского флота прорабатывается вопрос строительства лодок этой серии не только для Черноморского, но и для других флотов РФ».

Касаясь вопроса возможности дальнейшего продолжения строительства дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 после завершения постройки и передачи 6 единиц Черноморскому флоту, главнокомандующий ВМФ Виктор Чирков пояснил, что «главное командование ВМФ рассматривает возможность строительства подводных лодок этого проекта (636.3) и для других флотов, так как подводные лодки данного проекта обладают хорошей боевой эффективностью и эксплуатационными характеристиками».

30 октября 2014 года в преддверии 310-й годовщины со дня основания на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоится торжественная церемония закладки сразу двух подводных лодок для ВМФ РФ – «Великий Новгород» и «Колпино». Подводные лодки «Великий Новгород» и «Колпино» – завершающие в серии из шести кораблей, строящейся на ОАО «Адмиралтейские верфи» для ВМФ РФ. В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Главнокомандующего Военно-морским флотом РФ Александр Федотенков, Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, первый заместитель генерального директора ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» Валентин Фролов, заместитель губернатора Новгородской области Владимир Варфоломеев.
В январе 2015 года ОАО «Армалит-1» завершило отгрузку резинометаллических амортизаторов АКСС для оснащения дизельных подводных лодок (ДПЛ) проекта 636.3 «Варшавянка», строящихся на ОАО «Адмиралтейские верфи».
В комплект поставки вошли маслостойкие и кислотостойкие амортизаторы с диапазоном номинальных нагрузок от 10 до 400 кгс. Всего в рамках договора было отгружено более 10 000 изделий, на сумму превышающую 7,5 млн руб. На данный момент контрактные обязательства выполнены на 100%. Таким образом, все ДПЛ проекта 636.3 оснащены резинометаллическими амортизаторами АКСС производства ОАО «Армалит-1».

18 марта 2016 года в Санкт-Петербурге на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялся торжественный спуск на воду новейшей дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Великий Новгород». Она является пятой в серии подлодок, строящихся целенаправленно для подводных сил Черноморского флота. В церемонии спуска на воду принял участие заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, губернатор Новгородской области Сергей Митин. Как отметил вице-адмирал Александр Федотенков, «серия новых подводных лодок проекта 636.3 стала важнейшим элементом повышения потенциала Черноморского флота и позволит ему полноценно выполнять задачи по обеспечению безопасности в своей операционной зоне ответственности».

26 октября 2016 года в Санкт-Петербурге у заводского пирса АО «Адмиралтейские верфи» состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на новейшей дизель-электрической подводной лодке «Великий Новгород». В церемонии участвуют заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков и гендиректор верфей Александр Бузаков.
Это пятая по счету в серии из 6 подводных лодок этого проекта 636.3, предназначенных для Подводных сил Черноморского флота официально принята в состав Военно-Морского Флота (ВМФ) России.
Во время торжественных мероприятий был зачитан приказ главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва о приеме подводной лодки «Великий Новгород» в состав флота. Заместитель главкома вице-адмирал Александр Федотенков поздравил судостроителей и экипаж подводной лодки с этим значимым событием
«Эта современная подводная лодка имеет превосходные тактико-технические характеристики, – сказал на церемонии вице-адмирал Александр Федотенков. - В ноябре месяце мы примем от АО «Адмиралтейские верфи» в состав ВМФ дизель-электрическую лодку «Колпино», шестую по счету. Перед экипажами «Великого Новгорода» и «Колпино» стоит задача провести весь комплекс подготовительных мероприятий для межфлотского перехода и прибыть в назначенные сроки на Черноморский флот».

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 24 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи" состоялась передача Военно-морскому флоту (ВМФ) России дизель-электрической подводной лодки Б-271 "Колпино" проекта 06363.

История проекта

Дизель-электрическая подводная лодка (ДПЛ) проекта 636.3 (06363) (по классификации НАТО - Improved Kilo) является развитием проекта 877 "Палтус" (или "Варшавянка"). Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в "ближней" морской зоне.

Еще в советское время специально для экспорта был разработан модифицированный проект 877ЭКМ, по которому в 1983-2000 гг. построили 18 субмарин. На основе этой модификации в середине 1990-х годов создана ДПЛ проекта 636. Субмарины этого типа строились начиная с 1996 г. для Китая (10 штук), Алжира (2) и Вьетнама (4; еще 2 находятся в постройке).

