разработки для авиации. Фнпц "ммпп "салют"

Турбореактивный авиационный двигатель АЛ-31Ф.

Разработчик: НПО «Сатурн» (под руководством А.М.Люльки)
Страна: СССР
Испытания: 1977 г.
Серийное производство: 1981 г.

АЛ-31Ф («изделие 99») — базовый двигатель серии авиационных высокотемпературных турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажными камерами. Разработан под руководством А.М.Люльки в НПО «Сатурн». Проектирование двигателя началось в 1973 году, первые испытания прошли в 1977 году, государственные испытания завершились в 1985 году. С 1981 года двигатели АЛ-31 производятся на УМПО (г. Уфа) и «ММПП Салют» (г. Москва). После смерти А.М.Люльки в 1984 году работы по двигателю и его модификациям возглавил генеральный конструктор В.М.Чепкин. В настоящее время ОКБ им. Люльки (г. Москва) является частью УМПО.

АЛ-31Ф — базовый двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, общей для обоих контуров форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым всережимным реактивным соплом. Двигатель модульный.

Состоит из компрессора низкого давления осевого 4-ступенчатого, с регулируемым входным направляющим аппаратом (ВНА), компрессора высокого давления, осевого 9-ступенчатого, с регулируемым ВНА и направляющими аппаратами первых двух ступеней, турбины высокого и низкого давления — осевые одноступенчатые; лопатки турбин и сопловых аппаратов охлаждаемые (пленочное охлаждение). Основная камера сгорания кольцевая.

В конструкции двигателя широко применяются титановые сплавы (до 35 % массы) и жаропрочные стали. Лопатки турбин имеют полости в виде лабиринтов, для охлаждения газы подаются из диска в лопатку и проходят через отверстия по кромкам (пленочное воздушное охлаждение), для крепления лопатки к диску используется хвостовик ёлочного типа. После турбины установлен 11-лепестковый смеситель. Для обеспечения стабильной работы ФК, установлен затурбинный кок, плавно переводящий поток, из кольцевого в круглое сечение, с антивибрационными отверстиями, а также в форсажной камере установлены антивибрационные продольные экраны.

Двигатель имеет электрическую систему зажигания. Пусковая система может запускать двигатель как на земле, так и в полёте. Для запуска двигателя на земле используется пусковое устройство расположенное в выносной коробке двигателя. На обычных режимах работы двигателя для экономии топлива охлаждение турбин частично отключается.

Применение регулируемых ВНА КНД и КВД дает более высокую устойчивость к помпажу, на практике это означало что двигатели сохранят работоспособность при попадании самолета в штопор и при пуске ракет. Двигатель в полёте может использоваться на всех режимах без ограничений. Время приемистости из режима малого газа до режима «максимал» на малой высоте 3-5 с, на средней 5 с, на большой высоте 8 с. Максимальная частота вращения 13 300 об./мин.

Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Поставлялся на экспорт в Индию и Китай. Капитальный ремонт осуществляется на авиаремонтном заводе № 121 в Кубинке.

Модификации:
АЛ-31Ф — базовый. Устанавливается на Су-27 , Су-27УБ , Су-30 , Су-34 , Су-35 . Первоначально назначенный ресурс серийных АЛ-31Ф составлял всего 100 часов, при требовании ВВС в 300 часов, но затем со временем он был доведён до 1500 часов.

АЛ-31К — двигатель для палубного самолёта Су-33 . Тяга на форсаже увеличена до 13300 кгс. Отличается дополнительной антикоррозионной защитой.

АЛ-31ФM1 — модернизированный. Тяга на форсаже увеличена до 13500 кгс. С четырехступенчатым компрессором низкого давления КНД-924-4 с увеличенным с 905 до 924 мм диаметром, обеспечивающим на 6 % больший расход воздуха, а также более совершенной цифровой системой автоматического управления (степень сжатия 3,6). Температура газов перед турбиной у этого двигателя повышена на 25°С. Двигатель двухконтурный, первый контур проходит через «рубашку» для охлаждения, затем смешивается за турбиной с горячим вторым контуром двухвальный. Серийно производится с 2006 года для истребителей семейства Су-27, устанавливается без доработок в любые истребители, в том числе ранних годов выпуска, установлены на 1 полку Су-27СМ/СМ2 и уже устанавливаются на производимые Су-34.

АЛ-31ФM2 — форсированный до 14000 кгс. Отличается трёхступенчатым компрессором низкого давления. Назначенный ресурс модернизированного двигателя превышает 3 000 часов. Не требует доработки борта самолета при постановке на самолеты типа Су-27, Су-30, Су-34, в отличие от двигателей других серий.

АЛ-31ФM3 — форсированный. 3-й этап модернизации АЛ-31Ф ММПП Салют, дополнительно устанавливается новый трёхступенчатый КНД с широкохордными лопатками пространственного профилирования и увеличенной степенью повышения давления до 4.2 (КНД-924-3), что позволяет увеличить тягу до 15 300 кгс (получено на статических испытаниях). Лопатки и диск 3-х ступенчатого КНД представляют собой единое целое (блиск), вместо 9 ступеней КВД планируется уменьшить число до 6.

АЛ-31ФП (АЛ-31ФУ) — с поворотным соплом. Разработан в 1988-1994 годах. Масса увеличена на 110 кг, длина — на 0,4 м. Устанавливался на Су-33КУБ , Су-37 . Основное отличие от базового двигателя АЛ-31Ф — управляемый вектор тяги, значительно повышающий маневренные характеристики самолета. Изменение вектора возможно на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15 в любом направлении.»ФП» означает форсажный поворотный. Двигатель разработан в НПО Сатурн, прозводится на УМПО. Двигатели АЛ-31ФП устанавливаются на истребители поколения 4++ — Су-35.

Р-32 — форсированный двигатель АЛ-31Ф для рекордного самолета П-42 , созданного на базе Су-27. Форсажная тяга двигателя была повышена до 13600 кгс.

АЛ-31ФН — с нижним расположение коробки приводов. Разработан по заказу Китая.

Двигатель АЛ-31ФП.

.
Список источников:
Крылья Родины. № 8 за 1999 г. Уфимские моторы.
Журнал «Двигатель». № 3 за 2000 г. В.М.Чепкин. Шедевр двадцатого века.
Фотоархив сайта russianplanes.net

Вечный двигатель российского военного авиапрома

Созданный более сорока лет назад для истребителя четвертого поколения двигатель АЛ-31Ф до сих пор соответствует по техническим параметрам лучшим образцам в своем классе. Технологический резерв, заложенный в этот авиамотор, позволяет проводить постоянную его модернизацию. Семейство АЛ-31Ф стало символом стабильности отечественного моторостроения. Наработки, накопленные при создании этого модельного ряда, используются для разработки принципиально нового двигателя истребителя пятого поколения, который будет иметь еще более высокую тягу и меньший удельный вес.

Свой первый зарубежный визит на посту министра обороны генерал армии Сергей Шойгу совершенно закономерно совершил в Китайскую Народную Республику. Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России и Китая, чрезвычайно активное в конце ХХ и серьезно стагнировавшее в начале ХХI века, вновь обрело второе дыхание в последние два года. В основе новой фазы российско-китайского ВТС – поставки авиационных двигателей прежде всего семейства АЛ-31Ф. В разрушительные для всего российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) 90-е годы именно они во многом обеспечили коммерческий успех за рубежом многофункциональных истребителей линейки Су-27/Су-30 и таким образом спасли не только отечественный военный авиапром, но и моторостроительную отрасль в целом. Сегодня разработчики АЛ-31Ф используют весь накопленный опыт и наработки для создания принципиально нового двигателя истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).

Для превосходства над F-15

Двигатель АЛ-31Ф разработки московского машиностроительного завода «Сатурн» (ныне ОАО «А. Люлька-Сатурн», с 2001 года входит в состав ОАО «НПО «Сатурн») был выбран в качестве основного для будущего истребителя четвертого поколения Су-27, главной задачей которого было добиться превосходства над своим американским аналогом – F-15. Решение о его создании принято в 1971 году. Соответствующее заключение Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) было сделано по результатам анализа работы трех двигателей – АЛ-31Ф, Д-30Ф-9 и Р-59Ф-300.

