Публичное представление. Публичное представление материал на тему

Одной из самых распространённых форм организации воспитательных мероприятий является публичное представление, которое нередко называется английским словом «шоу» (англ . «Show» – показ, демонстрация, зрелище, витрина, внешний вид, пышность). Термин «шоу» широко используется в сфере современной медиа и зрелищной культуры и представляется как яркое сценическое действо с участием известных артистов эстрады, цирка, спорта, балета на льду и т.п. Нередко в данном формате (публичного представления – шоу программы) проводятся мероприятия общественной или культурной жизни, такие как вручение театральных, литературных премий, кинопремьеры, показы моды, конкурсы красоты и другие события. Публичное представление обладает характерными чертами, отличающими его от других форм организации досуга.

Во-первых, шоу отличает массовость (значительное число участников), ориентированность на охват большого круга воспитанников, их родителей, именно массовость обуславливает особую масштабность и пышность шоу, массовость способствует реализации в шоу механизмов эмоционального заражения участников, передачи эмоционального состояния от человека к человеку. При этом все присутствующие на представлении разделяются на выступающих («сцена»), которые показывают представление и зрителей («зал»), которые просматривают представление. Показ шоу предусматривает использование широкого круга средств (музыка, свет, цвет, символика). Зрители, просматривая, прослушивая, отражают информационный и эмоциональный посыл, а также обмениваются эмоциями друг с другом (соседями в зрительном зале). Массовость зрительного зала пропорционально увеличивает эффект эмоционального заражения.

Второй характеристикой публичного представления является его зрелищность, достигаемая сочетанием подготовленного и детально продуманного организаторами сценария и импровизации ведущих. Удачно выстроенный сценарий прогнозирует динамику эмоциональных состояний зрителей и ведет к яркой кульминации. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, вовлекает зрителя в действо как сопереживающего участника. Усиливает зрелищность публичного представления использование соревновательности, когда зритель – болельщик выбирает наиболее привлекательного для него конкурсанта, идентифицирует себя с ним, так обеспечивается сопереживание и соучастие со стороны зрителя. Применение организаторами различных вариантов включения зрителей в действо (голосование, конкурс для зрителей, игра с залом, подсказка зала) создает момент сотворчества участников на сцене и зрителей в зале.



При организации публичного представления организатору досуга важно учесть ряд условий :

1. Зрелищность и масштабность поддерживается использованием обширного помещения и сцены, звукоусиливающей аппаратуры и аккустики пространства, композицией светового, цветового и музыкального оформления, использованием принимаемых аудиторией символов и знаков, участием известных людей;

2. Яркость и целостность действа требует обеспечения максимального воздействия на все возможные каналы восприятия информации человеком (слух, зрение, ощущения, обоняние и т.д.).

3. Представление должно строится с ориентацией на соучастие зрителя. Зрелищность программы можно повысить за счет единой идеи, сквозного сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой. Важно при создании зрелища учитывать его композиционное построение. Создание нескольких центров событий (доминант восприятия) разрывает единую линию внимания.

Многообразие публичных представлений (шоу-программ) можно условно разделить на четыре группы, по доминирующим способам организации:

Выступление или комплекс выступлений (способы организации - показ, демонстрация; примеры - посещение детьми концерта, спектакля),

Торжественная церемония (способы организации - ритуал, просмотр; пример «Последний звонок»),

Ток-шоу (публичный диалог, показ; например «Вечер встречи выпускников»),

Публичное соревнование (конкурсная программа на сцене, спортивное соревнование на стадионе).

Выступление, совокупность выступлений (самодеятельный спектакль, концерт художественной самодеятельности, представление детской цирковой студии и т.п.) является, пожалуй, наиболее распространенной разновидностью представлений в практике организации детского досуга. Классическим примером выступления является спектакль, исполненный детским самодеятельным театральным коллективом. Совокупность выступлений представителей детской художественной самодеятельности может следовать одному жанру (концерт, цирковое представление), а может – быть синтетическим (смотр художественной самодеятельности, гала концерт и т.д.). Так же разнообразной может быть стиль шоу, возможен классический вариант представлений (концерт-дивертисмент, театрализованный концерт), либо более современные, предполагающие меньшую дистанцию между зрительным залом и выступающими (шоу в импровизированном клубе, кафе, кабаре, мюзик-холле). Самодеятельные выступления состоят из театральных, вокальных, танцевальных, инструментальных, спортивно-цирковых и других номеров. Понятие «номера» пришло из цирка, где номер – это отдельное, законченное выступление, исполняемое одним или несколькими артистами. В номере значение имеет, как выход исполнителя, его действия на сцене, так и уход артиста, музыкальное сопровождение и художественное оформление выступления. В результате зритель видит впечатляющий целостный художественный образ. Совокупность выступлений может иметь разное композиционное построение: в первом случае выбирается единая сюжетная линия для сценария, во втором случае создается дивертисмент номеров, которые связываются конферансом ведущего.

Третий вариант публичного представления в практике организации детского досуга это – конкурсные программы (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и т.д.). В их основе обычно лежит соревнование между участниками, которые публично демонстрируют свою эрудированность, изобретательность, особую подготовку в какой-либо сфере. Сюжет конкурсной шоу-программы определяет ее правила, композицию действующих лиц, варианты развития игровой ситуации, задачи ведущего. Для реализации целостного замысла конкурсной шоу-программы важно образное решение – декорации, световое и музыкальное оформление, выбор места проведения. Участником игры потенциально может быть любой ребенок, также публичное соревнование может предполагать и предварительный отбор игроков. Победителей такого шоу принято поощрять призами. Система судейства в конкурсной программе должна отвечать требованиям наглядности, объективности, простоты и гласности. В комиссию экспертов (жюри) желательно приглашать известных в данном сообществе людей – специалистов в сфере состязания участников. Ведущий конкурсной программы при необходимости координирует ход действия. В основном же он комментирует события с целью сделать их более острыми, захватывающими для зрителей.

Торжественная церемония

Торжественная церемония – представление, организуемое для чествования кого-либо или празднования какой-либо даты и предусматривающее исполнение традиционных действий, служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Фактически торжественная церемония служит для обеспечения ценностного единства большой группы людей, ощущения ими социокультурной общности, как правило, за счет: выделения отдельных лиц наиболее полно и точно выражающих ценности; приема в общность новых членов; фиксации нового этапа существования общности.