ВМФ России первоначально планировал заменить свои ДПЛ проекта 877 постройки 1980-х годов на подлодки проекта 677 "Лада". Однако из-за многочисленных проблем с их проектированием, строительством и испытаниями было принято решение построить для российского флота серию подводных лодок на базе проекта 636, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями.

Модернизированный проект 06363 разработан в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург) коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Строительство субмарин ведется на петербургском судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи".

Контракт на строительство головной подводной лодки проекта 06363 был заключен Министерством обороны России с ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" в августе 2010 г.

В сентябре 2011 г. был подписан контракт на постройку остальных пяти субмарин. Все шесть кораблей предназначены для Черноморского флота .

16 января 2016 г. начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников сообщил в эфире "Русской службы новостей" о том, что еще шесть подводных лодок проекта 06363 будут построены для Тихоокеанского флота . Соответствующий контракт был подписан 7 сентября 2016 г. в рамках форума "Армия-2016" . Закладка первого корабля планируется осенью 2017 г. Завершение строительства этой партии ожидается в 2021 г.

Тактико-технические характеристики, вооружение

ДПЛ проекта 06363 - двухкорпусная, одновальная и одновинтовая.

Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в "ближней" морской зоне.

  • длина субмарины составляет 73,8 м; ширина - 9,9 м, осадка - 6,2 м;
  • надводное водоизмещение - 2 тыс. 350 т, подводное - 3 тыс. 100 т;
  • максимальная глубина погружения - до 300 м;
  • надводная скорость - 17 узлов, подводная - до 20 узлов;
  • главная энергетическая установка - дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5 тыс. 500 л. с. и два дизель-генератора 30ДГ мощностью в 1 тыс. 500 киловатт каждый);
  • автономность плавания - 45 суток;
  • экипаж - 52 человека.

Строящиеся для ВМФ России лодки данного типа модернизированы по сравнению с 636/636М: они получили современные комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. На вооружении лодок находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса "Калибр-ПЛ". Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.

Корабли серии

  • Головная подлодка серии, Б-261 "Новороссийск" (заводской номер 01670), была заложена 20 августа 2010 г., спущена на воду 26 июня 2014 г. , передана ВМФ России 22 августа 2014 г. и конце октября направлена на глубоководные испытания на Северном флоте. 21 сентября 2015 г. прибыла к постоянному месту дислокации в Новороссийске.
  • Вторая субмарина проекта, Б-237 "Ростов-на-Дону" (заводской 01671), заложена 21 ноября 2011 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передача флоту состоялась 30 декабря 2014 г.
  • Третья - Б-262 "Старый Оскол" (заводской 01672) - заложена 17 августа 2012 г., спущена на воду 28 августа 2014 г. и передана флоту 3 июля 2015 г. в рамках Международного военно-морского салона в Санкт- Петербурге.
  • Четвертая ДПЛ - Б-265 "Краснодар" (заводской 01673) - заложена в феврале 2014 г., спущена на воду 25 апреля 2015 г.,

Судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи» завершает ходовые испытания новой многоцелевой подводной лодки «Ростов-на-Дону» и до конца текущего года передаст её Военно-морскому флоту России. Это вторая лодка проекта 636.3 «Варшавянка» из строящейся серии в шесть боевых подводных кораблей: «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино». Подлодка «Новороссийск» в августе этого года вошла на вооружение ВМФ РФ и несет службу в составе Черноморского флота. Последняя, шестая субмарина данной серии должна быть сдана в срок до 2018 года. «Адмиралтейские верфи», входящие в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» – ведущее предприятие в Российской Федерации, производящее, кроме прочих видов кораблей, неатомные подводные дизель-электроходы.

Спуск на воду лодки проекта 636.3 www.nnm.me

Проект 877 был разработан в ЦКБ «Рубин» в 1970-х годах для экспорта в страны Варшавского договора (отсюда его название – «Варшавянка»), а в 1990-е годы был модифицирован и получил номер 636. Сегодня в мире насчитывается 16 действующих субмарин 636-го проекта: 2 – в России (включая подлодку «Ростов-на-Дону»), 10 – в Китае и по 2 – в Алжире (еще 2 единицы уже заказаны) и Вьетнаме (заказаны еще 4 единицы). Нынешняя, усовершенствованная модификация проекта носит маркировку 636.3 и согласно стандартов НАТО относится к классу Improved Kilo.


