Задачи транспортной логистики. Вадим Загуменнов: Выбор поставщика транспортных услуг: как оценить риски и принять взвешенное решение С собственным складом

По мере развития рынка логистических услуг, растет возможность выбора поставщика услуги транспортировки. Как правило, основными критериями выбора являются соответствие технологическим параметрам груза (масса, объем, температурный режим и пр.), стоимость и ожидаемый срок доставки. Это необходимые критерии, но их недостаточно для принятия решения:

  • соответствие технологическим параметрам предопределяет оптимальное техническое решение (фура, вагон, контейнер и т.п.), однако это решение одновременно будет предложено несколькими компаниями
  • выбранное техническое решение определяет ожидаемый срок доставки и определяется скоростью магистральной перевозки (например: график движения судов, время доставки по железной дороге и т.п.)
  • стоимость доставки также определяется стоимостью магистральной перевозки (ЖД-тариф, сложившаяся цена на автодоставку), компании-поставщики предлагают близкие условия, и готовы вести переговоры о снижении стоимости - но в относительно небольших рамках.

Как правило, рекомендуется производить отбор поставщиков транспортных услуг, составляя рейтинг. С помощью рейтинга осуществляется сравнение поставщиков на основе экспертных оценок выраженности у них ряда интересующих заказчика услуг свойств. Рейтинг не универсален. Выбор критериев и удельных весов зависит от выбранной логистической стратегии, поставленных целей в области транспортной логистики, специфики груза.

Однако рекомендации по составлению рейтингов перевозчиков на базе этих критериев носят субъективный характер, реальная значимость многих параметров для экономики предприятия неизмерима - а значит неочевидна. Как же тогда сделать выбор перевозчика очевидным и осмысленным?

Как известно, цель предпринимательской деятельности - это генерация прибыли:

Прибыль = Объем продаж*Рентабельность продаж - Расходы.

Транспорт - связующее звено в бизнесе компании: между поставщиками ресурсов и производителями, между продавцами и покупателями. От принятого транспортного решения (решение по организации перевозок и решение о выборе поставщика транспортных услуг) зависит генерируемая бизнесом прибыль.

Принятие транспортного решения с точки зрения генерации предпринимательской прибыли - это решение об:

  • Уровне расходов на доставку (собственно расходы на транспортировку и непосредственно связанные с транспортировкой расходы)
  • Уровне расходов на содержание запасов: текущего и страхового
  • Уровне принятых предприятием рисков: товарных потерь и/или возможного снижения объемов продаж.

При расчете полной стоимости транспортного решения важно не только корректно рассчитать полную стоимость доставки, но и верно оценить риски.

Полная стоимость доставки включает в себя все затраты, связанные с доставкой груза:

  • затраты непосредственно на перевозку;
  • затраты на грузовые операции (перетарка, перегрузка и др.);
  • затраты на экспедирование;
  • затраты на осуществление таможенных формальностей;
  • затраты на документооборот.

Но выбирая поставщика транспортных услуг, компания принимает на себя кроме обязанности оплатить услуги по доставке груза, еще и риски, связанные с перевозчиком. Поэтому полная стоимость транспортного решения (ПСТР) включает в себя кроме собственно стоимости доставки дополнительные элементы:

  • оценка риска потери груза без выплаты компенсации;
  • оценка невозмещаемого ущерба, например скрытых повреждений внутри упаковки или потери товарного вида (ПТВ) продукции;
  • стоимость действий, направленных на компенсацию или утранение неприемлемых рисков (страхование груза, поддержание страхового товарного запаса).

Оценка рисков зависит от специфики работы каждого типа поставщиков транспортных услуг, например:

Транспортная компания. ТК - это компания, непосредственно оказывающая услугу перевозки. Условия оказания данной услуги регламентируются ст.40 ГК РФ, а также соответствующими виду перевозок уставами и кодексами. Плюсом ТК является предусмотренная законодательством ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (ст.796 ГК РФ). Однако ущерб и обеспечение сохранности груза - понятия различные. Например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТиГНЭТ) освобождает перевозчика от ответственности, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Например, в результате ДТП или нападения на машину.

