Поофессия - чертежник. Специальность - Чертежник-конструктор: где учиться и кем работать Профессия чертежник

Чертежник-конструктор


Было время, когда дело создания новых машин, сооружений овевала романтика изобретателей-одиночек, которые сами придумывали, сами были основными практическими изготовителями деталей изделия, его сборщиками или непосредственными руководителями и участниками изготовления, сборки, испытателями и т.д. Сейчас труд по созданию машин, в частности по их проектированию, разделен между разными и многими специалистами.

Прежде чем чертеж, необходимый рабочему в цехе завода, попадает ему в руки, над этим важным техническим документом поработают многие люди - копировщики, светокопировщики, даже работники технического архива. Одним из звеньев этой цепи специалистов, соединяющей инженеров-конструкторов, техников-конструкторов, с одной стороны, и непосредственных практических изготовителей изделия, с другой стороны, является чертежник-конструктор, получивший подготовку в учебном заведении профтехобразования.

Что делает чертежник-конструктор? Подойдем к его рабочему месту. Оно может находиться в конструкторском бюро или в конструкторском отделе предприятия, в проектном и научно-исследовательском институте.

Согласно нормам гигиены труда, помещение конструкторского отдела имеет хорошую общую освещенность. Каждое рабочее место, кроме того, имеет индивидуальный светильник. В помещении соблюдается тишина. Все это способствует плодотворной работе.

Работник располагает специальным чертежным прибором - кульманом, который состоит из чертежной доски и специального механического устройства (пантографа). Последний оснащен двумя взаимно перпендикулярными линейками, которые можно перемещать в плоскости чертежной доски. Благодаря этому устройству отпадает необходимость пользоваться рейсшиной (известной каждому старшекласснику Т-образной линейкой для нанесения взаимно параллельных линий), треугольниками, транспортиром, масштабными линейками.

Конструкция кульмана позволяет выполнять графические работы как стоя, так и сидя. Кроме кульмана рабочее место чертежника имеет и другое оснащение: письменный стол, специальный стул с регулируемой высотой сиденья, ящик для чертежных инструментов. Набор чертежных инструментов состоит из комплекта карандашей различной твердости, лекал, различных трафаретов, линеек, угольников, готовальни. В готовальне - циркули, рейсфедеры и т.п. Конечно, имеется на рабочем месте и тушь.

Один из видов работ, выполняемых чертежником-конструктором, - вычерчивание рабочих чертежей деталей. Представим себе, что завод должен приступить к выпуску новой машины. Это значит, что у рабочих, которые примут участие в ее изготовлении и сборке, должны быть такие чертежи, в которых будет указано решительно все, что им нужно знать: конкретная марка материала, необходимая точность обработки деталей (допуски, размеры), требуемая чистота обработки определенных поверхностей, графические изображения изделий, деталей в нужном количестве проекций. Все эти сведения, дающие исчерпывающее представление о той или иной детали, выражаются на чертеже графически (посредством схематического изображения), а также в виде текстового материала. Часть сведений приводится в виде специальных условных обозначений. И все это должно быть выполнено в соответствии со строгими правилами, которые определены в специальных документах, утвержденных государственными органами,- в Государственных стандартах (ГОСТах).

Мы говорим: «У рабочих должны быть чертежи...», но в том-то и дело, что их пока нет. Чертежи появятся под рукой чертежника-конструктора, а пока что перед ним лежит сделанный инженером-конструктором эскиз. В переводе «эскиз» означает предварительный набросок. В нашем случае это чертеж, выполненный от руки, без помощи чертежных инструментов. При этом эскиз выполнен в так называемом глазомерном масштабе, при котором должны обеспечиваться пропорции детали и ее элементов на всех сделанных изображениях, но строгого соблюдения масштабов, предусмотренных Государственными стандартами, нет. Опытный рабочий сможет сделать деталь и по чертежу, выполненному в виде эскиза. Чертежи, предназначенные для разового использования (например, для изготовления пробного, опытного образца детали), допускается выполнять в виде эскизов. Эскиз может служить документом для изготовления детали. Но мы рассматриваем случай, когда завод приступил к выпуску серии машин. Здесь нужны не эскизы, а чертежи, удовлетворяющие всем требованиям ГОСТов. Поэтому эскиз послужит здесь документом не для изготовления детали, а для выполнения чертежником-конструктором рабочего чертежа.

Рабочий чертеж может готовиться не обязательно по эскизу, а по чертежу, на котором интересующая нас деталь изображена как составная часть какого-либо изделия. Оформление чертежей деталей зависит, в частности, от условий технологического процесса (отливка, обработка на различных металлорежущих станках и т.п.).