Подлодка проекта 636.3 – успешный экспортный продукт российского ВПК www.russiapost.su

По ряду основных параметров проект признан весьма удачным, поэтому принято решение продолжать его производство с внесением необходимых усовершенствований по мере появления новых технологий и видов оружия. Причины завидного «долголетия» проекта 636 кроются в том, что подводные лодки класса Improved Kilo показали наилучшее сочетание боевых и технических характеристик, которые делают их крайне опасным противником. По ряду своих показателей они заметно превосходят зарубежные аналоги.


Подлодка проекта 636.3 "Новороссийск" www.arms-expo.ru

Одна из важнейших задач подлодки – остаться незамеченной под водой, не выдавая себя шумом работающих машин, поэтому субмарины проекта «Варшавянка» имеют преимущество перед большинством подводных лодок мира, отличаясь высокими показателями малошумности. Двойной корпус, убирающиеся рули, амортизирующие платформы для двигателей, а также специальные внешние гидроакустические покрытия обеспечивают максимально возможную звукоизоляцию и затрудняют обнаружение лодки противником. В режиме движения на электромоторах подлодка становится практически неслышимой и способна «подкрасться» к противнику почти вплотную. В странах НАТО лодка получила прозвище «Черная дыра» за свою акустическую «невидимость». Специалисты не исключают, что недавний скандал с так и не найденной подводной лодкой у берегов Швеции возник именно вокруг субмарины класса «Варшавянка», которая осталась необнаруженной и удалилась из района её поисков.


Семилопастный винт особой серповидной формы – один из важнейших элементов комплекса мер по обеспечению максимальной бесшумности подлодки
www.nnm.me.

Лодка способна погружаться на глубину до 300 метров и находиться в автономном плавании в течение 45 суток, а ее корпус спроектирован таким образом, чтобы производить как можно меньше шума под водой и иметь наилучшую гидродинамическую форму. Это привело к потере некоторых мореходных качеств субмарины – на поверхности она развивает скорость до 17 узлов, в подводном положении – до 20 узлов. При оптимальном режиме хода лодка способна пройти под водой до 400 миль, а общая дальность ее плавания достигает 7500 миль. Длина лодки составляет 73,8 метра, наибольшая ширина –9,9 метра, а надводное водоизмещение – 2350 тонн. Для управления подводным боевым кораблем необходим экипаж численностью 52 человека.


Подводная лодка проекта 636.3 в надводном положении
www.cczy.livejournal.com

Усовершенствования проекта 636 предусматривают модернизацию не только силовых установок, навигационного оборудования и систем управления, но и существенное усиление огневого потенциала субмарины. Многолетнее производство этих лодок на экспорт и оснащение их в соответствии с растущими пожеланиями иностранных заказчиков привели к тому, что в дополнение к классическому набору вооружения (торпедам и минам) на них стали устанавливать ракетное вооружение. В частности, на подлодки проекта 636.3 устанавливается ударный ракетный комплекс «Калибр» (в терминах экспортных проектов – Club-S), способный поражать цели на море и суше. Примечательно, что для запуска крылатых ракет этого комплекса с борта лодки не требуется специальное оборудование – пуск ракет производится через торпедные аппараты. Ракетное вооружение переводит данный тип подводных лодок в новый боевой статус. Из лодки берегового охранения субмарина превращается в полноценный подводный ракетоносец стратегического уровня, так как ракеты данного типа имеют дальность полета до 1500 км.

За всю историю строительства и эксплуатации лодок этого проекта не зафиксировано катастроф или сколько-нибудь серьезных аварий с их участием. Являясь сравнительно недорогими в производстве, они могут быть изготовлены в количестве, достаточном для поддержания обороноспособности страны, и способны обеспечить надежную защиту морских рубежей. 19 ноября генеральный директор судостроительного предприятия «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков сообщил в интервью информационному агентству «Оружие России», что уже в текущем году зарубежным заказчикам будут переданы еще две подводных лодки этого проекта.