Опытный самолет проекта под названием Т-10-1 проходил испытания с 20 мая 1977 года. До 1982-го для этого было построено девять таких машин с двигателями предыдущего поколения – АЛ-21Ф-3.

Разработка перспективного авиамотора велась с 1974 года. Но характеристики первоначального варианта АЛ-31Ф (с двухступенчатыми турбинами высокого и низкого давления и низконагруженными компрессорами) не отвечали тактико-техническому заданию. Новый турбореактивный двухконтурный двигатель создавался с форсажной камерой одновременно вместе с полным перепроектированием конструкции самолета. Фактически заново разработанный Московским машиностроительным заводом имени П. О. Сухого истребитель Т-10С имел, помимо всего прочего, значительно улучшенные аэродинамические качества и другую компоновку авиамотора (коробка приводов и все агрегаты в верхней части). 6 августа 1985 года был подписан акт о приемке государственных испытаний АЛ-31Ф. Новый двигатель тягой 12,5 тонны имел одноступенчатые турбины высокого и низкого давления и высоконагруженные компрессоры. Одним из ключевых моментов стало создание и внедрение ОАО «А. Люлька-Сатурн» лопатки турбины циклонно-вихревой системы, что сделало мотор ресурсным, до этого он мог эксплуатироваться не более 70 часов. Работа над продлением ресурса стала одним из главных направлений. Тогда требования советских ВВС ограничивались 300 часами. В настоящее время этот показатель двигателя достиг тысячи часов.

Основным производителем АЛ-31Ф было определено ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). Затем к программе было привлечено московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» (сейчас ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»), которое сначала занималось изготовлением отдельных элементов двигателя. Со временем сложилось своеобразное разделение труда, согласно которому УМПО (ведущее по тематике) специализировалось на производстве элементов холодной части мотора, а «Салют» – горячей. При этом сборка велась на обоих предприятиях.

Управляемый вектор

Двигатель АЛ-31ФП с поворотным соплом впервые был испытан в 1989 году. В апреле 1996-го экспериментальный образец истребителя Су-35 поднялся в воздух с прототипом этого мотора с управляемым вектором тяги (УВТ). В ходе работы над этим агрегатом особое внимание уделялось эффективному управлению соплом, сложная задача была решена при создании надежного уплотненного сочленения его подвижной и неподвижной частей. Представленный в итоге двигатель обеспечил всемирно известную маневренность и надежность в управлении тяжелых истребителей «Сухого». Серийный АЛ-31ФП установлен на Су-30. Первый зарубежный контракт на самолеты с этими моторами выполнили уфимцы, обеспечив поставку в Индию 40 Су-30МКИ (80 двигателей) по соглашению 1996 года.

В течение 90-х годов производители АЛ-31Ф с помощью неформальных договоренностей поделили рынки: моторы для индийских самолетов изготавливало УМПО, для экспорта в Китай – «Салют». Что касается других зарубежных заказчиков, то Алжир и Малайзия получили истребители Су-30 с уфимскими моторами, Вьетнам и Индонезия – с московскими. Венесуэльский же контракт на 24 Су-30MKV2 заводы поделили ровно пополам.

Китайский контракт

События на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года «поставили крест» на поставках западных вооружений и военной техники в Китай. Из-за эмбарго под угрозой срыва оказалась китайская программа по созданию национального легкого однодвигательного самолета J-10. Машина создавалась на основе тактического истребителя Lavi израильской компании Israel Aerospace Industries. Проект был закрыт под давлением США в 1986 году в пользу F-16, но его наработки использовались израильтянами в совместных зарубежных программах.

Китайские J-10 должны были оснащаться специально разрабатывавшимся для них двигателем PW-1120 американской компании Pratt&Whitney. Но после введения эмбарго об этом можно было забыть. В качестве альтернативного варианта верховное командование Народно-освободительной армии Китая выбрало модификацию российского АЛ-31Ф с нижним расположением агрегатов – АЛ-31ФН.

Разработку первых 14 двигателей для китайского проекта выполнило ОАО «А. Люлька-Сатурн» в 1992–1994 годах на деньги заказчика – первый прецедент в постсоветского ОПК России. Серийным изготовителем АЛ-31ФН Российское авиационно-космическое агентство выбрало московский завод «Салют».

Спор вокруг роялти

«Сатурн» заключил с УМПО и «Салютом» лицензионные соглашения о денежной компенсации (роялти) ему как разработчику, согласно которому он получает восемь процентов от стоимости каждого проданного двигателя – около 250–300 тысяч долларов. Его цена со временем выросла с 2,5 до 3,5 миллиона долларов. В случае с АЛ-31ФН руководство «Салюта», получив по соглашению неполную техническую документацию на двигатель, решило доработать ее до уровня серийного производства. Более того, генеральный директор предприятия Юрий Елисеев заключил в 1999 году лицензионный договор с Федеральным агентством по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, переписав фактически права на изготовление двигателя на «Салют» и нивелировав таким образом соглашение с «Сатурном», который получает роялти только от УМПО.

Ключевой элемент

Экспортная динамика семейства АЛ-31Ф давно приобрела самостоятельный (от поставок боевых самолетов) характер. Особенно это заметно в контексте российско-китайского ВТС. АЛ-31ФН стал своеобразной лакмусовой бумажкой оценки состояния двигателестроения Поднебесной. Если по большинству направлений китайский ОПК постоянно демонстрирует серьезные успехи, то на двигателестроительном фронте китайцы пока не в состоянии наладить серийное производство надежного мотора для боевого самолета.

Именно поэтому КНР продолжает до сих пор закупки двигателей серии АЛ-31Ф для легких J-10, а также для тяжелого J-11B/BS (копия российского истребителя Су-27). В 1996 году Китай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. К концу 2007-го было собрано 105 из них. Затем Пекин отказался от дальнейшей реализации этой лицензионной программы, создав свой клон – J-11.

Российские двигатели закупаются КНР при формальном наличии широко разрекламированного отечественного турбореактивного двухконтурного WS-10A Taihang, разработанного специально для J-10 и J-11. Но этот мотор характеризуется невысоким ресурсом и большим количеством конструктивных и технологических недостатков, которые до сих пор не удалось устранить. По официальным данным, серийное производство Taihang должно быть развернуто до конца 2015 года, однако эти сроки представляются излишне оптимистичными.

Попытки Китая преодолеть «двигательную зависимость» от России пока провалились. В 2009 году КНР возобновила закупки моторов АЛ-31Ф/ФН. Причем рост китайских заказов настолько высокий, что ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» едва хватает производственных мощностей – в 2009–2011 годах законтрактовано почти 400 единиц (весь объем заказов и поставок приближается к тысяче). Еще 140 АЛ-31ФН должно поставить УМПО по контракту 2011-го для замены выработавших ресурс двигателей многофункциональных истребителей J-11 (Су-27/Су-30MKK/MK2).

Силовые характеристики улучшаются

По словам генерального директора ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» Владислава Масалова, силовые характеристики АЛ-31Ф уже не вполне удовлетворяют параметрам техзаданий для самолетов семейства Су, которые должны поступать на вооружение Военно-воздушных сил России. Речь идет прежде всего о новых серийных фронтовых бомбардировщиках Су-34 и глубоко модернизированных многофункциональных истребителях Су-27СМ. Тяга созданной «Салютом» более мощной версии двигателя АЛ-31Ф-М1 (42-я серия) увеличена до 13,5 тонны без изменения габаритных размеров. Этот мотор уже поставляется серийно для Су-27СМ. Кроме того, он будет использован для ремоторизации Су-27, Су-30, а также, возможно, для 19 остающихся в строю корабельных истребителей Су-33 авиагруппировки тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Следующий этап – АЛ-31Ф-М2, который планируется запустить в серийное производство в следующем году. По результатам испытаний в ЦИАМ подтверждена возможность увеличения максимальной тяги до 14,5 тонны при снижении удельных расходов топлива, в том числе на бесфорсажных режимах. Назначенный ресурс – три тысячи часов. Его установка не потребует никаких доработок в конструкции планера или мотогондолы двигателя Су-27СМ или Су-34 и может быть проведена непосредственно в войсках.