Чтобы построить чертеж по эскизу, надо внимательно разобрать особенности последнего, выделить в нем важнейшие геометрические соотношения, мысленно отделив их от второстепенных. Важно наметить при этом план построения чертежа: что вычерчивать сначала, что - после; какие нужно будет провести вспомогательные линии, то есть линии, которых не должно быть в окончательном виде чертежа, но без которых не обойтись в ходе его построения; важно обдумать, какие детали контура являются невидимыми и должны быть обозначены штриховыми, а не сплошными линиями, и т.д. Построить чертеж по эскизу - это не значит просто хорошо его перечертить. Эта работа требует творческого подхода, принятия некоторых самостоятельных решений, относящихся к графической стороне дела.

Очень важно, чтобы работника увлекал сам по себе мир элементов чертежа - разнообразные линии (сплошные, штриховые, штрихпунктирные, линии разной толщины), сопряжения, штриховки, шрифты, надписи, условные знаки и т.п.

Любящие свое дело чертежники-конструкторы находят и видят в чертежах не только точность и строгость, но и красоту (например, красоту расположения изображений на листе и т.д.).

В некоторых случаях чертежник-конструктор должен сам построить эскиз или чертеж с натуры. Перед его глазами находится объемная деталь, сделанная рабочим-умельцем для опытного образца изделия. Нужно проявить наблюдательность, внимательно разобрать мысленно признаки этой детали, определить, как изменится видимый облик ее при переносе его на плоскость чертежного листа. Здесь нужно мобилизовать знания о правилах, способах проецирования, которые составляют важную часть профессиональной подготовки работника. При выполнении чертежа с натуры чертежник-конструктор производит необходимые измерения, пользуясь соответствующими инструментами.

Иногда в распоряжении чертежника-конструктора может быть только сборочный чертеж, а по нему нужно выполнить эскизы или даже рабочие чертежи необходимых деталей изделия. Эти детали еще никем не разработаны; это и должен будет самостоятельно сделать чертежник-конструктор. Сборочный чертеж указывает, какие части изделия с какими его частями и в какой последовательности должны соединяться, собираться. Но ведь не все в новой машине ново - предполагается, что в ней будут широко использованы оправдавшие себя в прошлом типовые детали, начиная от гаек, болтов, кончая кинематическими парами (шарнирами, зубчатыми передачами) и пр. И если бы инженеры-конструкторы сами думали о длине и диаметре каждого болтика, о том, из какой стали - углеродистой, легированной - или, может быть, из латуни его делать, то понадобилось бы слишком много времени (не говоря уже о том, что эти инженеры, утонув в деталях, рисковали бы потерять важные представления, идеи о технических характеристиках машины в целом, о возможных путях ее совершенствования). Построение эскизов и рабочих чертежей по сборочному чертежу называется деталированием. Выполняя эту работу, чертежник-конструктор должен проявить немало инициативы, находчивости, самостоятельности и, конечно, показать разносторонние знания. К его услугам различные справочные пособия, подчас объемистые, многотомные. Нужно в них хорошо и быстро ориентироваться.

Один из видов работ, поручаемых чертежнику-конструктору,- выполнение несложных сборочных чертежей, однако эти чертежи в условиях современной техники все же достаточно сложны, и выполнение их требует основательной подготовленности работника.

В конструкторской практике существуют различные методы проверки правильности конструкторского решения еще до того, как все детали будут выполнены в натуре, в металле. Например, важно проверить так называемую собираемость проектируемого узла. Для этого чертежник-конструктор выполняет контрольное вычерчивание сборочной единицы (осуществляет, как выражаются специалисты, контрольную сборку, то есть по рабочим чертежам деталей вычерчивает сборочный чертеж). Это требует от чертежника знаний о построении сборочных чертежей, ясного понимания взаимодействия элементов, составляющих данный узел. На основе анализа чертежей сборочной единицы можно выявить, подойдут ли детали узла или узлы, агрегаты в ходе будущей сборки друг к другу, при необходимости – внести доработки в конструкторский проект.

Кроме названных выше работ чертежник-конструктор выполняет и другие - вычерчивает схемы (электрические, кинематические, гидравлические и т.п. в зависимости от профиля специализации конструкторской организации), готовит другие конструкторские документы - спецификации (таблицы, перечни, содержащие сведения о составных частях, наименовании, количестве частей изделия, элементов комплекта изделий и т.п.), ведомости. Кроме того, он вносит принятые в процессе конструкторской разработки изменения в соответствующую документацию. Время от времени происходит пересмотр стандартов, регламентирующих оформление чертежей (вводятся упрощения, новые условные обозначения и т.п.). В связи с этим требуется обновлять текущую конструкторскую документацию.