Обязательной составляющей торжественной церемонии, способствующей групповой идентификации личности и ценностно-ориентационному единству группы являются ритуалы (церемониалы). Так церемония открытия может включать в себя такие традиции как перерезание красной ленты, подъем флага, чествование почетных гостей, парад – представление участников, совместное исполнение гимна. Для церемонии посвящения характерно вовлечение участников в ритуальные действия (например, моряки при посвящении пьют соленую воду) торжественный вынос знамени (штандарта), произнесение клятвы, вручение знаков отличия, символов принадлежности к сообществу. Церемония празднования памятных дат может включать церемониалы на месте связанном с юбилейной датой. Например, День Памяти солдат, погибших за Родину, часто сопровождается торжественным возложением венков и цветов к Вечному огню. Церемония награждения может включать такие традиции как шествие по «красной дорожке», представление номинаций, номинантов и победителей премии (конкурса), предоставление права объявить победителя почетному гостю мероприятия, предоставление ответных слов победителям. Для церемонии закрытия часто используются символические ритуалы прощания: запуск в небо воздушных шаров, фонариков, праздничный салют.

Организация торжественной церемонии осуществляется для следующих поводов (случаев):

Старт какого-либо проекта или процесса (торжественная церемония открытия), например, торжественная линейка, посвященная началу учебного года, церемония открытия Недели науки, церемония открытия школьной Олимпиады, церемония начала работы попечительского совета и т.п.;

Введение новых участников в сообщество (торжественная церемония посвящения), например, церемония посвящения в кадеты, церемония посвящения в гимназисты, посвящение в студенты и так далее;

Совместное празднование знаменательного события, например торжественная церемония, посвященная празднованию юбилейной исторической даты, торжество в честь Дня Учителя, Церемония памяти российских воинов и тому подобное;

Награждение, чествование победителей (торжественная церемония награждения, церемония вручения премии), например, торжественная церемония награждения победителей конкурса «Ученик года», торжественная церемония вручения дипломов о присуждении премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

Завершение какого-либо масштабного процесса, цикла мероприятий (торжественная церемония закрытия), например, церемония вручения аттестатов об окончании полного среднего образования, церемония закрытий Олимпийских игр и т.д.

Конструирование торжественной церемониипредполагает осознание повода для торжества, определение наиболее адекватных ритуалов (традиционных или новых, вводимых на данной церемонии), выделение его главных героев, дополнение списка ключевых действующих лиц будущего действа за счет почетных гостей. Определение времени проведения церемонии (утреннее, дневное или вечернее, в учебный (рабочий) или выходной день) задает стилистику мероприятия, наиболее торжественными принято считать вечерние церемонии.

Проводить любую торжественную церемонию принято при большом числе приглашенных, к участию в таких мероприятиях обычно приглашают авторитетных лиц - известных политиков, ученых, артистов, писателей, спортсменов. Следует подготовить и направить официальные приглашения в адрес каждой персоны, включенной в список гостей церемонии. В приглашении указывают название и организаторов торжественной церемонии, сообщают о событии, в честь которого проводится мероприятие, обозначают место и время проведения, желательный дресс-код участников. Присутствие большого числа гостей позволяет придать значимость организуемому событию. Для информирования широкой аудитории следует подготовить афиши (плакаты), возможно разместить сообщения в средствах массовой информации, провести акции для формирования общественного интереса к предстоящему событию. На значимость мероприятия оказывает влияние и его освещения в СМИ, следовательно, необходимо подготовить и направить извещения-приглашения для журналистов и фотокорреспондентов, пресс-релизы для информационных служб.

Отдельного внимания заслуживают церемонии вручения наград и премий. Подготовка к церемонии вручения премии включает достаточно большой перечень дел: учреждение номинаций, выдвижение претендентов на награждение, сбор информации о претендентах, организация презентации номинантов, выявление победителей, подготовка дипломов и наград, приглашение почетных гостей, которые будут представлять каждую номинацию. Учреждение номинаций основано на понимании значимых достижений, которые следует отметить. Выявление победителей в каждой номинации может происходить по разным схемам, окончательное решение могут принять эксперты, организаторы конкурса, все желающие принять участие в открытом голосовании. Подготовьте и самих номинантов к предстоящему событию: поздравьте с выдвижением на номинацию, напомните о дресс-коде, проинформируйте о ходе церемонии и правилах поведения на ней, предложите заранее подготовить короткий спич, произносимый в случае победы.

Для подготовки торжественной церемонии необходимо проявить педантичность в подборе необходимого реквизита, поскольку строгая регламентированность мероприятия не допускает никаких остановок. Любая пауза в церемониале ослабляет внимание участников и разрушает атмосферу торжества.

Выбор места проведения является одной из важнейших задач в организации любого празднества. Площадка предопределяет ход развития сценария мероприятия и задает особую атмосферу торжественности. Если для проведения церемонии предполагается зал - важно, чтобы он был комфортным и мог вместить всех участников мероприятия. Можно организовать торжественную церемонию на открытом воздухе, но в этом случае важно предусмотреть дополнительную площадку на случай непогоды.

При придумывании мероприятия полезной является разработка единого стиля церемонии. Выбор актуального и модного стиля позволяет создать целостное мероприятие, сложить воедино все его компоненты от костюмов до декораций и музыкального оформления, вызвать интерес у участников и затем создать яркое целостное впечатление о церемонии.

Особое внимание следует уделить подбору музыкального сопровождения церемонии, декораторскому оформлению, приобретению необходимых для мероприятия материалов и реквизита. Музыкальное оформление торжественной церемонии насыщается патетическими композициями, фанфарами, классическими произведениями, создающими ощущение «светскости» и «знаковости» происходящего дела. Декораторское оформление желательно использовать не только на главной площадке мероприятия. Если проведение церемонии предполагается в зале – следует оформиьть и сцену и холл. Если торжество будет проходить на открытом воздухе – желательно оформить 2-3 площадки: для встречи гостей, для проведения основной части, для свободного диалога участников по завершению церемонии.

Для того, чтобы провести торжественную церемонию необходима предварительная работа по подготовке организационно-технической команды: дизайнер, художник, костюмер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий. Важно грамотно распределить роли помощников во время церемонии: встреча и регистрация и размещение гостей, сопровождение выступления творческих коллективов, кто обеспечивает выступающих реквизитом, кто суфлирует ведущим и так далее. На этапе подготовки требуется осуществить подбор номеров согласно сценарию.