Частный перевозчик. Как правило, речь идет об автоперевозках, осуществляемыми физическими лицами, зарегистрированными как индивидуальный предприниматель. В целом ответственность ЧП аналогична ответственности ТК, но стоит корректно оценить пределы способности физического лица к возмещению возможного ущерба.

Экспедитор. В отличие от перевозчика, законодательством установлен предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при перевозке грузов международном сообщении: 666,67 SDR за место или иную единицу отгрузки (в апреле 2010 года - это менее 600 EUR). За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза: не более 2 SDR за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

Риск - это состояние знания, при котором известны исходы по каждой альтернативе, а также вероятность реализации каждого исхода (Табл.1). Оценка риска позволяет оценить полную стоимость транспортного решения (ПСТР):

Табл.1 Расчет полной стоимости транспортного решения

Риск/Расход

Вероятность ( P)

Стоимость (X)

PX

100%

$ 4 000

$ 4 000

Утеря груза без компенсации

0,5 %

$100 000

$ 5 00

$5 000

$ 1 00

$ 15 000

$ 150

100%

$ 1 200

$ 1 200

$ 1 500

$ 750

Итого, полная стоимость транспортного решения:

$6 700

Табл.2 Сравнение ПСТР различных поставщиков транспортных услуг

Риск/Расход

ТК1

ТК2

ТК3

ТК4

ТК5

Стоимость доставки (за месяц)

$ 4 000

$ 4 200

$ 3 500

$ 5 000

$ 5 500

Промежуточное хранение

$200

Утеря груза без компенсации

$ 5 00

$100

$100

$ 5 0

Падение объема продаж в связи с задержкой груза, до 30 дн.

$ 1 00

$ 1 00

$ 1 00

$200

$100

Падение объема продаж в связи с задержкой груза, до 50 дн.

$ 150

$ 150

$ 150

$ 1 0 0

$5 0

Поддержание дополнительного страхового запаса на 10 дней

$6 00

$600

Поддержание дополнительного страхового запаса на 20 дней

$ 1 200

$ 1 200

Поддержание дополнительного страхового запаса на 30 дней

$ 1 8 00

Невозмещаемые товарные потери (бой, ПТВ и пр.)

$ 750

$600

$900

$600

$300

Страхование груза

$ 180

$ 1 6 0

$ 1 6 0

$6 700

$6 480

$6 910

$6 760

$6 600

Резюмируя. Для принятия экономически эффективного решения о выборе перевозчика недостаточно анализировать только стоимость доставки и соответствие условий технологических условий перевозки специфике груза. Полная стоимость транспортного решения для предпринимателя включает расходы на предотвращение рисков отклонений (страховой запас, страхование груза) и оценку возможных убытков от принимаемых компанией на себя рисков. Корректно произведенная оценка полной стоимости транспортного решения позволяет не только осуществить осмысленный выбор поставщика транспортных услуг, но и поставить цели в развитии поставщика услуг под свои нужды.

Предметом транспортно-распределительной логистики является комплекс задач, связанных с перемещением грузов транспортом общего назначения, совместным планиро­ванием транспортного складского и производственного процесса, обеспечением технологического единства.

Задачи транспортной логистики:

Определение вида транспорта;

Определение типа транспортного средства;

Выбор поставщика транспортных услуг;

Совместное планирование транспортного и складского процессов;

Согласование транспортных и погрузочных работ;

Совместное планирование перевозки грузов разными видами транс­порта;

Определение рациональных маршрутов доставки грузов;

Определение суммарных расходов доставки груза.

Существуют два основных подхода к организации транспорт­ного процесса:

1) традиционный;

2) логистический с участием оператора мультимодальной пе­ревозки.

К задачам, решаемым транспортной логистикой, специалисты относят:

Создание транспортных систем, в том числе создание транс­портных коридоров и транспортных цепей;

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

Совместное планирование транспортного процесса со склад­ским и производственным;

Определение рационального маршрута доставки груза;

Выбор типа и вида транспортного средства и др.

К задачам распределения товаров относятся:

Складирование готовых к отправке продуктов;

Транспортировка готовых товаров в определенные пункты доставки.

Под транспортировкой понимается изменение местона­хождения товаров с помощью транспортных средств.

Каждая транспортная система состоит из следующих компо­нентов:

Транспортных грузов;

Средств транспорта;

Процесса транспортировки.

Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспор­тировки. Внутрипроизводственные транспортировки включают транспортные процедуры на складах и процесс транспортировки внутрипроизводственных подразделений. К внешней транспорти­ровке относятся транспортировка от поставщика к потребителю и транспортировка между различными заводами или складами.

Выбор вида транспорта, выбор перевозчика, принятие решения о создании собственного парка транспортных средств, а также решение других оптимизационных задач транспортной логистики

Основные функции транспортного отдела:

1) аудит транспортных операций и претензионно-исковая работа (ос­новные претензии грузоотправителя к перевозчику можно разделить на три категории: претензии к сохранности груза, претензии по срокам до­ставки, претензии по оплате);

2) составление графиков выпуска на линию подвижного состава (по­мимо составления графиков, нужно также обеспечивать работоспособ­ность погрузочно-разгрузочного оборудования, парка транспортных средств, в случае привлечения сторонних перевозчиков - предваритель­ное согласование условий перевозок);

3) переговоры о величине тарифных ставок (в рамках заданных усло­вий сроки, объемы перевозок и т. д. Транспортный отдел должен путем оптимизации маршрута доставки, выбора транспортных средств, перевоз­чика и т. п. минимизировать издержки, не забывая, что транспортные из­держки - лишь составляющая общих логистических издержек);

4) исследование и анализ рынка (с точки зрения надежности поставщи­ков, транспортных тарифов, предлагаемых дополнительных услуг, воз­можности установления более тесных партнерских связей). Возможности, на которые следует обратить внимание, представлены ниже:

Интеграция перевозчика - это практика включения новых транс­портных услуг и технологий в логические операции предприятия (напри­мер, маркировка продукции);

Интеграция транспортных служб (поиск совместных с перевозчиком возможностей для снижения стоимости перевозки);

5) отслеживание и экспедирование доставки - мониторинг перевозок, -отслеживание местонахождения и состояния грузов, экспедирование осу­ществляется в случае необходимости индивидуального подхода к отправке.

Одной из важнейших задач, возникающих в деятельности транспортно­го отдела, является выбор видов и типов транспортных средств, осуществ­ляющих перевозку.

На выбор транспортных средств влияют:

Характер груза (вес, объем, консистенция);

Количество и частота отправляемых партий;

Климатические, сезонные характеристики;

Расстояние, на которое перевозится груз;

Близость расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, автомагистрали, реке или морю, аэропорту;

Сохранность груза;

Риск невыполнения поставок для груза.

Таблица 7.6

Факторы, влияющие на выбор вида транспортных средств

Виды транс­порта

время доставки

частота отправле­ния грузов

надеж­ность соб­людения

способ­ность до­ставки пе-

способ­ность до­ставить

стои­мость перевозки

ревозить разнооб-

товар в любую

Автомобиль­ный

Трубопровод­ный

Воздушный

Практически каждый человек, который имеет собственный бизнес, сталкивается с проблемой того, как найти поставщика. Ведь сегодня существует достаточно большое количество самых разных компаний, которые занимаются выпуском продукции практически в каждой сфере, и среди всех нужно выбрать именно ту, которая сможет предоставлять не только качественный товар, но еще и будет делать это на самых выгодных условиях.

Категории

Все поставщики подразделяются на две основные категории – это дистрибьюторы и производители. Разбираясь в том, как найти поставщика, вы должны сразу запомнить, что в данном случае производители занимаются непосредственным изготовлением продукции, а дистрибьюторы, по сути, представляют собой стандартных перекупщиков, продающих товар производителя своими силами.

Что лучше?

Вполне естественно, что лучше всего работать непосредственно с самим изготовителем, так как это гораздо более выгодно и надежно. Не стоит забывать о том, что даже среди отечественных компаний можно найти массу производителей действительно качественной продукции практически в каждой сфере, начиная от представителей среднего и малого бизнеса и заканчивая достаточно крупными предприятиями.