Двигатель для ПАК ФА

После долгих дискуссий и борьбы за право быть головным разработчиком двигателя для ПАК ФА решением руководства страны этот мотор создается в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) с распределением зон ответственности. «Салют», не входящий в корпорацию, является соисполнителем ОДК.

Два главных конкурента разрабатывали свои параллельные прототипы двигателя для истребителя пятого поколения – «Енисейск-А» вел «Сатурн», «Енисейск-Б» – «Салют». Окончательный победитель официально объявлен не был.

Пока же опытные образцы Т-50 проходят испытания на АЛ-41Ф1 – «изделии 117» совместной разработки ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «УМПО» и ОАО «ОКБ Сухого». В его основе все тот же АЛ-31Ф. Некоторые элементы заимствованы из наработок по созданию «изделия 117С» (АЛ-41Ф1С) для истребителя поколения «4++» Су-35. Тяга мотора «117» первого этапа для ПАК ФА достигает 15 тонн, у него турбина с увеличенным диаметром, всеракурсное управление вектором тяги, цифровая система автоматического управления. Полноценный двигатель пятого поколения будет иметь более высокую тягу и меньший удельный вес. Точные параметры, как и собственно сам процесс разработки, держатся в секрете. Во всяком случае, по официальным заявлениям, «Салют» и «Сатурн» работают над проектом в тесном контакте.

ТРДДФ(Турбореактивния двуконтурен двигател с форсажна камера) АЛ-31Ф е създаден в ОКБ А.М.Люлькин и е първият двигател от този тип в СССР на световно ниво. При създаването му вероятно е ползвана информацията от „General Electric F110-GE-400“. Предполага се, че първият американски двигател попада в СССР през 1979 година след Иранската революция от 11 февруари същата година. Това дава тласък в разработката на заместника на АЛ-21Ф .
АЛ-31Ф има модулна конструкция и се състои от 14 блока, което позволява лесен ремонт и бързо усвояване на отделните части при серийно производство. Двигателят има четиристепенен регулируем компресор за ниско налягане, деветстепенен компресор за високо налягане с регулируема първа степен, по една турбина за ниско и високо налягане с охлаждане и регулируеми радиални междини, компактна пръстеновидна камера за горене и регулируемо свиващо-разширяващо се сопло. Охлаждането на турбините, изработени от високотемпературна сплав дава възможност да се повиши работната температура и налягане на двигателя, което значително повишава работните характеристики. Полученият мотор има малка маса и висока специфична мощност.
Първите два прототипа на Су-27(Т10-1/първи полет на 20 май 1977 година/ и Т10-2/първи полет на 16 май 1978 година/), поради закъснение в сроковете за производство на двигателя, те са с АЛ-21Ф-3 . За следващите прототипи е решено да се произведат с по-големи размери, така, че в последствие да бъде поставен новият двигател.
Първият двигател АЛ-31Ф е сглобен през август 1984 година. Веднага с него започват изпитания, които потвърждават високите характеристики на изделието. Паралелно се работи и първата серия двигатели, заедно с прототипите. Първите от серия 01 се произвеждат до началото на 1985 година и никой от тях не е поставен на "строева машина". Единственото изключение е първият сериен Су-27 борд 23 , които е за 60 ИАП, базиран на Дземги. Завършен е през октомври 1984 година и предаването му трябвало да стане на 7 ноември същата година. Отменено е поради забавяне на тестовете на двигатели, като по-късно неговите са заменени с такива от втора серия.
Двигателите от втора серия и следващите се произвеждат за работа в два режима - нормална експлоатация и бойна. Разликата е в тягата. При двигателите от трета серия(за палубните Су-27К) е въведен и трети режим с тяга 12800 килограма.
Справка за сериите
01 до началото на 1985 година около 30-40 броя.(100 часа до ремонт и 200 часа до бракуване)
02 от 1985 до 1991 година около 850-880 броя.
(300 часа до ремонт и 600-900 часа до бракуване)
03 от 1988 до 1993 година около 80-100 броя. (200 часа до ремонт и 400-600 часа до бракуване)
20 от 1991 до 1993 година ориентировъчно около 800 броя(еднаква с 02)
22 от 1992 година предимно за износ
30 от 1993 до днес произведени над 400 двигателя предимно за ремонтирани машини
42 от 2004 до днес, произведени над 200 броя за модифицирани и нови самолети

Руските двигатели се произвеждат в два завода, със съответните заводски кодове

ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют" код 410, започва серийно производство през 1985 година

ОАО "УПМО" код 3010, започва серийно производство през 1987 година

Следващите две цифри означават вида на двигателя

99 е основния вид двигател

96 е модификацията за Су-30 АЛ-31ФП с управляем вектор на тягата

39 е модификация АЛ-31ФН и се вгражда в изтребители произведени в Китай

Следващите две цифри означават тримесечието и годината на производство първите започват с 34, което означава трето тримесечие на 1984 година.

Поради това, че евентуално биха се повтори номерата се налага след 91 година, се налага да се вземат допълнителни мерки. Те са комбинирани в следващите 2 цифри, които означават серията. Така например първите са серия 01, следващата серия е 02. При изчерпване на възможностите тя се продължва от серия 20 след 1991 година.

Последните три цифри са поредния номер на двигателя от 001 до 999.

Ето и два примера с реални двигатели на изтребители минали през ремонт в Украйна.

410 99 36 02 091

Двигател произведен в ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют"“ код 410

Основен тип АЛ-31Ф код 99

Дата на производство третото тримесечие на 1986 година код 36

Серия на двигателя код 02

Пореден сериен двигател код 091

3010 99 10 02 332

Двигател произведен от ОАО "УПМО" код 3010

Основен тип АЛ-31Ф код 99

Дата на производство първото тримесечие на 1990 година код 10

Серия на двигателя код 02

Пореден сериен двигател код 332

Най-старият известен двигател е №410992502047(47-ми от серия 02 по ред) и е бил монтиран на украински борд 06 заводски номер 369110 11910 първи полет 29 октомври 1985 година, предаден на 11 ноември същата година на 831ИАП. Спрян от полети през 1995 година поради часове 300+ и по техническо състояние. Предаден на 30 януари 2001 година в Москва за ремонт. Изтребителят е предаден отремонтиран през 2003 на ВВС.