Проведение торжественной церемонии. Этот этап начинается с контроля готовности площадки для церемонии, её технического обеспечения, монтажа декораций и оборудования. Фактическое начало мероприятия как коллективного действия происходит раньше заявленного времени торжественной церемонии, с момента прибытия гостей.

Прибытие на мероприятие основных участников церемонии принято территориально отделять от непосредственного места празднования(даже если они только что находились вместе со всеми). В церемонии награждения, чествования успешно реализуется аналог популярных театральных и музыкальных премий, когда номинанты проходят в церемониальный зал сквозь «живой коридор» участников события. Основные участники церемонии получают поздравления, слышат аплодисменты в свой адрес, ловят восхищённые взгляды, оставляют письменные пожелания, первыми проходят в зал и садятся на специально отведённые для них места. Важно так же определить специальное место для журналистов и создать им условия для работы. В ходе встречи гостей церемонии может быть проведена выставка достижений и презентация героев церемонии. прошедших событий. Предварительное вовлечение участников позволяет познакомить их с содержанием сопутствующих церемонии мер, создать атмосферу общего празднества. Алгоритм проведения церемонии представляет последовательность шагов:

1) открытие церемонии,

2) патетическая часть

3) лирическая часть,

4) финал церемонии.

В ходе любой церемонии возможны два эмоциональных пика, в этот момент все зрители буду переживать наиболее сильные эмоции. Эмоциональные пики («начальный» и предфинальный) делят все действие на три части («первое восхождение» - от начала до первого эмоционального пика, «второе восхождение» - между двумя эмоциональными точками, «нисхождение»), причем вторая предфинальная точка по силе должна превосходить первую. Первый эмоциональная точка должна произойти примерно на четвертом шаге алгоритма проведения церемонии – блоке художественных номеров, здесь следует поставить наиболее удачные номера, так называемые хиты.

Итак, получается четыре блока, в каждый из которых сочетаются номера, ритуалы и спичи, такая схема обеспечивает разнообразие, зритель не ощущает однотонности. Художественные номера (номера художественной самодеятельности) составляют наряду с ритуальными моментами особую линию мероприятия. В ходе церемонии обычно предполагается 6-8 номеров: между ритуальными моментами, а так же в начале и в завершении самой церемонии. Целесообразно, чтобы номера были разнообразны по жанру: песня, танец, декламация, театральная миниатюра, важно качество представляемых номеров, высокий уровень исполнения.

При открытии церемонии ведущие произносят вступительные речи, объясняют зрителям, что будет происходить, производят эмоциональное и содержательное анонсирование коллективного действа. Подобные функции реализуют далее следующие за речами ведущих художественные номера (один-два номера). Вторая (патетическая) часть должна стать в церемонии первым эмоциональным пиком, здесь предусматриваются приветственные слова авторитетных гостей, ритуальные моменты церемонии и блок художественных номеров (два-три номера), которые не должны оставить равнодушными никого в зрительном зале. Третья часть по переживаемым эмоциям может быть менее бурным, однако не стоит снижать планку в глубине переживаний, вполне возможно тонировать лирическим в этой части церемонии предусматривается очередной ритуальный блок и два-три художественных номера. Заключительная часть предполагает ритуал - вручение основной награды (главное событие церемонии), финал церемонии с выходом главных её участников.

Финал церемонии не означает её завершение мероприятия, важно организовать общение героев и активных участников, предоставить возможность обмена впечатлениями и мнениями, поздравления друг друга с этим знаменательным событием. Для этого следует подготовить отдельную площадку (например, холл зала торжеств). В ходе такого общения снимается напряжение, возникшее в ходе церемонии и связанное с возможными неоправдавшимися ожиданиями. Обмен впечатлениями позволяет закрепить транслируемые на мероприятии нормы и ценности сообщества.


Речь идет о следующих аспектах:
сценическое исполнение театральных, театрально-музыкальных и
хореографических произведений, пантомим и любых произведений,
предназначенных для представления, а также театральных перело
жений произведений любого характера (романов, повестей и т. п.);
декламация или чтение литературных произведений;
речи, доклады, выступления, проповеди, лекции, отчеты и т. п.;
исполнение музыкальных недраматических произведений, с тек
стом или без текста.
В рамках таких форм публичного представления или исполнения в собственном смысле слова сообщение произведения для всеобщего сведения осуществляется непосредственно артистами-исполнителями или участниками представления. Двумя отличительными признаками таких представлений являются присутствие артистов перед публикой и единичность сообщения.
Непосредственное сообщение в таких случаях всегда происходит «перед публикой», так как для него требуется присутствие исполнителей или участников представления лицом к лицу с публикой.
ОПОСРЕДОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
К опосредованному публичному представлению или исполнению относится следующее:
публичное исполнение музыкальных недраматических произведе
ний с помощью механических средств;
передача или трансляция в открытом для публики месте (бар, ка
фетерий и т. п.) произведений, распространяемых с помощью ра
дио- и телевещания или по кабельной сети;
сообщение в открытом для публики месте записей произведений,
распространяемых с помощью радио- и телевещания или по кабель
ной сети.
43 См. статью 1.IX в: Projet 1989: 3.

Содержание авторского права_________________163
Сообщение для публики является опосредованным в том случае, если оно осуществляется посредством записи на материальном носителе или с помощью посредника в распространении (организации радио- и телевещания или оператора кабельной сети). Для него характерно наличие вышеназванных элементов (материального носителя или посредника в распространении} и одновременности, которая свойственна сообщениям для всеобщего сведения.
4.3.2.3.Публичный показ или демонстрация кинематографических,
а также аудиовизуальных произведений
Определение «публичный показ или демонстрация» охватывает как изначальные и традиционные формы сообщения кинематографических произведений для всеобщего сведения посредством проецирования на экран в кинозале или в любом ином месте, так и демонстрацию этих произведений иным образом, например в видеобаре. Кроме того, оно охватывает передачу или трансляцию в открытом для публики месте (бар, кафетерий, ресторан и т. п.) произведений, распространяемых с помощью теле- и радиовещания или по кабелю, а также сообщение в открытом для публики месте зафиксированной записи этих произведений, распространяемых с помощью теле- и радиовещания или по кабельной сети.
Сообщение является опосредованным тогда, когда оно осуществляется с использованием копии произведения или с помощью посредника в распространении (организации радио- и телевещания или оператора кабельной сети распространения) и при физическом присутствии аудитории.