Каждый человек, который когда-то разбирался в том, как найти поставщика, знает, что производители предоставляют гораздо более надежное сотрудничество, а также более выгодную цену по сравнению с различными дистрибьюторами. Казалось бы, все просто – достаточно обратиться непосредственно к изготовителю и работать с ним, но на самом деле, если бы все так и было, дистрибьюторского бизнеса не существовало бы. Все дело в том, что в преимущественном большинстве случаев производители не работают с небольшими магазинами, которые, с точки зрения промышленных объемов, будут делать слишком незначительные заказы. Именно поэтому и появляется проблема в том, как найти поставщика.

Условия, которым должен соответствовать магазин при желании работы с дистрибьютором, являются на порядок меньшими по сравнению с тем, какие условия выдвигает сам производитель продукции.

Особенности работы с дистрибьюторами

Зачастую работа с дистрибьюторами отличается своей гибкостью, а также простотой условий, но в то же время и стоимость продукции у них на порядок выше. Дистрибьюторы не сильно перебирают объемами заказов и работают практически с любыми компаниями. При этом у них присутствует сотрудничество одновременно с несколькими изготовителями. Благодаря чему своим клиентам они могут предложить неплохой ассортимент. В некоторых случаях возможны определенные задержки с поставками, а также возможностью получения актуальной информации о наличии того или иного товара, а также выходе различных новинок, потому что изначально эту информацию дистрибьютору должен будет предоставить сам производитель.

Возможные схемы работы

Пытаясь разобраться в том, где найти поставщиков, вы должны понять, по какой именно схеме вы собираетесь работать. В частности, их существует всего три основных:

  • работа с собственным складом;
  • дропшиппинг, который предусматривает реализацию товара без своего склада;
  • комбинированный вариант, который предусматривает реализацию товара с собственным складом.

Вам следует выбирать наиболее подходящую для вас систему в зависимости от того, какой именно продукцией вы собираетесь торговать, а также как именно товары будут доставляться к покупателям.

С собственным складом

Если речь идет о начинающем магазине, то в таком случае можно использовать данную схему в том случае, если вы собираетесь реализовать небольшие по своим габаритам товары, которые не будут занимать большое количество места. В процессе роста вашего магазина можно будет дополнительно расширять площадь и впоследствии уже размещать там крупные поставки товара. Вам достаточно просто разобраться в том, как найти поставщика из Китая или другой нужной вам страны, после чего реализовать его продукцию с собственного склада.

Если у вас будет присутствовать собственный склад, то в таком случае вы всегда сможете получить максимально полную информацию касательно наличия товара, а также его количества на складе. Если же ваш склад дополнительно будет оборудован специализированным шоу-румом, то в таком случае у вас будет возможность заранее продемонстрировать потенциальному покупателю свой товар еще до того, как он будет куплен. Скорость поставки будет предельно высокой, потому что вы сможете непосредственно со своего склада сразу же отправлять покупателю его заказ, и при этом не нужно будет ждать того, пока ее доставят с какого-то другого склада.

Недостатки

Конечно, есть и определенные недостатки в процессе работы по данной схеме. В частности, это касается того, что вам придется самостоятельно заниматься всеми вопросами обслуживания, охраны, а также снабжения склада. При этом любая продукция, которая будет в течение длительного времени оставаться на складе непроданной, будет представлять собой прямую заморозку ваших финансовых средств. Также у вас не будет возможности начать с незначительных партий товара, вследствие чего нужно будет иметь солидный начальный капитал.

Без собственного склада

В данном случае затраты являются на порядок меньшими, то есть вы можете запустить в работу собственный магазин намного быстрее, при этом не вкладывая в него большое количество средств. Вам достаточно просто найти надежного поставщика, который согласится работать по такой системе, после чего начинать продажи. В преимущественном большинстве случаев компании работают даже с теми магазинами, которые изначально не собираются закупать большие партии товара, хотя и не все придерживаются такого видения.

При этом вы должны понимать, что в данном случае присутствует на порядок более длительное время доставки, при этом вам придется постоянно обновлять информацию о том, присутствует ли определенный товар на складе поставщика, потому что всегда есть вероятность того, что того товара, который у вас закажут, в компании не будет в наличии, вследствие чего время ожидания значительно затянется. Помимо всего прочего, не стоит забывать и о такой вещи, как человеческий фактор, ведь чем больше звеньев в цепи поставки, тем больше шанс на то, что где-то всплывет та или иная ошибка.