Към момента(1 април 2014 година) са сглобени около 4000 нови двигателя от вида АЛ-31Ф за повече от 1420 самолета от семейство Су-27(Су-27/J-11А/, Су-27УБ, Су-30, Су-33, Су-34 и Су-35), както и около 400 двигателя за J-10А и около 100 износ за Китай, допълнително внесени освен резервните след 1992 година. Произведени са над 1000 ремонтни комплекта. Общо с резервните части за изделието стойността на продукцията се оценява над 20-21 милиарда долара. През август тази година руснаците ще отбележат 30 години от построяването на първият прототип. Най-много двигатели над 1000 са изнесени за Китай. Както съобщихме, от тях около 400 са АЛ-31ФН за китайските самолети J-10А. За тях са изнесени и около 200 ремонтни комплекта, като общата стойност на частите и двигателите се оценява на 1,6-1,7 милиарда долара. Сега Русия продължава да изнася за Китай вече модернизирания двигател АЛ-31ФНМ създаден на база 42 серия. Договорът е за 140 и трябва да приключи до края на 2015 година. Освен на новите изтребители J-10В, новият двигател модернизиран от китайците се поставя и тества на новите техни изтребители J-15 и J-16, както и на изтребителят от пето поколение J-20. Тягата на получавания руски двигател е 13500 килограма, при 1000 часа до първи ремонт и 2000 часа назначен живот. Китайците поставят нова електронна система за управление на двигателя. В резултат на което, тягата се увеличава до 14 500-15 000 килограма, а има възможности и за повече, но разбира се всичко става за сметка на намален ресурс. Над 630 са руските двигатели АЛ-31Ф изнесените в Китай за изтребители Су-27, Су-27УБ, Су-30МКК и Су-30МК2, а също и сглобените в страната 105 J-11А. Според признанията на руснаците от 2003 до 2010 година ремонтни комплекти не са изнасяни. Въпреки това има неофициални сведения за износ на около 100 ремонтни комплекта от Русия извън посочения период, както и на над 100 от други страни(Украйна) по време на спиране на износа от Москва. Общата стойност на двигатели АЛ-31Ф и резервни части за тях на руснаците за Китай се оценява на над 3,5 милиарда долара или с износа на АЛ-31ФН на над 5,1 милиарда долара. В момента тече и втори договор, според който ОАО "УПМО" ще изнесе общо 150 двигателя до края на 2015 година или общият износ ще достигне над 1310 двигателя и тяхната стойност с резервните части в края на 2015 година се оценява на около 7,9 милиарда долара. Разбира се, че дори без да има нови доставки сумата ще расте и след това за сметка на доставяните части.
Според източник от ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют" предприятието е изнесло около 1000 двигателя от семейство АЛ-31Ф за Китай. Дали е отбелязяна тази дата?
На второ място при износа на двигателя е Индия с над 440 двигателя и комплекта, както и около 100 резервни комплекта за ремонт. Общата стойност се оценява на над 1,7 милиарда долара. Индийците имат сключени договори за над 610 двигателя и комплекти АЛ-31 и вариантите му.
На трето място е Алжир с получени над 100 двигателя. До сега разходите на страната за двигатели и резервни части се оценяват на над 400 милиона долара.
Също с около 100 двигателя на четвърто място се нарежда Виетнам, но неговите разходи са по-големи, поради това, че двигателите се използват повече години и са към 600 милиона долара.
Справка
Според неофициална информация за последните 123 двигателя АЛ-31ФН Китайците са платили 500 милиона долара, което е около 4 милиона за двигател, за последните 150 от АЛ-31Ф около 700 милиона. За първите 140 двигателя АЛ-31ФНМ1 са платили също 700 милиона или около 5 милиона на двигател. Освен споменатата вече сума от половин милиард долара за разработка за 5 прототипа на АЛ-31ФНМ2 са платили 40 милиона долара или по 8 на двигател. Вероятно серийните ще бъдат по-евтини около 6-7 милиона долара. Не е известна бройката на двигателите по този договор, но вероятно е около 200. Възможно е около 25% от двигателите да са за китайските Су-35.

АЛ-31Ф М2 дебютирует в Жуковском

29.06.2012
Одной из премьер форума «ТВМ-2012» стал показ усовершенствованного реактивного двигателя АЛ-31Ф М2. Он создан в рамках второго этапа модернизации двигателей семейства Ал-31Ф, которую проводит «НПЦ газотурбостроения «Салют».
Первый этап модернизации двигателя АЛ-31Ф был завершен в 2006 г. Тогда его тяга на особом режиме была увеличена до 13500 кгс. Сейчас двигатель АЛ-31Ф М1 (42-я серия) применяется на самолетах Су-27СМ и Су-27СМ2, которые стоят на вооружении ВВС России.
По сравнению с предыдущим вариантом тяга двигателя второго этапа модернизации на особом режиме была увеличена до 14500 кгс. Назначенный ресурс повышен с 2000 до 3000 ч. На АЛ-31Ф М2 установлена специально разработанная цифровая система автоматического регулирования FADEC-типа с полным гидромеханическим резервом управления основного контура двигателя, что позволит адаптировать двигатель к любому «борту», как аналоговому, так и цифровому. Кроме того, двигатель получил компрессор низкого давления повышенной эффективности и напорности, усиленный промежуточный корпус, камеру сгорания с жаровой трубой туннельного» охлаждения, более эффективную турбину, систему запуска без кислородной подпитки и улучшенную маслосистему.
«Модернизация двигателя АЛ-31Ф ведется без изменения его габаритных размеров и направлена на сохранение возможности ремоторизации всего самолетного парка Су-27 как для ВВС России, так и для иностранных заказчиков, без дополнительных изменений планера самолета или мотогондолы двигателя, влекущих за собой увеличение расходов, - объяснил генеральный директор «Салюта» Владислав Масалов. - Оснащение самолетов семейства Су-27 модернизированными двигателями с такими характеристиками позволит существенно улучшить их летно-технические характеристики».
Проведенные стендовые испытания двигателя АЛ-31Ф М2 на земле и высотные в термобарокамере ЦИАМ подтвердили соответствие его характеристик заявленным параметрам. По информации разработчиков, в настоящее время ведутся испытания на подтверждение первоначального ресурса, а также производство двигателей для проведения летных испытаний. Помимо этого, в кооперации с Объединенной двигателестроительной корпорацией «Салют» работает над перспективной силовой установкой для истребителя пятого поколения ПАК ФА.
Максим Пядушкин
Коментар:
На 31 октомври 2013 година по покана на МО на Русия Сергей Шойгу в рамките на официалното посещениe заместник председателя на Централния военен съвет на Китайската народна република генерал – полковник Сюй Цилян посети ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».
Според неофициални източници Китай е сключил договор за изработка на серия двигатели
АЛ-31Ф М2. Била е платена сума за разработването на двигателя(неофициално между 300-500 милиона долара, а може и да са повече). Китай е получил през ноември 2013 най-малко 5 двигателя от пробната серия. След тестове на един от тях, два са били поставени на новия борд 2011 на изтребителя от пето поколение J-20. Новият двигател има изцяло цифрово управление и удължен живот от 2000 на 3000 часа. Програмното осигуряване позволява да се повиши тягата, която при нормалния режим е 14 500 килограма. Говори се, че възможно тя да достигне до 16 500 килограма, което ще позволи на китайците да продължат работата по изтребителя до серийното производство на двигателя му.

Двигателю АЛ-31ФН серии 3 производства ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» присвоена литера «О1»