Таким образом, имеются все основания для того, чтобы признать проект достойным дальнейшего развития, так как неатомные подводные лодки имеют перспективу в оборонной доктрине и наряду с другими подводными и надводными кораблями прочно занимают свое место в современном военно-морском флоте. Требует дальнейшей разработки и усовершенствования часть технологий, относящаяся к силовым и энергетическим установкам. Кроме того, перспективы развития проекта лежат в плоскости повышения скорости подводной лодки, а также в увеличении ее автономности. Одновременно с этим стоит задача сохранения (а в идеале – улучшения) параметров невидимости лодки для гидроакустических приборов обнаружения. Потребность в столь сложных технических решениях делает эту задачу трудновыполнимой, однако определенные наработки в данной сфере уже существуют. По мнению главного конструктора ЦКБ «Рубин» Игоря Молчанова, серия 636.3 вполне может стать успешным переходным проектом в ходе создания принципиально новых неатомных субмарин следующего поколения.

Недавно в Санкт-Петербурге состоялся оперативный сбор командования российского военно-морского флота. Помимо задач, если так можно выразиться, рутинного характера на нем обсуждались планы, касающиеся новой техники. Из всех заявлений по поводу перевооружения флота отдельно стоит отметить планы Черноморского флота, ведь заявление его командующего касается не только простого поступления новой материальной части.

Командующий ЧФ России контр-адмирал А.Н. Федотенков на оперативном сборе пояснил, для чего во вверенный ему флот в ближайшие годы поступят шесть подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». По его словам, уже все готово для воссоздания на Черноморском флоте бригады подводных лодок. Именно в состав этого подразделения войдут первые шесть «Варшавянок», а затем и следующие лодки этого и других проектов. В то же время, следует обратить внимание на тот факт, что командование флота предпочло заказать дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка», а не проекта 677 «Лада», которые всего несколько лет назад считались наиболее перспективными: в середине двухтысячных планировалось построить два десятка таких кораблей.

Очевидно, выбор «Варшавянок» в качестве основной ДЭПЛ ближайшего будущего был вызван неудачами субмарин проекта 677. Дело в том, что у головной лодки этого проекта – Б-585 «Санкт-Петербург» – с самого начала испытаний начались серьезные проблемы в ряде систем. Из-за всех недостатков испытания «Санкт-Петербурга» очень сильно затянулись и почти не давали надежды на успешное завершение. Осенью 2011 года в Главном штабе ВМФ России пришли к выводу, что игра свеч не стоит, а Б-585 будет доводиться до ума исключительно в качестве опытного экземпляра. В строй эта лодка не войдет, но будет использоваться для испытания различных систем. Две другие лодки проекта 677 с именами «Кронштадт» и «Севастополь» в настоящее время находятся, что называется, в подвешенном состоянии. С одной стороны, на их судьбе обязательно скажутся неудачи «Санкт-Петербурга», но с другой, проект будет обновлен, а оставшиеся лодки достроены. Тем не менее, на сегодня есть некоторые основания сомневаться в успешном исходе эпопеи с проектом 677.

На фоне нелегкой судьбы субмарины «Санкт-Петербург» ДЭПЛ проекта «Варшавянка» выглядят вполне удачными. Как и проект «Лада», «Варшавянка» является логическим продолжением проекта дизель-электрических подводных лодок 877 «Палтус». Однако, несмотря на общие корни, проект 636 оказался успешнее 677-го. Об этом говорит хотя бы тот факт, что по десяти лодкам, находящимся в составе ВМС Китая (первая вошла в строй в 1997, последняя – в 2005 году) особых нареканий пока не было. Не жаловались и алжирские моряки, которые служат на таких подлодках с 2009-го. В настоящее время на петербуржских «Адмиралтейских верфях» строятся две ДЭПЛ нового проекта 636.3 (последняя на данный момент версия проекта) – «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону». В строй они должны будут войти в 2013-14 годах.