В преимущественном большинстве случаев данная схема используется только в первое время работы. В данном случае вы детально отрабатываете всевозможные механизмы собственного бизнеса, а после того, как все приобретает определенную ясность, уже начинаете постепенно переходить на эксплуатацию собственного склада.

Комбинированный вариант

Объединяя обе схемы, вы, например, можете держать наиболее востребованные товары на собственном складе для того, чтобы в предельно короткие сроки доставлять их покупателю, а те, которые продаются менее эффективно, доставлять уже через склад поставщика.

Отечественные поставщики

На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы найти отечественного поставщика, при этом нет никакой разницы в том, что именно вы ищете, так как найти поставщиков одежды или же любой другой продукции можно при помощи поисковых систем или же всевозможных каталогов. У вас всегда есть возможность предельно уточнить интересующие вас критерии поиска для того, чтобы в конечном итоге найти именно те компании, которые будут работать с вашим регионом, а также заранее устранить тех, условия которых являются для вас неприемлемыми.

Также есть возможность использования услуг специализированных компаний, которые занимаются профессиональным поиском поставщиков. В связи с тем, что за последнее время практически в каждой сфере значительно увеличилось количество предложений, данная услуга является достаточно актуальной, если вы не хотите потратить несколько недель или даже месяцев на поиски.

Помимо всего прочего, можно посещать всевозможные выставки или же встречи предпринимателей по определенной продукции, так как найти поставщиков для магазина там тоже достаточно просто. Данный вариант является наиболее выгодным среди всех по той причине, что вы сможете лично узнать своего поставщика, ведь уже неоднократно было доказано, что личный контакт позволяет гораздо быстрее добиться доверительных отношений между партнерами.

В чем преимущества?

Работая с отечественным поставщиком, вы значительно ускоряете возможный документооборот, а также снижаете затраты на транспортировку. При этом стоит отметить тот факт, что в преимущественном большинстве случаев сертификацию берет на себя непосредственно сам поставщик, а вам нужно будет только заниматься проверкой всех соответствующих документов. Доставка осуществляется в разы быстрее, но при этом есть гораздо больше вариантов взаимных расчетов. В случае необходимости у вас есть возможность самостоятельно посетить поставщика для того, чтобы решить определенные вопросы или же непосредственно проверить качество поставляемой вам продукции. Особенно это актуально для тех, кто хочет найти поставщика продуктов.

В чем недостатки?

Если же говорить о том, в чем заключаются недостатки отечественной продукции, а также наценок на импортные товары, то за счет значительного разнообразия в выборе вы всегда сможете найти такого поставщика, который будет всецело отвечать вашим потребностям касательно условий сотрудничества, а также параметров нужной вам продукции.

Зарубежные поставщики

Если же говорить о зарубежных поставщиках, то найти их достаточно сложнее, так как найти поставщика для интернет-магазина, который только недавно начал работать, не так просто, как может показаться на первый взгляд. На выставках люди в основном предпочитают сотрудничать с крупными магазинами, в то время как через поисковики или же всевозможные сайты найти поставщика можно только в том случае, если вы владеете соответствующим языком.

Для начала заказчик должен выяснить, какие именно транспортные услуги ему требуются, и внести сведения о них в план-график. Дело в том, что некоторые их виды включены в , утв. . Сюда относятся, например, услуги следующего транспорта (коды ОКПД2):

  • сухопутный и трубопроводный (49);
  • водный (50);
  • вспомогательный (52.2).

При этом в перечне есть и ряд исключений. Так, в него не входят услуги по перевозкам пассажиров:

  • между городами автотранспортом по расписанию (49.39.11);
  • железнодорожным транспортом в междугородном, международном сообщении (49.1);
  • по регулярным внутригородским и пригородным маршрутам автотранспортом (49.31.21).

Также не включены коды, относящиеся к трубопроводному транспорту (49.5, 52.21.3), и услуги по предоставлению информации на железнодорожных вокзалах (52.21.19.114).

В зависимости от вида закупаемых перевозок выбирают способ определения поставщика.