10 апреля 2014 года конструкторская документация двигателя АЛ-31ФН серии 3 утверждена как документация серийного производства с присвоением литеры «О1».
На «Салюте» проведен комплекс работ в обеспечение поставок для Заказчика (КНР) двигателей АЛ-31ФН серии 3, предназначенных для применения в составе самолета J-10:
– проведены длительные эквивалентно-циклические испытания двигателя по запланированной программе на первоначальный ресурс 750 часов. В процессе испытаний подтверждены характеристики двигателя, работоспособность и безотказность всех систем и агрегатов и ресурс 750 ч до первого ремонта. Двигатель АЛ-31ФН серии 3 соответствует требованиям технических условий;
– проведены специальные испытания двигателя с тензометрированием лопаток 1 и 2 ступеней КНД на стендах предприятия, а также проверка отсутствия автоколебаний рабочих лопаток 1 ступени КНД в ТБК ЦИАМ с имитацией полетных режимов. Результаты удовлетворительные.
Дополнительно по плану, согласованному с представителем заказчика (ПЗ) проведены специспытания при повышенной на 25К температуре газа перед турбиной, оценена работоспособность двигателя при частотах вращения роторов на 3% больше максимально допустимых, протензометрированы новые трубопроводы и проведены межведомственные испытания цифрового регулятора двигателя ЦРД-99. Результаты испытаний удовлетворительные.
На базе ГП 156 проведены летные испытания двигателя АЛ-31ФН серии 3 в составе самолета J-10. По результатам летных испытаний с ГП 156 согласован Акт от 27.12.2013г. Результаты удовлетворительные, двигатель соответствует требованиям технических условий.
ФГУП «ЦИАМ» оформило Заключение по прочности двигателя АЛ-31ФН серии 3 на ресурс до первого капитального ремонта 750 часов / 1000 полётных циклов для эксплуатации на самолете J-10 у Заказчика.
Для организации серийного производства двигателей АЛ-31ФН серии 3 на ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», Решением Начальника управления Департамента Министерства обороны РФ по обеспечению Гособоронзаказа (ГОЗ) была создана межведомственная комиссия для проведения проверки готовности конструкторской документации (КД) к утверждению и присвоению литеры «О1» (документация серийного производства).
На ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», предъявившем КД, межведомственной комиссией выполнены проверки:
- соответствия предъявленной КД требованиям технических условий;
- полноты корректировки КД по результатам изготовления и проведенных испытаний двигателей;
- соответствия КД требованиям по комплектности, содержанию, оформлению, качественному состоянию подлинников и пригодности их для репрографии;
- уровня унификации двигателя с двигателями-прототипами АЛ-31Ф серии 42 и АЛ-31ФН серии 1, 2;
- соответствия КД текущему производству;
- соответствия применяемых покупных комплектующих изделий (ПКИ) по гарантийным срокам и условиям эксплуатации, а также соответствие документам, разрешающим их применение в составе двигателя;
- наличия расчетов и документов по испытаниям на прочность и надежность, программ испытаний и нормативных документов по стандартизации, согласованных с ПЗ;
- наличия протоколов разрешения применения;
- наличия технологического процесса на сборку двигателя;
- технологической готовности производства к выпуску двигателей;
- наличия ведомостей комплектов запчастей и принадлежностей (ЗИП) и специнструмента;
- укомплектованности двигателя ЗИП в соответствии с ведомостями ЗИП и специнструмента;
- обеспечения двигателя средствами измерений для проверок в эксплуатации;
- выполнения требований электромагнитной совместимости в составе летательного аппарата (ЛА) с системами ЛА и аэродромным оборудованием;
- показателей унификации технологических процессов с двигателями-прототипами;
- аттестации испытательного оборудования по ГОСТу.
Решением Начальника управления по обеспечению ГОЗ АТ и В Департамента МО РФ по обеспечению ГОЗ от 10.04.2014 года утверждён Акт МВК по проверке КД. Конструкторская документация двигателя АЛ-31ФН серии 3 утверждена как документация серийного производства с присвоением литеры «О1».
В настоящее время продолжаются работы в обеспечение межремонтных и назначенного ресурсов двигателя. Двигатель проходит длительные испытания на межремонтный ресурс 750 часов.
На базе Заказчика (КНР) начинается эксплуатация первых серийных самолетов J-10 с двигателями АЛ-31ФН серии 3 изготовления 2013г.Copyright 2014 ФГУП "НПЦ газотурбостроения "САЛЮТ

Управляющим директором УМПО назначен Евгений Семивеличенко

Евгений Александрович Семивеличенко, ранее занимавший должность заместителя управляющего директора ОАО "УМПО" (входит в АО "ОДК") по корпоративным и правовым вопросам, назначен на должность управляющего директора ОАО "УМПО". Приказ о назначении подписан генеральным директором АО "ОДК" Александром Артюховым 8 сентября 2015 г.

Е.А. Семивеличенко родился в Уфе в 1978 г. Окончил в 1997 г. Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники по специальности "Экономика, бухгалтерский учет и контроль", в 2000 г. получил высшее образование в Башкирском государственном университете по специальности "Юриспруденция".

В Уфимском моторостроительном производственном объединении Евгений Александрович работает с 2003 года. Начинал в должности руководителя юридического управления. С 2008 года являлся заместителем генерального, а с 2011 года - управляющего директора УМПО по корпоративным и правовым вопросам

"Салют" продолжает наращивать объемы производства продукции

28.02.2017
В 2016 году АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" выполнил гособоронзаказ по изготовлению новых двигателей и ремонту изделий для Министерства обороны Российской Федерации.

Итоги работы предприятия в 2016 году стали показателем высокого потенциала опытного коллектива салютовцев и мощных производственных резервов завода. В жестких условиях сжатых сроков сотрудникам "Салюта" удалось обеспечить своевременную поставку основных двигателей и выполнить обязательства перед Министерством обороны в полном объеме, параллельно осваивая новые виды продукции.

В 2016 году АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" обеспечило прирост в 5% относительно 2015 года объемов производства продукции, а также кратный рост объемов производства по кооперации. Все установленные бюджетом планы по данным показателям выполнены в полном объеме. При этом сформированный на 2017 год портфель заказов позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение объемов товарного выпуска.

В 2016 году "Салютом" была продолжена реализация проектов в кооперации с другими предприятиями АО "ОДК". Это освоение производства, изготовление и поставка на испытания деталей и сборочных единиц (ДСЕ) вертолетного двигателя ВК-2500,турбовинтового ТВ7-117СТ для легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, РД-33МК, которые устанавливаются на многофункциональные истребители семейства МиГ. Предприятие полностью выполнило свои обязательства по проекту ПД-14 для МС-21. Омский филиал завода - "ОМО им. П.И. Баранова" включен в работу по двигателю НК-32 второго этапа для стратегического бомбардировщика Ту-160.

Также завод участвует в производстве комплектующих перспективного двигателя для ПАК ФА, производит ДСЕ для морских двигателей. В 2017 году по всем названным проектам объемы будут возрастать.

По словам заместителя генерального директорауправляющего директора АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" Виталия Олеговича Клочкова, приоритетным направлением деятельности в рамках производственной кооперации является участие "Салюта" в программе изготовления узлов двигателя ТВ7-117СТ/СМ/В. В рамках этого проекта в 2016 году изготовлены и отгружены заказчику - АО "Климов" комплекты основных четырех узлов: центральный привод, редуктор, коробки приводов верхняя и нижняя. С учетом современных тенденций организации производства двигателей и сжатых сроков реализации данного проекта, при производстве ТВ7-117СТ используются сильнейшие компетенции каждой из площадок "Салюта". География внутренней кооперации по данному изделию очень широка - помимо головной московской площадки "Салюта" и филиала "ОМО им. П. И. Баранова" в ней участвуют "Завод "Прибор", "ВМЗ "Салют", МКБ "Горизонт" и ряд аффилированных предприятий "Салюта", таких как ОАО "Агат", ОАО "Агрегат", ОАО "НФМЗ" с учетом их специализации. В 2016 году выполнены все требования заказчиков по изготовлению ДСЕ для вертолетного двигателя ВК-2500. В течение года освоены в производстве и отгружены комплекты ротора компрессора, подготовлен для испытаний и отгружен комплект компрессора осевого. В 2017 году планируется существенный рост серийных поставок комплектов для этого двигателя "Салют" также вступил в активную фазу программы по изготовлению двигателя РД-33МК и модификаций. Составляющая "Салюта" при производстве - около 37%. В рамках договоров с ОДК продолжается работа по двум перспективным проектам холдинга - созданию двигателя для ПАК ФА, а также производство узлов и деталей для ПД-14.

Кроме того, предприятие продолжает реализацию проектов, традиционных для "Салюта". Это изготовление и поставка заказчикам двигателей АЛ-31Ф и его модификаций для самолетов семейства "Су", АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130. Все обязательства по этим темам в 2016 году завод выполнил в полном объеме.

В реализации проекта АИ-222-25 на первый план выходит задача обеспечения повышения ресурса и надежности этого двигателя. В течении года предприятие обеспечило поставки новых двигателей и ремонт для Министерства обороны РФ. Специалистами дирекции НИР и ОКР предприятия произведено увеличение назначенного ресурса двигателя АИ-222-25. Ими разработана, апробирована и внедрена "Инструкция по модульной замене узлов двигателя АИ-222-25", которая позволяет вводить в строй двигатели в условиях строевых частей.