Работая чертежником-конструктором, человек постоянно совершенствует свои знания, деловую квалификацию, профессионально ценные качества. Профессия эта требует хорошей зрительной памяти, пространственного воображения, четкого образного и конкретного мышления, точности движений. Людям с пониженным зрением необходимо помнить, что работа чертежника-конструктора сопряжена с нагрузкой на глаза.

Заработная плата чертежника-конструктора зависит от стажа работы и квалификации. При выполнении производственным коллективом плана устанавливается ежеквартальная прогрессивная оплата, существует система премирования.

Профессию чертежника-конструктора получают в ленинградских средних профессионально-технических училищах № 1, 10, 21, 25, 44, 129 и 137, а также в технических училищах № 40, 79 и 88. Продолжить образование можно во многих техникумах и институтах по специальностям техника-конструктора, инженера-конструктора.


Класс 9
Тема: Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ .
Цели: Понакомить с определениями: технический рисунок, эскиз, чертеж, схема; правилами безопасного выполнения чертежных работ; выполнять эскизы, чертежи, схемы. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ
Наглядность: «Технический рисунок», «Эскиз», «Схема».
Инструменты и материалы: Чертежные инструменты, бумага для черчения А4,
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков

Ход урока
I. Организационный этап урока.
Проверка готовности к уроку.
Создание психологической атмосферы урока.
Подготовка необходимого оборудования.
Включение учащихся в деловой ритм.
II. Формирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
Знать: - Требования к организации рабочего места;
- правила безопасности и санитарно-гигиенические требования

во время выполнения чертежных работ,
- определения чертеж, эскиз, технический рисунок, схема.
Уметь: - выполнять эскизы, чертежи, схемы
III. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами выполнения чертежа, технического рисунка, эскиза, схемы, научимся выявлять их с помощью чертежных инструментов.
IV. Актуализация опорных знаний
Беседа.
1. Приходилось ли вам на уроках математики пользоваться такими инструментами? (учитель демонстрирует чертежные инструменты.) Каково их назначение? Как ими следует пользоваться?
2. Можно ли собрать автомобиль, сшить одежду, построить дом, дорогу или мост, не представляя, как они должны выглядеть?
3. Можно ли было создать эти предметы или конструкции, если бы каждый человек изображал их по-своему?
4. Предложите пути решения этой проблемы.
В ходе беседы учитель подводит к выводу о том, что существуют общие правила для выполнения изображений деталей, конструкций и изделий.
V. Обобщение и систематизация знаний.
1.Какие виды чертежей, схем, эскизов?
Ответы обобщает учитель.
1.Понятие о техническом рисунке, чертеже. Правила оформления.
Рассказ учителя.
На этапе технического конструирования на основе эскиза, созданного художниками-модельерами, художники-конструкторы, чертежники, чертежники-конструкторы выполняют технический рисунок и чертеж проектируемого изделия.
Технический рисунок – это изображение предмета с соблюдением пропорций, выполненное с помощью чертежных инструментов
Чертеж – это документ, содержащий изображение детали и сведения, необходимые для ее изготовления.
Основные правила оформления чертежей.
Чертеж выполняют на листах бумаги определенных форматов (например,210х297мм или формат А4). Поле чертежа ограничивают рамкой.
В специальной рамке (основная надпись) внизу справа указывают определенную информацию.
2. Понятие об эскизе.
Эскиз – это чертеж, выполненный от руки, без применения чертежных инструментов, без масштаба, лишь соблюдая, на глаз, пропорции между частями изображаемой детали..
Чтобы правильно выполнить эскиз предмета, придерживаются такой последовательности:

1. Знакомятся с предметом, изучая его строение.
2. Определяют положение изображения на поле чертежа.
3. последовательно размечают и обводят контур предмета.
4. наносят выносные и размерные линии.
Обмеряют предмет и наносят размерные числа.
5. заполняю основную надпись, где указывают, из какого материала он изготовлен. Масштаб на эскизе не указывают.
3. Схемы
Кинематическая схема – это изображение, которое объясняет принцип действия механизма, который передает движение.
Электрическая схема - это изображения элементов электротехнического изделия или электрической сети и связей между ними
VI. Применение знаний, умений, навыков.
Практическая работа.
Тема: Выполнение Технического рисунка
Инструменты и материалы: карандаш, линейка, листА4
Последовательность выполнения.
По заданным меркам выполнить технический рисунок юбки.
Учитель контролирует работу учащихся и корректирует допущенные ошибки.
VII.Подведение итогов
- анализ недостатков, допущенных в работе и пути их устранения;
- выставление оценок с мотивацией за выполнение практической