Выбираем способ определения поставщика

Согласно ч. 2 ст. 59 № 44-ФЗ, заказчики обязаны приобретать блага из перечня через электронный аукцион либо путем проведения запросов предложений, котировок, заключения контракта с единственным поставщиком. При этом для запросов и неконкурентных закупок должны быть выполнены условия, прописанные в № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83, п. 20, 21, 26, 50 ч. 1 ст. 93). Получается, что в данном случае запрещено проводить только конкурсные процедуры.

Если же речь идет о закупке транспортных услуг, не включенных в перечень либо исключенных из него, то здесь вполне будет уместен и открытый конкурс.

Неправильный выбор способа определения поставщика влечет за собой штраф для заказчика в размере 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ).

Формируем НМЦК

Правила расчета цены контракта, предметом которого являются регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом, прописаны в Распоряжении Минтранса № НА-229-р от 15.12.2017. Данная методика определяет:

  1. Когда должна быть рассчитана НМЦК.
  2. Как ее правильно посчитать.
  3. Какие дополнительные расходы учесть при расчетах.
  4. Примерный список источников исходных данных.

Стоит учитывать, что определить конечный объем перевозок не всегда возможно. В таких случаях в извещении о процедуре заказчик должен указать цену за единицу услуги. А регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом можно оплачивать, исходя из их фактически оказанного объема. Главное, чтобы этот объем не был больше, чем изначально планировался в контракте, а итоговая цена не превышала НМЦК (п. 2 ст. 42). В извещении и закупочной документации необходимо прописать вышеуказанные положения об оплате.

Составляем ТЗ

Техническое задание при рассматриваемых закупках составляют на общих основаниях в соответствии со ст. 33.

Для того чтобы поставщики смогли верно рассчитать предлагаемые цены, заказчик должен подробно изложить в ТЗ описание услуг и требования к ним, а именно:

  • состав;
  • цель оказания;
  • описание транспортных средств;
  • соответствие стандартам;
  • наличие водительского удостоверения;
  • описание приема заявок на перевозку диспетчером;
  • срок оказания.

Особого внимания заслуживает закупка организованной перевозки детей автобусами. В этом случае к транспорту должны применяться следующие требования (согласно Правилам, утв. ПП РФ № 1177 от 17.12.2013):

  1. С момента выпуска прошло не более 10 лет.
  2. Назначение и конструкция соответствуют техническим требованиям к пассажирским перевозкам.
  3. Допущен к участию в дорожном движении в установленном порядке.
  4. Имеет официально установленный тахограф.
  5. Имеет спутниковую навигацию ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

Первый пункт вступает в силу только для Санкт-Петербурга, Москвы и областей этих городов с 01.07.2018. Для остальных маршрутов это правило начнет действовать с 01.04.2019.

Многие показатели нельзя указывать конкретно, т. к. это может повлечь за собой ограничение конкуренции. Поэтому, например, количество мест в автобусах лучше указать в диапазоне значений.

Образец технического задания

Устанавливаем требования в документации

В сфере перевозок существует ряд стандартов и правил, которые должен соблюдать исполнитель. К ним относятся:

  1. Правила перевозки пассажиров (утв. ПП № 112 от 14.02.2009).
  2. Правила дорожного движения.

В документации целесообразно предъявить поставщикам требования об их соответствии этим актам и указать ответственность за нарушение условий сделки.

Далеко не всегда компания может себе позволить содержать собственный парк транспортных средств. Кроме того, некоторые перевозки осуществляются с использованием очень доро­гих транспортов (морские суда, грузовые самолеты и т. д.), поэтому пред­приятия часто прибегают к привлечению сторонних перевозчиков.

Поставщики транспортных услуг:

Перевозчики на одном виде транспорта (мелкие компании, частные перевозчики, специализированные монополисты);

Смешанные перевозчики, использующие несколько видов транспорта (например: автомобильные и авиаперевозки, морские и автомобильные и т. д.);

Специализированные перевозчики (перевоз особых грузов, например доставка мелких грузов, перевоз опасных грузов);

Посредники (экспедиторы, ассоциации грузоотправителей, брокеры координирующие организацию транспортировки).

Процесс выбора поставщиков. Выбор поставщика транспортных услуг - ответственный процесс, фактически это выбор стратегического партнера, поскольку от качества и стоимости его услуг в значительной мере будет зависеть качество и стоимость услуг предприятия.

Схематично процесс выбора поставщика можно представить так.