Еще по теме 4.3.2.2. Публичное представление или исполнение НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  1. Доведение результата интеллектуальной деятельности до потребителя
  2. § 2. Правомочие обладателя исключительного права на совершениедействий с объектом права
  3. § 3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
  4. § 1. Общая характеристика производства по делам об оспаривании и об исполнении решений третейских судов 1. Решение третейского суда как предмет производства об оспаривании или исполнении

Опыт работы учителя музыки. Тема: «Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса, как части всей их духовной культуры.»

Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.
Аристотель

1.Актуальность и перспективность опыта.
Процесс образования в школе направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе. Важно, чтобы выпускники школы вышли в большую жизнь самостоятельными, социально адаптированными, успешными, разносторонне развитыми гражданами с активной жизненной позицией, способными сделать ответственный выбор в своей жизни. В течение нескольких лет я работаю по проблеме Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса, как части всей их духовной культуры.
Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.
Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса, как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и формирует личность ребенка всю жизнь.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:
- формируется эмоциональная сфера;
- совершенствуется образное мышление;
- ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и в жизни.
Задачи, которые стоят перед каждым учителем музыки - введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и, в связи с этим, расширение их духовной сферы, воспитание чувств. Занятия музыкой формируют духовность личности, её нравственный стержень, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека. Богатство эмоциональной жизни – условие нравственного роста.
2. Формирование ведущей идеи опыта.
Я уверенна, что, развивая творческие способности учащихся, мы сможем добиться таких результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Поэтому для себя я так определила цель и задачи своей педагогической деятельности:
- способствовать формированию творческой личности, готовой саморазвиваться, приумножать общественную культуру, делать вклад в построение нового общества.
- выявлять, учитывать и развивать творческие способности учащихся;
- создать творческую, художественно-образовательную среду с включением в её содержание различных видов музыкальной деятельности для развития творческих способностей в сочетании с различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.) на основе использования активных форм, методов, технологий обучения и воспитания.
- приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Тенденция в современной педагогике – активизировать процессы обучения и воспитания через творчество школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.
Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. С одной стороны, урок - основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой.
С другой стороны внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.
Внеклассная работа открывает перед школьником возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт. Учитель же имеет возможность больше приобщить их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.
Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуации успеха. Это особенно необходимо, когда ребёнок проявляет старание, но испытывает затруднения. Поощряя детей, учитель создаёт ситуацию успеха, а переживание радости придаёт им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Успех, радость достижения цели многим учащимся помогает поверить в свои силы, утвердится в собственных глазах и мнении товарищей.
Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувства мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка.
3.Теоретическая база опыта.
Каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности.
К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами музыки формировать культурного человека.
Для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на уроках музыки преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать урок музыки уроком искусства, где не будет места обыденности и схематизму?
И мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в моих руках с 1 по 7 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.
Над проблемой «Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса, как части всей их духовной культуры» я работаю с 2014 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к урокам и внеурочной деятельности.
Но из всего многообразия, на мой взгляд, наиболее эффективной формой работы по развитию творческих способностей учащихся, является использование следующих видов музыкально-практической деятельности школьников:
- слушание музыки и размышления о ней (устные и письменные);
- вокальная исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое, сольное пение);
- игра на музыкальных инструментах (музицирование) – самый любимый вид деятельности;
- пластическое интонирование;
- импровизация (речевые, звуковые, певческие, двигательные);
- музыкально-ритмические движения;
- моделирование художественно-творческого процесса (инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств).
Большое внимание также уделяю репертуару, которое несёт высокий духовно-нравственный потенциал. Приобщение детей к разнообразию классической, духовной, народной и современной музыки, а также знакомство их с красотой этих произведений, считаю одной из самых важных задач уроков музыки.
Уроки музыки и внеурочную деятельность стараюсь строить на художественно-дидактических подходах, т.к. подход – это и есть технология реализации принципов музыкального образования в учебном процессе. Но в своей практике, я прежде всего, опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Потому что живое взаимодействие в процессе специально организованной собственной творческой деятельности, это и есть основа формирования творческой личности, способной реализоваться в социуме.
Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка.
И для себя я выделила те методы, которые сегодня являются наиболее актуальными. Ведущее место в работе занимают:
-Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, которая является базовой основой программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.
-Психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной
деятельности ребенка;
-Психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.
Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.).

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках и во внеурочной деятельности, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.
Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать все современные технологии, которые нам предлагает наше общество: это применение на уроках персонального компьютера, мультимедийного проектора, музыкально-акустической системы и др.
Внедрение ИКТ на уроках музыки помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть музыкальные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы.
Для меня компьютер на уроке это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогического общения в интерактивном режиме.
На своих уроках музыки, а также внеклассных мероприятиях я применяю разнообразные технологии и музыкальные программы. Так, например, использование компьютерных презентаций позволяют экономить время на объяснение нового материала, на закрепление изученного, повышают эффективность воздействия учебного материала на обучающих. Способствуют повышению интереса к изучаемому предмету.
Для пения различных песен или сочинения я использую такие программы как VocalJam или KarMaker. Эти программы построены по одному принципу - проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни, всё это способствует огромному интересу у учащихся.
Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Меффодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Детям интересно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний я использую раздел Викторина, где можно проверить знания по различным музыкальным темам.
Для изучения композиторов-классиков я использую в своей работе программу «Энциклопедия классической музыки». В ней представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.
Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении.
Для младших школьников я использую программу «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься музыкой. Учащиеся могут самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки, играть в различные музыкальные игры.
Для того чтобы дети легче справлялись с поставленными творческими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы обучения: например,
- Формирование музыкальных знаний, умений и навыков проходит с помощью метода сравнительного анализа: сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;
- Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;
- Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;
- Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;
- Для воспитания нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развития фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром использую метод эмоциональной драматургии;
- Художественно-творческие устремления учащихся выявляю на основе проблемно-поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, анализа жизненных ситуаций, а также знаний соответствующего типа;
- Для создания учащимися новых образовательных результатов (идей, произведений, сочинений, исследований, определений) применяю методы и приемы эвристического обучения: «вживания в образ», образного видения, придумывания, эвристических вопросов (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?);
- Для мотивации учебной деятельности, для коррекции знаний и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач на уроке для обобщения имеющихся знаний использую приём актуализации знаний и умений.
- Для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях использую прием работы в малых группах, когда учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.
- Для преодоления трудностей на уроке, для мотивации уверенности использую приемы ситуации новизны, неожиданности и успеха.
- Для младших школьников часто использую игровые методы (театрализация и др.).