В рамках проведения опытно-конструкторских работ ведется работа по производству и испытанию узлов перспективного двигателя для ПАК ФА. Завершены испытания двигателя АЛ-31ФН серии 03 по назначенному ресурсу 2000 часов. По созданию двигателя СМ-100 для учебно-боевого самолета Як-130 выпущена конструкторская документация и произведен запуск в производство ДСЕ СМ-100, что является задачей 2017 года. Также Реализация этих и других проектов по линии НИР и ОКР предприятия будет продолжена в 2017 году. Также в соответствии с планами производства и поставок изготавливается основное изделие "Салюта" - двигатель АЛ-31 и его модификации - изделия "39" и "99", по которым в ноябре 2016 года полностью выполнены обязательства перед Министерством обороны РФ в рамках гособоронзаказа. В следующем году продолжится реализация контрактов по данным изделиям, в том числе с КНР по производству двигателя АЛ-31ФН для истребителя J-10 ВВС Китая. Учитывая, что увеличение производственных мощностей и серийное освоение изделий РД-33МК и ВК-2500 напрямую зависят от внедрения передовой техники и технологий, механизации и автоматизации производства, производится замена устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. В течение 2016 года был проведен значительный объем работ в этом направлении: закуплено и введено в эксплуатацию 43 единицы нового оборудования, а до конца года планируется получить еще 3 единицы. В общей сложности инвестиции в оборудование составили свыше 1 млрд. рублей.

В 2016 году на предприятии стартовал проект по морской тематике. В филиале "МКБ "Горизонт" проведены испытания газотурбинного двигателя для кораблей и катеров ВМФ. Старт испытаний был дан после завершения первого этапа создания уникального испытательного стенда для газотурбинных приводов различного назначения по программе импортозамещения. Для модернизации стенда закуплено более 60 единиц специального оборудования на сумму свыше 200 млн. рублей. Совместная работа по морской тематике с НПО "Сатурн" - новое направление для "Салюта" в рамках трансформации индустриальной модели ОДК.В следующем году работы по испытаниям двигателей для кораблей Военно-морского флота РФ будут продолжены. В планах руководства предприятия на текущий год - организация эффективной работы с целью реализации масштабных проектов в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации. "Для реализации производственных программ в создании высокотехнологичной продукции и амбициозных задач в настоящее время "Салют" имеет все необходимые ресурсы: современную технологическую базу, новейшее оборудование, и главное - высокопрофессиональный коллектив, способный создавать конкурентоспособную продукцию и имеющий огромный опыт, в этом году легендарному, старейшему предприятию отрасли исполняется уже 105 лет", - подытожил В.О. Клочков.

Двигатель АЛ-31ФН серии 4 для Китая?

April 13th, 2018

Как сообщает издание «Air&Cosmos » в материале «Saliout propose la poussee vectorielle pour les J-10 chinois », новая модификация российского двигателя АЛ-31ФН серии 4 может быть установлена на китайских истребителях J-10.
В ходе Международного двигателелстроительного форума МДФ-2018, который проходил в Москве 4-6 апреля 2018 года, АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) представило двигатель АЛ-31ФН с отклоняемым вектором тяги (ОВТ), разработанный в АО «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Двигатель предлагается Китаю для новых модификаций истребителя J-10


«Салют» начал изучать ОВТ 15 лет назад, первоначально при содействии КБ Климова. Прототип двигателя с ОВТ – соплом КЛИВТ был установлен на опытном самолете МиГ-29М-ОВТ, оснащенном двигателями РД-33. «Салют» приобрел документацию на КЛИВТ, но затем серьезно его доработал. В итоге, по словам сотрудника предприятия, «Наше сопло больше не имеет ничего общего с КЛИВТ».

Сопло «Солюта», как и КЛИВТ – "трехмерное". Оно может отклоняться на 16 градусов в вертикальной плоскости и на 8 градусов – по горизонтали. Отклонение по всем плоскостям важно для однодвигательного самолета, такого как J-10. На двухдвигательных самолетах (Су-30, Су-35, Су-57) "трехмерный" эффект достигается за счет правильной установки сопел с перемещением в двух плоскостях. Эти самолеты оснащаются двигателями с ОВТ, вектор тяги которых может изменяться в пределах +/- 15 градусов, которые разработаны в КБ Люльки.
Основным источником выручки «Салюта» является производство двигателей АЛ-31ФН в различных модификациях для Китая. В 1992-2004 годах Китай приобрел 280 истребителей Су-27 и Су-30, но затем приступил к производству их собственных клонов J-11 и J-16. Двигатели для этих самолетов, за исключением нескольких машин с китайскими двигателями, выпускаются «Салютом».
«Салют» является единственным производителем двигателей АЛ-31ФН, специально разработанных для китайского истребителя Chengdu J-10. АЛ-31ФН («изделие 39») отличается от АЛ-31Ф («изделие 99В») коробкой приводов, распложенной снизу («Н» - от «нижний»). В 1997-1998 годах Китай получил девять опытных двигателей АЛ-31ФН для прототипов J-10, а затем порядка 400 двигателей для серийных самолетов (первые десять J-10 выпущены в 2002 году).
АЛ-31ФН серий 1 и 2 были поставлены для J-10 ранних производственных партий. Их ТТХ мало отличаются от базового АЛ-31Ф, включая тягу (12,7 тонн в форсажном режиме и 7,6 тонн на номинале). Двигетели второй серии, производимые с 2011 года, имеют увеличенный ресурс.
С 2013 года «Салют» поставляет в Китай двигатели АЛ-31ФН серии 3 («изделие 39М1»), которыми оснащаются истребители J-10B. На них устанавливается новый компрессор низкого давления КНД-924-4 диаметром 924 мм (ранние варианты имели диаметр 905 мм) и новую цифровую систему управления двигателем КРД-99Т. Максимальная тяга двигателя достигает 13,5 тонн, он имеет увеличенный ресурс. Он получил сертификат 10 апреля 2014 года. В российских СМИ сообщали, что в 2012 году Китай заказал 137 двигателей АЛ-31ФН серии 3.
В настоящее время «Салют» предлагает двигатели АЛ-31ФН серии 4, которые идентичны 3 серии, за исключением наличия ОВТ. Судя по всему, Китай еще не закупил эти двигатели.

В ноябре прошлого года компания «Рособоронэкспорт» подписала крупный контракт на поставку в Китай 180 двигателей АЛ-31Ф для самолетов Су-27СК и Су-30МКК, оцениваемый экспертами в 550 млн долл. Исполнителем контракта стало Московское машиностроительное производственное предприятие (ММПП) «Салют», традиционно поставляющее двигатели АЛ- 31Ф на китайский рынок. Новый заказ позволил «Салюту» выйти на рекордный за последние 15 лет уровень производства: план на этот год предусматривает изготовление продукции на сумму в 16,9 млрд. р. (около 600 млн долл.), что составляет почти 90% от объема производства предприятия в 1991 г. – последний год существования СССР. 83% доходов ММПП «Салют» в настоящее время обеспечивается экспортными поставками, однако на предприятии уверены, что рано или поздно, это соотношение изменится, и разработанные на «Салюте» для отечественных ВВС модернизированные варианты АЛ-31Ф найдут применение на истребителях российской военной авиации. Недавно наши корреспонденты Петр Бутовски и Виктор Друшляков побывали на ММПП «Салют» и смогли познакомиться с основными программами предприятия.


Этапы модернизации серийного АЛ-31Ф, разработанной на ММПП «Салют»


«Салют» растет на китайских «дрожжах»

Двигатели семейства АЛ-31Ф серийно выпускаются двумя предприятиями: ММПП «Салют» в Москве и УМПО в Уфе. По сложившейся традиции экспортные поставки в Китай являются прерогативой «Салюта», а индийские ВВС вооружает УМПО. Поставки двигателей в другие страны проводятся обоими предприятиями совместно. С 1992 г. ВВС КНР получили на вооружение около 280 истребителей «Сухого»: 76 Су-27СК и Су-27УБК, 76 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, импортированные из России, а также до 105 J-11 (Су-27СК), построенные по российской лицензии непосредственно в Китае. Первые партии Су-27СК и Су-27УБК поступили в КНР в 1992 и 1996 гг., и именно для них и предназначаются новые двигатели, заказ на которые недавно получил «Салют». Дело в том, что назначенный ресурс АЛ-31Ф, выпускавшихся в 90-е гг. составляет 900 ч, и с учетом интенсивной эксплуатации Су-27 в Китае они уже требуют замены на новые. Напомним, что купив лицензию на производство Су-27СК, КНР не получил права на собственный выпуск двигателей для них. Правда в Китае разрабатывается свой двигатель подобного класса WS10, но новые крупные заказы АЛ-31Ф и АЛ-31ФН в России свидетельствуют о том, что до серийного производства этому мотору еще далеко.