В заявлениях командующего Черноморским флотом чувствуется некая срочность: такое впечатление, что стратегия развития этого подразделения требует не затягивать с перевооружением. Возможно, это только впечатление, но любое ускорение в темпах обновления флота, армии или ВВС достойно похвалы. В то же время, планы по «Варшавянкам» можно рассматривать в качестве очень прозрачного намека на возвращение кораблей ЧФ России в Средиземноморье. Подводные лодки, надо сказать, полезны почти в любых морях и океанах, а в условиях Средиземного или даже Черного они могут оказаться незаменимыми. Для примера рассмотрим вопрос «закрытия» Черного моря. Если из-за каких-то военно-политических причин наш Черноморский флот не сможет выйти далеко за пределы «родного» Черного моря, то именно подлодки окажутся основной ударной силой. К примеру, они смогут успешно противостоять турецким военно-морским силам или даже перекрыть путь в Черное море кораблям НАТО. Не секрет, что в акваториях подобным Черному или Мраморному морю самыми эффективными будут сравнительно небольшие, хорошо вооруженные и тихие подлодки. Именно последним двум характеристикам лодки «Варшавянка» отвечают, как ни один другой проект. В западных источниках порой приходится видеть весьма похвальные оценки характеристикам отечественного проекта 636, а ведь там не склонны захваливать нашу технику. Как недостаток «Варшавянок» можно расценивать отсутствие анаэробной энергетической установки. Однако в черноморской акватории ее можно считать в некоторой мере излишеством, ведь размеры моря позволяют свободно работать и с имеющейся техникой.

Похоже, программа перевооружения дошла и до Черноморского флота. Хорошая . Главное, чтобы все шло в соответствии с планами командования и в процессе эксплуатации новой техники не возникали неожиданные проблемы.

За всю историю существования человека на Земле прошли тысячи войн с применением летального оружия, которое совершенствовалось с каждым днем. Причем это касается не только наземного, но и воздушного, а также подводного оружия.

О последнем и будет рассказано в данной работе. Здесь будет собрана самая важная и интересная информация о подлодках проекта 636 и 877 «Палтус», или, более распространенное, «Варшавянка».

Немного истории

В январе 1954 года произошло знаменательное событие в области военных разработок. В США спустили на воду первую в мире атомную подлодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей субмарин того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.

С этим связана задумка Советского союза создать такую субмарину, которая превосходила бы все вражеские суда данного типа. В 60-х годах прошлого века в стране стали всерьез думать о защите от таких угроз.

Так, было положено начало подлодок проекта 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых стоят на вооружении у современной России.

Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) тихим двигателем, продвинутую технику обнаружения целей и мощным вооружением. инженеры усердно работали над этими проектами в течении семи лет, начиная с 1972 года, когда чертежи были готовы.

И уже в 1982 году первая ПЛ проекта 877 была спущена на воду. Ими планировалось оснастить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, откуда и второе название.

Внешний вид и устройство ПЛ «Варшавянка»

Идеально обтекаемая форма данной ДЭПЛ «Варшавянка» была спроектирована по результатам многочисленных тестов. Эксперименты с формой длились до появления подлодки такого же типа в США, названной «Алькабор», китообразный корпус которой был повторен в советской субмарине.


Такая форма позволяет уменьшить гидросопротивление и плыть быстрее. Кроме того, корпус такого вида дополнительно снижает шумность, т.к. трение минимально. В дополнение к этому всему, эта ПЛ минимально отражает эхолокационные сигналы благодаря особому покрытию.

Как известно, конструкция лодки двух составная, в основе которой лежит легкий и прочный корпус. Пространство между ними заполнено цистернами главного балласта. На самом корпусе есть массивная рубка легкого типа для защиты выдвижных устройств и антенн. Находится она прямо над вторым отсеком лодки.

Подводная лодка типа «Варшавянка» имеет складные рули горизонтального управления спереди.

На носу лодки, который разделен на две палубы, расположены шахты торпедных аппаратов сверху и гидролокационная антенна, снизу, она служит для обнаружения целей. Двигаясь к корме, можно насчитать шесть отсеков.

После носовой части идут первые три отсека на три палубы.

В первом находятся торпедные аппараты на верхней палубе, в средней размещается часть экипажа, ведь одна из жилых палуб именно там. В самом низу стоят аккумуляторы.

Второй отсек можно расценивать как командный пункт, на его трех уровнях обустроены центральный пост, штурманская и радиорубка соответственно.