5. Анализ результативности
В результате использования вышеописанных подходов в изучении музыки мне удалось:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- привлечь детей к внеурочной деятельности;
- научить учащихся быть смелыми, артистичными, уверенными в себе;
- научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся;
- использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности, в практической жизнедеятельности;
- учащиеся стали занимать призовые места;
Место Этап Год ФИО участника Название конкурса
II Муниципальный 2015 Ананьева Валентина Конкурс эстрадой песни «Серебряная музыка»
I Муниципальный 2015 Ананьева Валерия Конкурс народной песни «Живи, народная душа!»
II Муниципальный 2015 Ананьева Валентина Конкурс народной песни «Живи, народная душа!»
II Муниципальный 2015 Ошкина Анастасия Конкурс народной песни «Живи, народная душа!»
III Муниципальный 2015 Нестерова Олеся Конкурс народной песни «Живи, народная душа!»
III Муниципальный 2015 Пичугина Анастасия Конкурс народной песни «Живи, народная душа!»
III Муниципальный 2017 Ананьева Валерия Конкурс народной песни «Живи, народная душа!»
Кроме того учащиеся школы получили грамоты за активное участие и в других конкурсах: конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», а в епиархальном фестивале детского творчества «Пасхальный благовест» стали лауреатами ученицы 11 класса Ананьева Валентина, Ошкина Анастасия, Пичугина Анастасия.
Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности обучающихся. Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни.
Передо мной, как учителем, никогда не стояла задача - сделать из своих воспитанников профессиональных музыкантов. Для меня главное оказать благоприятное влияние как на развитие личности ребенка, так и на повышение его самооценки. Воспитать личность активную, интересную, небезразличную и целеустремленную.
Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе является весьма актуальными.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В настоящий момент в российском обществе актуализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.
Кроме того, современное многообразие музыкальных стилей предопределяет широчайшие возможности в выборе личностью индивидуальных путей для самоактуализации и самоутверждения. В связи с этим необходимо изменение как целей, задач, содержания музыкального образования, так и методов формирования музыкальной культуры современной личности, которые закладываются в детском возрасте.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “РЭП”, “диско” и другие, сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников.
Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности - музыкальные вкусы и пристрастия.
Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.
Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного школьника (человека). Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.
Сейчас, когда для улучшения проблемы эстетического воспитания ребенка создана реальная почва, особенно важно хорошо понимать, как, когда и чем «засевать» эту почву. Число «сеятелей» музыкальной культуры в школах сейчас не ограничивается учителями музыки, ими являются и классные руководители, и организаторы внеклассных мероприятий, и различные культурно-воспитательные учреждения.
Вопросами музыкально-эстетического воспитания занимаются многие учреждения, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.
Для верного построения системы музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узкотехническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке.
Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью формирования музыкальной культуры школьников и, недостаточной разработанностью практики музыкально-просветительской деятельности (по данному направлению).
Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют различные музыкальные учреждения культуры.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Обобщение собственного педагогического опыта. Чего же я, как педагог, достигла в своей работе?
- устойчивый интерес к предмету;
- работа без неуспевающих;
- призовые места на конкурсах;
- авторитет среди учеников, их родителей, коллег по работе.
И пусть мои ученики будут лучше меня!
Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на сайте школы.

Введение

Чтобы завершить исследование популярных управленческих идей от «обыкновенных», в дополнение к рассмотрению их содержания, соответствия потребностям менеджеров, времени их «выхода в свет» и их продвижения на рынке, нам необходимо проанализировать процесс их публичной презентации автором или ответственными за продвижение лицами.

Исторически роль представляющего идею индивида была весьма важной. На публичной презентации Фредериком Тейлором идей научного менеджмента в нью-йоркском Гранд Паласе в 1914 г. собрались 69 000 человек (Reich, 1984). Однако наиболее полное документальное отражение нашла его публичная презентация, состоявшая на слушаниях Конгресса, посвященных результатам внедрения научного менеджмента в Уотертаунском арсенале (Массачусетс) в 1911 г. Пропагандировавший идеи теории человеческих отношений Элтон Мэйо был завсегдатаем конференций представителей бизнеса (причем наравне с рассуждениями об управленческих идеях оратор непременно уделял внимание отстаиванию тезиса о необходимости отказа государства от вмешательства в экономику).

Следует отметить, что традиционная форма публичной лекции как средства массовой коммуникации и воздействия в значительно мере сдала свои позиции (если не полностью исчезла). Иисус Христос проповедовал перед толпами, Джон Уэсли - на склоне холма, Адольф Гитлер - на Нюрнбергских сборищах. Изнуряющие турне британских политиков и их речи в церковных залах в период предвыборных кампаний скорее являются пережитком прошлого. В самом деле, традиционная массовая лекция (такая, как евангелистская проповедь Билли Грэхема на стадионе Уэмбли перед многотысячной аудиторией слушателей) воспринимается сегодня как уникальное явление, заслуживающее обязательного освещения в прессе.

Тем не менее, несмотря на широкое наступление электронных медиа, публичная речь все еще востребована. Премьер-министры Великобритании все еще выступают с трибуны перед многомиллионной аудиторией во время ежегодных партийных конференций (с помощью телевидения, естественно). Если слушатели не желают прийти к ораторам, ораторы идут к аудитории (телевидение, видео- или аудиокассеты). Большинство современных гуру широко используют аудиовизуальные учебные материалы. А некоторые из них выпускают телевизионные сериалы. Интересно, что наша оценка достоверности идей, убеждений и заявлений ораторов, видимо, во многом зависит от того, как он или она пришли к своим выводам, даже если логические взаимосвязи между тем, что они говорят, и тем, как они говорят отсутствуют.