Ноябрьскому контракту на 180 АЛ-31Ф предшествовала еще одна крупная сделка: за четыре месяца до этого, в июле 2005 г., «Салют» получил заказ от КНР на 100 двигателей АЛ-31ФН для новых китайских истребителей J-10 (см. «Взлёт» №10/2005, с. 42). Первая отгрузка заказчику состоялась уже в октябре прошлого года, а поставка последней партии АЛ-31ФН намечена на третий квартал 2006 г. Кроме того, в начале 2005 г. «Салют» подписал с КНР оцениваемый в 100 млн долл. трехлетний контракт на ремонт и поставку запчастей для ранее построенных двигателей АЛ-31Ф.

АЛ-31ФН (на заводе его называют «изделием 39») специально предназначен для применения на самолете J-10. От базового АЛ-31Ф («изделие 99В») его отличает нижнее расположение коробки агрегатов, при этом основные характеристики двигателя остаются неизменными. Еще в 1997 г. Китай приобрел у ОАО «А. Люлька-Сатурн» девять опытных двигателей АЛ-31ФН, которые устанавливались на первые прототипы J-10. Серийный вариант АЛ-31ФН появился в 2000 г. Его разработку вело ОАО «А. Люль- ка-Сатурн», а дальнейшую доводку – КБ «Салюта». Для следующих прототипов и первых серийных J-10 Китай заказал еще 54 АЛ-31ФН. Все они были поставлены в 2001-2003 гг. в Поднебесную уже «Салютом». Программа китайского истребителя J-10 развивается довольно интенсивно, а значит у «Салюта» вскоре могут появиться новые заказы от «великого соседа» с востока.


Для родных ВВС

23 июня 2000 г. головным разработчиком и изготовителем силовой установки для перспективного истребителя ПАК ФА российское правительство определило рыбинское НПО «Сатурн», которое получило заказ на создание двигателя, известного сейчас под условным названием «изделие 117С». Такие же двигатели планируется применять и на новых модификациях истребителей семейства Су-27.

«Салюту» в этой программе отводилась лишь скромная роль изготовителя узлов и агрегатов нового двигателя, представляющего собой глубокую модернизацию нынешнего АЛ-31Ф. Смириться с этим руководство предприятия не могло, поэтому тем же летом 2000 г. «Салют» по собственной инициативе приступил к программе поэтапной модернизации серийного АЛ-31Ф, которая могла бы стать альтернативой «изделию 117С». Это стало возможным благодаря организации на заводе в начале 2000 г. собственного Конструкторского бюро перспективных разработок (КБПР).

Разработанный на «Салюте» двигатель первого этапа модернизации получил название АЛ-31Ф-М1 («изделие 99М1»). В отличие от серийного АЛ-31Ф он оснащается модифицированным четырехступенчатым компрессором низкого давления КНД-924-4 увеличенного с 905 до 924 мм диаметра, а также новым цифровым комплексным регулятором двигателя КРД-99Ц. Увеличение производительности компрессора АЛ-31Ф-М1 можно использовать двояко: с одной стороны это дает повышение тяги двигателя на 6-15%, а с другой стороны, позволяет при неизменной тяге снизить температуру газов перед турбиной на 35К, что значительно повышает ресурс двигателя.

Летные испытания 9-го экземпляра АЛ-31Ф-М1 на летающей лаборатории ЛИИ Су-27 №37-11 (бортовой №595) начались 25 января 2002 г. Позднее на этом самолете были установлены уже два двигателя подобного типа. Всего на Су-27 №37-11 в рамках летно-конструкторских испытаний было выполнено 27 полетов с двигателями АЛ-31Ф-М1, кроме того, к началу этого года состоялось шесть из десяти запланированных полетов по программе государственных испытаний. Госиспытания АЛ-31Ф-М1 должны завершиться весной 2006 г., после чего двигатель будет считаться готовым к серийному производству и сможет устанавливаться на самолеты Су-27 ВВС России при их ремонте и модернизации.


Сравнительные данные двигателей АЛ-31Ф и АЛ-31Ф-М1
АЛ-31Ф АЛ-31Ф-М1
Режим повышенной тяги на форсаже
Тяга, кгс 13 500
Удельный расход
топлива, кг/кгс*ч - 1,96
Температура газов
перед турбиной, К - 1690
Расход воздуха, кг/с 119
Режим «полный форсаж»
Тяга, кгс 12 500 12 500
Удельный расход
топлива, кг/кгс*ч 1,96 1,97
Температура газов
перед турбиной, К 1665 1630
Расход воздуха, кг/с 113 114
Режим повышенной тяги без форсажа
Тяга, кгс 8250
Удельный расход
топлива, кг/кгС"Ч Я- и 0,77
Режим «максимал»
Тяга, кгс 7670 7670
Удельный расход
топлива, кг/кгс«ч 0,78 0,77
Степень двухконтурноста 0,56 0,61
Максимальный диаметр, мм 1280 1280
Длина, мм 4990 4990
Сухая масса, кг 1547 1557
Ресурс до первого ремонта, ч 500 1000
Назначенный ресурс, ч 1500 4000

Основные данные компрессоров низкого давления для двигателей АЛ-31Ф производства ММПП «Салют»
Что дальше?

В начале 2006 г. «Салют» приступил к испытаниям двигателя следующего этапа модернизации – АЛ-31Ф-М2 («99М2»), недавно получившего новое название АЛ-31Ф-СМ («99СМ»), подчеркивающее возможную сферу его применения – модернизированные истребители Су-27СМ. Главных отличий «второго этапа» два: это новые диски турбины и перепрофилированные лопатки компрессора КНД-924-4. Благодаря указанным доработкам тяга на форсаже у АЛ-31Ф-СМ возрастает до 14 000 кгс. Немаловажно, что двигатели

АЛ-31Ф-М1 и АЛ-31Ф-СМ полностью взаимозаменяемы с применяемыми на самолетах Су-27 серийными АЛ-31Ф – требуется только установить проставку перед входом в двигатель, необходимость которой определяется увеличением диаметра вентилятора. Более того, ранее выпущенные АЛ-31Ф могут быть довольно просто доведены до уровня модернизированных АЛ-31Ф-М1 и АЛ-31Ф-СМ заменой отдельных модулей в ходе их капитального ремонта.

В декабре 2006 г. на «Салюте» рассчитывают начать испытания двигателя третьего этапа модернизации – АЛ-31Ф-МЭ («99МЗ»), отличающегося применением принципиально нового компрессора низкого давления КНД-924-3, новой камеры сгорания и новых лопаток турбины. Трехступенчатый компрессор КНД-924-3 с широкохордными лопатками выполняется по технологии «блиск». Нововведения позволят поднять тягу АЛ-31Ф-М3 до 15 000 кгс.



Вверху: разработанный «Салютом» трехступенчатый широкохордный вентилятор КНД-924-3, использующий технологию «блиск», найдет применение на двигателях АЛ-31Ф-М3

Поворотное сопло, созданное на ММПП «Салют» с использованием технологии КЛИВТ (разработана «Заводом им. В.Я. Климова») для модернизированных двигателей АЛ-31Ф, обеспечивает всеракурсное управление вектором тяги

Внизу: модернизированный по первому этапу двигатель АЛ-31Ф-М1, государственные испытания которого завершаются этой весной




Есть ли пророк в своем отечестве?