Рис. 7.6. Процесс выбора поставщика

Анализ транспортировки.

Анализ транспортировки необходим для оптимизации маршрутов, составления графиков перевозок, оптимизаций парка транспортных средств или анализа деятельности привлекаемых пе­ревозчиков. Стратегический анализ необходим для принятия долгосроч­ных решений (о постоянных маршрутах, главных перевозчиках, закупки/ модернизации транспортных средств), оперативный анализ позволяет най­ти эффективные частные решения.

Примерные вопросы для анализа

Как сгруппировать отправки, чтобы использовать уже существующие рейсовые маршруты?

Каковы оптимальные для потребителей частота и последователь­ность доставок?

За какими маршрутами должны быть закреплены те или иные виды транспортных средств?

Какие виды транспортных средств лучше подходят для обслуживания тех или иных групп потребителей?

Какие требования будут предъявлять потребители к срокам достав-I .# заказов?

Первой задачей анализа является сбор и подготовка исходных данных, ^сходными данными для анализа транспортировки будут являться:

Схема транспортной сети (все возможные маршруты, дороги и пере­сечения между ними, расстояния, ограничения по перевозке с необходи­мой степенью точности);

Данные о спросе на отгрузку и доставку (потребность клиентов в продукции с учетом их территориального расположения, характера закупок и т.д.);

Характеристики существующей транспортной системы (количество транспортных средств, ограничения по объемам перевозки, правила рабо­ты водителей, операционные издержки и т. д.).

Виды/типы транспортировки

В процессе осуществления закупок и доставки материальных ресурсов, а также дистрибуции готовой продукции потребите­лям фирма-производитель может использовать различные виды транспорта, различных логистических партнеров, а также раз­личные варианты транспортировки (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Вид/тип транспортировки

Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транс­портировки логистической цепи без промежуточных операций складирования или грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно служат вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на пере­возки. Например, при крупнотоннажных отправках и при нали­чии подъездных путей в конечном пункте доставки целесооб­разнее применять железнодорожный транспорт, при мелкооп­товых отправках на короткие расстояния - автомобильный.

Смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожно-автомобильная, речная, автомобильная, мор­ская-автомобильная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или гру­зовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Признаками смешанной перевозки выступают наличие нескольких транспортных документов, от­сутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с пер­вым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них про­изводит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответ­ственность за сохранность груза только на соответствующем участ­ке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной нали­чием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения), когда, например, от­правка крупных партий готовой продукции производится с заво­да-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобиль­ным транспортом.

Интермодальной (интегрированной) принято называть сме­шанную перевозку грузов «от двери до двери", осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному докумен­ту с применением единой (сквозной) ставки фрахта.

Перевозку называют мулътимодалъной в том случае, если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозоч­ного документа. В мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транс­порта - как клиенты, оплачивающие его услуги.

Терминальная перевозка занимает промежуточное положение между интермодальной и мультимодальной перевозками.

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает до­говор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Опера­тором может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различ­ными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необхо­димости вступать в договорные отношения с другими транспорт­ными предприятиями. Однако специалисты полагают, что при­знаками интермодальной (мультимодальной) перевозки служат: наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала); единая сквозная ставка фрахта; единый транспортный документ; единая ответственность за груз и исполнение договора пе­ревозки. К основным принципам функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок относятся: единообразный коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению финансово-экономи­ческих вопросов организации перевозок; максимальное использование телекоммуникационных се­тей и систем электронного документооборота; единый организационно-технологический принцип управ­ления перевозками и координация действий всех посред­ников, участвующих в транспортировке; кооперация логистических посредников; комплексное развитие инфраструктуры перевозок различ­ными видами транспорта.

При осуществлении мультимодальных перевозок за пределы страны (при экспортно-импортных операциях) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления гру­зов, а также транспортное законодательство и коммерческо-пра-вовые аспекты перевозок в тех странах, по которым проходит маршрут следования груза. В международных мультимодальных перевозках принцип единообразия коммерческо-правового ре­жима предусматривает:

    унификацию физического распределения в части транс­портировки;

    упрощение таможенных формальностей;

    внедрение стандартных коммерческих грузовых и транс­портных документов международного образца.