Анализ результатов одного из коммуникативных исследований позволил А. Мехрабиану сделать вывод о том, что 50% внимания аудитория уделяет тому, как говорят выступающие, 42% - тому, как они выглядят, и только 8% - тому, что они сказали (Mehrabian, 1968). Данные результаты можно частично отнести и к миру менеджмента. Д. Гоулер и К. Легг отмечали, что менеджмент всегда славился традицией устных выступлений (Gowler and Legge, 1983), важность которых подчеркивалась и Г. Минцбергом (Minzberg, 1973), Р. Стюартом (Stewart, 1976) и Т. Дэвисом и Ф. Лютенсом (Davis and Luthans, 1980). Данные исследований показывают, что от половины до трех четвертей времени менеджера посвящается передаче и получению информации неписьменным способом. Р. Стюарт, например, сообщал, что «менеджмент является вербальным миром, обитатели которого инструктируются, получают помощь и убеждаются посредством скорее личных контактов, чем написанных на бумаге слов» (Stewart, 1976: 92). Считается, что идеи некоторых специалистов в области менеджмента, и в частности Розабет Мосс Кантер, более доступны при прослушивании ее «в живую», чем при чтении ее книг (Personnel Management 1986: 19).

Дело не только в том, что менеджеры, видимо, предпочитают, устные рассказы чтению книг. Они, по-видимому, возлагают на оратора функцию развлечения аудитории в момент передачи информации. Анализируя традиционные допущения преподавателей и инструкторов в отношении условий обучения менеджеров, Дж. Саламан и Дж. Батлер указывали, что аудитория предпочитала обучение на практических примерах и ценном управленческом опыте - слушатели ожидали, что рассматриваемая теория найдет очевидное, оперативное практическое применение (Salaman and Butler, 1990). Парадоксально, но авторы утверждали, что, с одной стороны, данный подход может рассматриваться как активный (делать дело), но с другой - он носил пассивный характер. В качестве учеников менеджеры прилагали недостаточные усилия для раскрытия уместности, применимости или практичности общих допущений, предложенных для решения их личной ситуации или проблемы. Предлагался некий подход к обучению в духе «ресторанов быстрого обслуживания», когда устраняется масса скучных, казалось бы, операций, вместе с которыми куда-то исчезают и кулинарные изыски.

Более существенно, отмечали Дж. Саламан и Дж. Батлер, что при таком подходе ответственность за успех любого учебного мероприятия возлагается как на инструкторов, так и на учебный материал:

Инструкторы рассматривались как абсолютно неотъемлемые с точки зрения подачи и успеха материала исполнители (соответственно и вознаграждавшие). В среде, в которой успех (понимаемый как получение новой должности) зависит от одобрения аудитории и сильной потребности в определенности и методике, форма имеет не меньшее значение, чем содержание (Salaman and Butler, 1990: 185).

Известный проповедник-методист XIX в. Джон Уэсли - прекрасный пример мастерского использования навыков эффективных устных выступлений (в религиозных рамках). Ему удалось обратить в свою веру тысячи слушателей и построить эффективную структуру, которая увековечила его учение. Сама идея о существовании некоей связи между выступавшим на холодном и продуваемом ветрами склоне холма около двух сотен лет назад Уэсли и стоящим на трибуне роскошного зала с центральным отоплением управленческим гуру может показаться абсурдной. Как еще более причудливое могло бы быть воспринято заявление о наличии связи между проводимой гуру презентацией и используемыми в разных частях света во времена Холодной войны методами «промывания мозгов». В этой главе мы постараемся не только показать сходство между, казалось бы, принципиально различными методами, но и доказать, что, принимая во внимание их эффективность, данные методы используются в модифицированной форме многими из тех, кто представляет публике различные управленческие идеи.

Менеджеры могли быть привлечены на семинар репутацией отдельного гуру, но вопрос о том, сможет ли оратор убелить аудиторию в необходимости внедрения своих рекомендаций, остается открытым. Гуру, со своей стороны, заинтересован в том, чтобы осуществить процесс обращения в свою веру, поскольку следствием этого могут быть дополнительные приглашения на выступления в компаниях или новые возможности для предоставления консультационных услуг. Способен ли Известный проповедник-методист XIX в. Джон Уэсли - прекрасный пример мастерского использования навыков эффективных устных выступлений (в религиозных рамках). Ему удалось обратить в свою веру тысячи слушателей и построить эффективную структуру, которая увековечила его учение. Сама идея о существовании некоей связи между выступавшим на холодном и продуваемом ветрами склоне холма около двух сотен лет назад Уэсли и стоящим на трибуне роскошного зала с центральным отоплением управленческим гуру может показаться абсурдной. Как еще более причудливое могло бы быть воспринято заявление о наличии связи между проводимой гуру презентацией и используемыми в разных частях света во времена Холодной войны методами «промывания мозгов». В этой главе мы постараемся не только показать сходство между, казалось бы, принципиально различными методами, но и доказать, что, принимая во внимание их эффективность, данные методы используются в модифицированной форме многими из тех, кто представляет публике различные управленческие идеи.

После Второй мировой войны публичная известность представителей разных управленческих идей неуклонно возрастала. Сторонники теории новых человеческих отношений (доминировавшей в сфере менеджмента в 1960–1970-х гг.) были преподавателями школ бизнеса и консультантами. В 1980 гг. к ним присоединились герои-менеджеры и обе эти группы достигли (возможно, временно) рейтингов поп-звезд. Некоторых из представителей аудитории привлекала исключительно репутация оратора, и решение о необходимости прочитать его книгу принималось на основе впечатления от публичной презентации.

Менеджеры могли быть привлечены на семинар репутацией отдельного гуру, но вопрос о том, сможет ли оратор убелить аудиторию в необходимости внедрения своих рекомендаций, остается открытым. Гуру, со своей стороны, заинтересован в том, чтобы осуществить процесс обращения в свою веру, поскольку следствием этого могут быть дополнительные приглашения на выступления в компаниях или новые возможности для предоставления консультационных услуг. Способен ли оратор убедить аудиторию в своем способе мышления как наилучшем, если слушатели не были предрасположены к нему?