Не секрет, что новые модификации семейства Су-27 – в первую очередь ударный самолет Су-34, серийное производство которого недавно начато в Новосибирске для российских ВВС, и перспективный многофункциональный истребитель Су-35 для поставок на экспорт, испытания которого должны начаться в 2006-2007 гг., нуждаются в более мощных двигателях. Первые Су-34 пока летают с серийными АЛ-31Ф, однако очевидно, что их тяги недостаточно для реализации всех потенциальных возможностей этого 45-тонного самолета. Для применения на подобных самолетах сегодня подходят два типа модернизированных двигателей: «изделие 117С» разработки НПО «Сатурн» и АЛ-31Ф-М1 (или АЛ-31Ф-СМ) разработки ММПП «Салют». Однако шансы «Салюта» получить заказ для ремоторизации этих самолетов не стоит оценивать высокими: ВВС доверяют право выбора силовой установки «Сухому», а он, как известно, в силу ряда вполне объяснимых причин, ориентируется на работу с «Сатурном». К сожалению, «Салюту» не стоит особо обольщаться и в отношении своего участия в программе модернизации строевых Су-27: пока ВВС России не планируют замены двигателей на этих самолетах на модернизированные.

Несколько выше можно оценить шансы новых разработок «Салюта» на самолетах авиации ВМФ России. Все корабельные истребители Су-33 сегодня оснащаются строившимися «Салютом» двигателями АЛ-31Ф серии 3 («99А»). В отличие от остальных серийных АЛ-31Ф серии 2 («99В») они имеют повышенную до 12 800 кгс тягу на так называемом «особом» режиме работы, что достигается кратковременным повышением температуры газов перед турбиной на 75К. Однако применение такого режима не проходит бесследно для двигателя: ресурс АЛ-31Ф сер. 3 составляет всего 700 ч (у первых двигателей этой модификации – и подавно всего 300 ч), в то время как у нынешних АЛ-31Ф сер. 2 – 1500 ч, а у будущих АЛ-31Ф-М1 – 4000 ч. Кроме того, недавние авария и предпосылка к летному происшествию на борту ТАВКР «Адмирал Кузнецов», произошедшие в Атлантике 5 сентября прошлого года (см. «Взлёт» №10/2005, с. 44-47), ярко свидетельствуют о несомненной пользе повышения тяговооруженности истребителей Су-33. В этом контексте «Салют» ведет переговоры с командованием морской авиации России о возможности ремоторизации строевых самолетов Су-33 двигателями АЛ-31Ф-М1.

Однако и в этом случае путь новых «салютовских» двигателей на борт самолетов российской военной авиации может оказаться непростым. В подобной ситуации уже не вызовет удивления, если они гораздо раньше найдут применения на самолетах, летающих с красными звездами – но не отечественными, а китайскими. Работы в этом направлении уже ведутся. «Салют» предлагает свои АЛ-31Ф-М1 для китайских Су-27СК и J-11, Су-30МКК и Су-30МК2, а также Су-33МК, которые, согласно мнению экспертов, Китай может заказать в России в ближайшем будущем для оснащения своего первого авианосца.

Другой вариант «китайского» развития событий – применение двигателя АЛ-31ФН-М1 увеличенной тяги со всеракурсным УВТ на новых истребителях J-10. Прототип модернизированного АЛ-31ФН-М1 («39М1») изготовлен на «Салюте» в 2005 г., а в этом году на предприятии планируют завершить полный цикл его испытаний.

В свое время, в 2000 г., «Салют» выпустил опытную партию из десяти двигателей АЛ-31ФП («96») с системой УВТ конструкции ОАО «А. Люлька-Сатурн». В дальнейшем серийное производство АЛ-31ФП для индийских Су-30МКИ было освоено на УМПО, а «Салют» пошел по пути внедрения другой схемы управления поворотом сопла, предусматривающей возможность всеракурсного УВТ. В основу была положения технология КЛИВТ, разработанная санкт-петербургским «Заводом им. В.Я. Климова» для модификаций двигателей РД-33, применяемых на истребителях МиГ-29 и опять-таки китайских FC-1. В принципе, для двухдвигательного самолета типа Су-27 или Су-30, управления вектором тяги в одной плоскости, реализованного в двигателях АЛ-31ФП, вполне достаточно. Но в случае с одномоторным J-10 преимущества всеракурсного УВТ оказываются предпочтительными. Поэтому «Салют» приобрел у «Климова» документацию по системе КЛИВТ, но затем значительно ее переработал. Макеты двигателей АЛ-31Ф-М1 с всера- курсным УВТ неоднократно демонстрировались публично начиная с 2002 г. в Жуковском на самолетах Су-27 №595 и 598. «Живое» же поворотное сопло в составе двигателя АЛ-31Ф проходит длительные испытание на стенде ММПП «Салют» в Москве. Разработчик заявляет, что уже подтвержденный испытаниями ресурс поворотного сопла в настоящее время достигает 750 ч, и в ближайшее время планируется увеличить его до 1000 ч.


Испытание двигателя АЛ-31Ф, оснащенного соплом с всеракурсным УВТ, на стенде ММПП «Салют»


Не только для «Сухих»

Еще одной модификацией АЛ-31Ф, разработанной ММПП «Салют», является двигатель АЛ-31Ф серии 30С («изделие 53»), предназначенный для ремоторизации индийских истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М. Предложение об оснащении таким двигателем модернизируемых МиГ-27М было представлено Индии в июне 2003 г., и недавно это программа получила новый импульс: ММПП «Салют» и РСК «МиГ» договорились о совместном финансировании переоборудования самолета-демонстратора для проведения на нем испытаний АЛ-31Ф сер. 30С. В сентябре 2003 г. макет такого двигателя был установлен на нелетающий уже к тому времени самолет МиГ-27М №01-01, а в марте 2004 г. «Салют» начал стендовые испытания первого, а затем и второго полноразмерного АЛ-31Ф сер. 30С. Недавно на предприятии был собран третий двигатель данного типа, предназначенный уже для летных испытаний. Ожидается, что модернизированный МиГ-27М, оснащенный этим двигателем, сможет подняться в воздух во втором квартале 2006 г.


Не АЛ-31Ф единым

Помимо выполнения крупных китайских контрактов по поставкам АЛ-31Ф, АЛ-31ФН и разработке их модернизированных вариантов ММПП «Салют» сегодня активно участвует в ряде других моторостроительных программ. Для ВВС России в кооперации с украинскими предприятиями он готовится к серийному производству новых двигателей АИ-222-25 для учебно-боевых самолетов Як-130. В той же кооперации еще с 1993 г. он участвует в изготовлении ТРДД семейства Д-436 для самолетов-амфибий Бе-200, пассажирских Ту-334 и новых региональных Ан-148. В случае победы в тендере на двигатель для перспективного ближне-среднемагистрального самолета МС-21 «Салют» будет выпускать еще один российско-украинский ТРДД – АИ-436Т12. В 2003 г. планировалось также освоить выпуск ряда агрегатов и узлов винтовентиляторного двигателя Д-27 для перспективного военно- транспортного Ан-70, однако ввиду позиции ВВС России по этому самолету, работы эти приостановлены.

Кроме того, «Салют» ведет ремонт ранее выпущенных им двигателей АЛ-21Ф-3А, применяемых на российских фронтовых бомбардировщиках Су-24 всех модификаций, и предлагает их модернизированный в ходе ремонта вариант АЛ-21Ф-3М с повышенной на 300 кгс тягой. Продолжается также ремонт двигателей Р15Б-300 для самолетов МиГ-25РБ. Собственной разработкой КБПР предприятия является новый турбовинтовой двигатель ТВ-500С мощностью 630 л.с. для самолета СМ-92Т, который планируется передать на стендовые испытания ближайшим летом. Нельзя не вспомнить также о том, что 20% доходов приносят «Салюту» работы по гражданской тематике – в первую очередь по индустриальным энергоустановкам, создаваемым на базе отслуживших авиадвигателей.

Однако, как бы ни был широк спектр деятельности ММПП «Салют», не вызывает сомнения, что основа его производственной программы – изготовление, ремонт и модернизация двигателей семейства АЛ-31Ф. И кажется незаслуженным, если весь опыт предприятия в этой области окажется востребованным только за рубежом. Двигателями «Салюта» традиционно оснащались самые совершенные самолеты отечественных ВВС, так может не стоит игнорировать его предложения по дальнейшему повышению их боеспособности?