Третий отсек, с двумя жилыми палубами и помещением для аккумуляторов, является последним трехпалубным отсеком.

Дизельная подводная лодка проекта «Варшавянка» оснащена двумя типами двигателей расположенных в трех последних отсеках. Так, в четвертом отсеке расположен дизельный мотор. В соседнем отделении установлен электрический агрегат, а в самом конце расположились силовые установки такого же типа, но меньшие по мощности. Их главная задача – обеспечение экономного хода.

Технические характеристики «Варшавянки»

Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.

При движении над водой субмарина может развивать скорость до 17 узлов максимально.

Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.

Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.


Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.

Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.

Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.


РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.

Вооружение ПЛ «Варшавянка»

Как упоминалось выше, данная ДЭПЛ проектировалась так, чтобы иметь перевес в дуэли. Для этого ее оснастили 6 торпедными аппаратами, запускающие 533 мм торпедоракеты.

В боезапасе имеется 18 торпед с шестью уже заряженными в ТА.


Еще можно взять на борт подводные мины в количестве 24 штуки.

Создатели учли и средства ПВО. Поэтому на ней есть выдвижной ПЗРК «Стрела-3» с восемью ракетами и четыре противокорабельные ракеты «Калибр».

Все это делает ПЛ проекта 877 и 636 особо опасными в бою.

Преимущества и недостатки перед АПЛ

Зная описание характеристик «Варшавянки», можно ее сравнить с теми же атомными подлодками.

Дизель-электрические двигатели – это не случайный выбор, т.к. эти агрегаты имеют ряд достоинств, превосходящих АПЛ. А именно:

  • Тихий ход;
  • Нет столь сильной нужды в охлаждении;
  • Легки в обслуживании.

Скрытность – это все для подлодки, поэтому очень важно ее сохранять на должном уровне. Однако, такая задача почти невыполнима при шуме от работы атомного реактора на АПЛ, не говоря уже о высокой скорости распространения звуковых волн в воде. Так что ДЭПЛ с их малошумными силовыми установками смотрятся предпочтительней.

Атомные реакции, происходящие в реакторе АПЛ, сопровождаются сильными выбросами тепла.

При малоэффективном или недостаточном охлаждении он может повредиться, что таит угрозу не только для экипажа, но и для окружающей среды.

Поэтому для таких ПЛ жизненно важно сохранять рекомендованный температурный режим силовой установки. Для этого используется вода, которая создает характерный звуковой фон. Чего нельзя сказать о его конкурентах, ведь им достаточно хорошей вентиляции и радиаторов для работы.

Для технического обслуживания атомного реактора нужны познания в ядерной физике и многом другом. Это и осложняет, допустим, ремонт некритических повреждений. Дизельные двигатели внутреннего сгорания устроены гораздо легче, поэтому обслуживать их не составляет большого труда.


Основным недостатком ДЭПЛ является плохие, по сравнению с атомоходами, условия проживания экипажа. Речь идет не об удобстве расположения или питании людей на борту, а о развлечениях, которые отвлекают их от психологического давления долгого плавания.

Такой результат стал последствием уменьшения размеров для меньшей заметности.

Страны-покупатели ПЛ проекта 636 и 877

Основную долю производимых лодок данного типа использует Россия, что логично. В Черноморском флоте в строю стоят 6 «Варшавянок» последней модификации 636.3, а Тихоокеанские ВМС РФ готовятся получить столько же.

Среди иностранных покупателей следует отметить Китай, закупивший десяток ПЛ проектов 636 и 636М.

А еще вьетнамский флот использует 6 единиц 6363.1.

Из африканских стран особый интерес к субмаринам этой модели проявляет Алжир, имеющий две 636М и подписавший соглашение на закупку пары 636.1.

Интересно, что вал семилопастного винта на хвосте вращается через деревянные втулки. В их изготовлении использовалась древесина бакаута, которая выделяла смолу по консистенции и действию похожей на смазку.

Такое решение позволяет пользоваться одними и теми же запчастями около 20 лет.

НАТО подлодки «Варшавянка» получили прозвище «Черная дыра» из-за своих тактико-технических характеристик, позволяющих бесшумно подкрадываться к цели и поражать ее наверняка.

Видео