Действительная цель убедительных коммуникаций со стороны гуру состоит не в том, чтобы его идеи обязательно и незамедлительно превращались в действия со стороны аудитории, но в изменении ее убеждений, установок и чувств в отношении предложений оратора. Психологи подтверждают, что в процессе убедительного выступления оратора данные аспекты личности слушателя могут быть изменены. Такого рода перемены, в свою очередь, могут в конечном счете привести к трансформации поведения слушателя. Психологическая литература предлагает обширные указания на тему того, как изменить личностные установки по отношению к предмету, в то время как философские работы предлагают нам заглянуть внутрь риторики как искусства эффективного выступления. Анализ положений психологии и риторики позволяет нам высказать предположения относительно эффективного влияния на состоящую из менеджеров аудитории в процессе устного выступления. Одним из первым, кто знал о том, как сказать нечто, чтобы воздействовать на одобрение идеи слушателями, был греческий философ Аристотель. Действительно, он проводил различие между тремя способами убедительного призыва, основывавшегося на духе или характере (ethos, достоверности источника), эмоциональной привлекательности и логических аргументах. Аристотель писал:

Мы выделяем три вида предоставляемых произнесенным словом способов убеждения. Первый зависит от духа оратора; второй - от его умения установить определенные рамки мышления для аудитории; а третий зависит от его аргументов или видимого доказательства, предоставленного словами выступления самого по себе. Убеждение достигается личным характером выступающего, когда речь произносится так, чтобы заставить нас думать о нем как о заслуживающем доверия… Данный вид убеждения, подобно другим, должен достигаться за счет того, что говорит оратор, но не за счет того, что люди думают о его личности до того, как он начинает говорить. Во-вторых, убеждение может исходить от самих слушателей, когда речь вызывает у них определенные эмоции... В-третьих, убеждение обеспечивается посредством речи самой по себе, когда мы доказываем истину или мнимую истину с помощью адекватных рассматриваемому вопросу убедительных аргументов (Aristotle, Rethorica, из McKeon, 1941).

Способ (mode) убеждения по Аристотелю мы обсуждали в гл. 2 (исследование содержания управленческих идей). Здесь же мы рассматривает содержание идей и формы их представления, наилучшим образом «убеждающие» состоящую из менеджеров аудиторию, а именно: личность оратора и эмоциональный отклик слушателей.

Личность оратора

Аристотель ссылался на «дух» или воспринимаемую личность оратора. Он знал, что поведение, которое представляет оратора его аудитории как индивида с сильным характером, умного и добродетельного, способствовало усилению воздействия речи. Принято выделять такие его факторы, как опытность, доверие и личный динамизм. Давайте рассмотрим каждый из них.

Опытность
Что мы знаем об ощущаемой опытности? В одной из своих работ Т. Кун приводил пример исследовательской статьи, написанной весьма респектабельным специалистом по электродинамике, чье имя, на журнальных страницах было случайно пропущено (Kuhn, 1970). До тех пор, пока авторство не было раскрыто, коллеги-ученые рассматривали ее как явно ошибочную. А затем они быстро изменили свое отношение, и изложенные в статье положения оценивались как общепризнанные. Репутация оратора оказывает огромное воздействие на восприятие аудиторией истинности и ценности содержания высказываемых ими идей.

Более контролируемый и более известный эксперимент, известный как «Лекция доктора Фокса», был проведен в Медицинской школе Университета Южной Калифорнии (Naftulin et al., 1973). Речь идет от лекции, прочитанной доктором Майроном Фоксом для группы психологов, психиатров, администраторов и педагогов. Отзывы аудитории на его выступление оказались исключительно благоприятными. Слушатели описывали оратора как «весьма компетентного специалиста», а саму презентацию как «превосходную». В действительности, роль «доктора Фокса» была исполнена специально подготовленным к прочтению лекции на заданную тему и «обеспеченным» вызывающими уважение послужным списком и биографией актером. Основанная на реальной научной статье, сама по себе лекция была полна противоречивых утверждений, возможностей для двойственного истолкования и non sequiturs. Проводившие эксперимент исследователи были заинтересованы в изучении воздействия личности на рейтинги лекций. Они пришли к выводу, что характер представления превалирует над содержанием выступления; кроме того, во многих случаях внимание аудитории к произносимым словам было не более чем иллюзией. Результаты многих специальных исследований подтверждают изречение о том, что человек скорее «видит то, что знает», чем «знает то, что видит».

Доверие
Что касается доверия, то замечание Аристотеля действительно обладает интуитивной привлекательностью. Обсуждая характер экс-президента США Рональда Рейгана, Л. Морроу писал:

Он продемонстрировал нам, что означает быть «вместе» с аудиторией, стоять на сцене и увлекать людей. Игра на сцене, когда достигается истинная гармония между выступающим и аудиторией почти равна квалифицированному руководству. Актер входит в сознание других людей и заставляет их смеяться или плакать, чувствовать именно то, что он хочет, чтобы они ощутили. Имеет место мощное и примитивное действо, манипуляция, но на своем самом глубоком уровне это есть форма первобытно-родового общения. «Великий коммуникатор» разговаривал с американским народом на родовом уровне (Morrow 1986: 8).

То, что описывает Л. Морроу известно в психоаналитической теории как понятие идентификации (отождествления). Вот как объясняет его К. Бурк:

А не является тождественным со своим коллегой Б. Но постольку, поскольку их интересы являются общими, А является тождественным Б… В то же самое время он сохраняет уникальность, этакое индивидуальное сосредоточие мотивов. Таким образом, он одновременно и объединенный, и отдельный, в одно и то же время особое существо и единосущное с другим (Burke 1962: 544–545).

Используем аналогию из физического мира, когда два камертона одинаковой частоты размещаются друг около друга, один из которых, звучащий, помещается рядом с другим и затем после некоторого промежутка времени останавливается. Несмотря на это мы слышим звук, который издает нетронутый камертон. Данный феномен получил называние «ответной вибрации» и для его возникновения требуется, чтобы два независимых тела имели идентичные резонансные частоты. Данное требование распространяется и на людей, которые также могут иметь схожие психологические резонансные частоты. Исследования проблем личности показывает, что более всего мы подвержены воздействию со стороны наших самых близких друзей и родственников. На семинарах по менеджменту ответная вибрация может возникать и в аудитории, поскольку и слушатели, и лектор размышляют о мире труда в одних и тех же терминах. А эффективные ораторы умеют адаптироваться и разговаривать на языке своих слушателей.

Одна из основных целей публичных политиков - убеждение аудитории в том, что они заслуживают доверия, обладают профессионализмом и динамизмом. По крайней мере, часть такого восприятия создается их физической привлекательностью, то есть тем, как они выглядят и как они говорят. С точки зрения Л. Морроу, способность Рональда Рейгана выглядеть искренним, аутентичным в глазах своей аудитории была одной из его самых сильных сторон. Вот почему ему доверяли даже те граждане США, которые не разделяли проповедуемые президентом принципы.

Общим же для успешных политических деятелей и гуру от неджмента является набор строго исповедуемых убеждений. Чтобы убедить других, эффективный оратор должен сначала сам поверить в то, что он собирается говорить. Л. Морроу отмечал: «В Голливуде существует старое правило. Если на экране крупным планом появляется лицо актера, который не верит в произносимые в этот момент слова, ему никогда не удастся убедить в их искренности и аудиторию». О Томе Питерсе, наиболее успешном и одном из наиболее высокооплачиваемых ораторов по вопросам бизнеса, обычно говорят как о евангелисте, миссионере или революционере.

Обладание или отсутствие безусловной веры или миссии определяет как язык, так и используемый оратором способ представления материала. Верующий человек может проявить себя как увлеченный, убедительный и возбуждающий. Маску «скептика» обычно выбирают ученые, использующие в ходе презентации результатов научного исследования отрицания и защитные обобщения; как правило, аудитория воспринимает таких ораторов как беспристрастных, сдержанных, но скучных. Верящий в нечто человек стремится донести до различных аудиторий одно и то же послание, в то время как ученый склонен представлять разные послания для одной и той же аудитории.

Возможно, что существенное различие между вызывающим резонанс основанным на вере красноречием и сдержанной презентацией результатов научных исследований, определяется тем, что первое взывает к эмоциям, в то время как второе само по себе адресуется интеллекту. Хорас Уолпол, комментируя стиль проповеди Джона Уэсли, говорил: «Очевидно, что Гаррик является актером. Он произносил свою проповедь настолько быстро (я уверен, что он часто проговаривал ее), словно она была своего рода уроком. Он наделен способностями и даром красноречия, но ближе к концу он повышал голос и переигрывал с этим своим энтузиазмом» (Knox, 1950: 84).

Если мы знаем о необходимости внешней искренности, аутентичности, подлинности, то как их добиться? Зная о необходимости выглядеть неподдельно искренним, использование Р. Рейганом во время выступлений в студии телесуфлера позволяло ему смотреть прямо в камеру. Маргарет Тэтчер и другие политики использовали аналогичную технику во время произнесения речей на партийных съездах и конференциях. Способствующие визуальному контакту оратора и аудитории «машины искренности» помогают выступающему выглядеть максимально искренним и заслуживающим доверия.

Личный динамизм
Третьим аспектом аристотелевского духа, этоса был личный динамизм. Но не является ли он внутренней особенностью личности, природным даром? Дж. Аткинсон установил, что очаровывающее красноречие, о котором часто говорят как о динамизме или харизме оратора, сводится к ограниченному числу известных на протяжении тысячелетий поведенческих (а следовательно, пригодных для того, чтобы им научиться) разговорных методик (Atkinson, 1984). Разговорные же методики, в свою очередь, сводятся к одной доминирующей стратегии, которая заключается всего лишь в отказе от использования в ходе устного выступления заранее подготовленного письменного текста. Аудитория однозначно положительно воспринимает отсутствие у оратора записей. Следовательно, выступающий воспринимается ею как более искренний и непосредственный. Решение об отказе от использования текста влечет за собой и другие повышающие убедительность речи побочные результаты. Оратор получает возможность усилить выразительность речи с помощью тщательно скоординированных движений головы, рук и кистей, что особенно важно в случае, когда презентация осуществляется перед большой аудиторией. Выступающий также способен поддерживать более продолжительный визуальный контакт с аудиторией, наблюдать и реагировать на поведение слушателей. Постоянное наблюдение за аудиторией является также средством удержания ее внимания. Использование языка тела ясно сигнализирует слушателям об усилиях, которые оратор вложил и вкладывает сейчас в произнесение речи.

Если первая рекомендация состоит в отказе от использования в процессе выступления заранее приготовленного текста, то вторая - в отказе от очков. Немногие из великих ораторов носили очки. А. Гитлер нуждался в очках, но носил их только в частной жизни. Во время же публичных выступлений он пользовался напечатанными сантиметровым шрифтом краткими тезисами речей. Почему следует избегать очков?

Дж. Аткинсон объяснял, что человеческие существа относятся к классу приматов, у которых радужная оболочка глаза обрамляется видимыми областями белка (Atkinson, 1984), что и определяет большое коммуникативное значение наших глаз. Наличие белков позволяет аудитории замечать даже легкие движения глаз оратора на больших расстояниях.

В качестве крайних примеров Дж. Аткинсон упоминает прекрасно использующего власть визуального контакта одного из наиболее харизматических ораторов Лейбористской партии Великобритании Тони Бенна и философа из Оксфорда А. Айера, вынужденного после несчастного случая постоянно носить темные очки и обнаружившего, что удерживать внимание крупной студенческой аудитории ему стало гораздо труднее. Дж. Херитидж и Д. Грейтбэтч исследовали роль, которую играет в восприятии оратора аудиторией манера произнесения им речи (интонация, распределение во времени и жесты), и пришли к выводу, что они использовались для того, чтобы сдерживать или подталкивать аплодисменты («работа с аудиторией») (Heritage and Greatbatch, 1986). Выявленные методики включали в себя пристальное вглядывание в аудиторию в момент или около точки завершения сообщения; использование более громкого голоса, чем обычно, при произнесении определенных отрывков; произнесение с варьированием нажима или ударения; заметное ускорение или замедление речи; использование множества невербальных жестов.

Результаты этих исследований несколько продвигают нас в направлении объяснения изменчивости отклика аудитории на некоторых современных управленческих гуру. Посетители семинара Генри Минцберга в Лондоне рассказывали, что во время выступления бесстрастные глаза оратора «спрятанные за толстыми линзами очков, были зафиксированы где-то на задней стене зала» (Foster, 1989: 75). Многие менеджеры, консультанты и ученые просматривали и сравнивали снятые на видеопленку презентации Тома Питерса, Розабет Мосс Кантер и других американских гуру. Опираясь на выводы своего исследования, Дж. Аткинсон, возможно, посоветовал бы как Генри Минцбергу, так и Майклу Портеру, если они хотят добиться максимального воздействия на большую аудиторию, заменить очки контактными линзами.