работы.
VIII.Рефлексия (коллективная форма, беседа)
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Какую работу выполняли?
Сравните реальные результаты с заданиями, которые были определены на урок. (почему получили именно такие результаты? Что нужно сделать, чтобы иметь лучшее результаты работы?)
Где нужно использовать полученные знания и умения?
IХ.Д\З. выполнить рисунок (эскиз модели платья по схематичному изображению фигуры.)

Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

На всех производственных предприятиях перед тем, как изготавливать какой-либо новый вид продукции, занимаются конструированием изделия и подготавливают соответствующие чертежи. Эти работы выполняют хорошо подготовленные специалисты. Профессия чертежника-конструктора является очень востребованной на всех технических производственных предприятиях. Такие специалисты занимаются расчетно-конструкторскими работами, ведут документацию и оформляют чертежи.

Многие производственные предприятия предоставляют услуги по изготовлению нестандартных изделий. Для того чтобы изготовить любое нестандартное изделие, сначала необходимо провести все необходимые расчеты и подготовить спецификацию с чертежами, в соответствии с которыми специалисты будут изготавливать необходимые детали. На рынке труда постоянно наблюдается хороший спрос на специалистов, которые занимаются подготовкой всей необходимой документации, поэтому чертежник-конструктор никогда не останется без работы.

Очень много конструкторских бюро и производственных предприятий в нашей стране занимаются изготовлением нестандартных изделий и разработкой различных новых устройств и деталей.

Специальность чертежника-конструктора требует большой ответственности, и квалифицированные работники имеют следующие обязанности : вычерчивание чертежей деталей; ведение конструкторской документации; оформление чертежных прикладных документов; снятие эскизов и преобразование их в цифровой формат для ЭВМ; составление порядка сборки; составление деталировки; внесение корректировок; составление таблиц; конструирование изделий; выполнение типовых расчетов; проставление условных обозначений;

внесение примечаний; добавление сносок и маркировок в чертежи; разработка сопутствующих программ; составление всевозможных схем; заполнение ведомостей .

Навыки черчения необходимы таким техническим специалистам, как , дизайнеры, строители, топографы, физики, инженеры, авиа- и машиностроители. Гуманитариям оно может пригодиться для развития пространственного и логического мышления. Сегодня сложно выделить какую-нибудь область человеческой деятельности, в которой не пригодилось бы умение понимать чертежи или изображать их.
Географические и топографические карты, а также рисунки, чертежи и схемы, по сути являются графическими изображениями.
Сегодня обучение специалистов по техническому
в школах и вузах не слишком популярно, поэтому каждый студент, желающий соответствовать современным требованиям определенных профессий, может получить навыки чертежного мастерства на компьютере. Для этого существуют платные курсы и компьютерные программы, позволяющие в автоматическом режиме проектировать и чертить различные чертежи в двух- и трехмерном изображении. Обычно обучаться черчению идут студенты, понимающие всю важность данных навыков, которые в будущем дадут им возможность высококачественно выполнять свою работу, экономя трудовое время и нервы работодателя.

2. На должность чертежника назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

3. Назначение на должность чертежника и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению

4. Чертежник должен знать:

4.1. Методические и нормативные материалы, касающиеся выполнения чертежных работ.

4.2. Методы и средства выполнения чертежных работ, основы технического черчения.

4.3. Инструменты и приспособления, применяемые при черчении.

4.4. Стандарты, технические условия и инструкции по оформлению чертежей и другой конструкторской документации.

4.5. Основы организации труда.

4.6. Основы законодательства о труде.

4.7. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.8. Правила и нормы охраны труда, производственной санитарии.

5. Чертежник подчиняется непосредственно

6. На время отсутствия чертежника его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Чертежник:

1. Выполняет чертежные работы (чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи общего вида, габаритные и монтажные чертежи и другую конструкторскую документацию) по эскизным документам или с натуры в требуемых масштабах в туши или карандаше с соблюдением правил черчения.

2. Составляет схемы, спецификации, различные ведомости и таблицы.

3. Делает необходимые надписи и проставляет условные обозначения на чертежах и других документах.

4. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

Чертежник имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы служащих; замечания по деятельности работников организации; варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Чертежник несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Окружающий нас мир состоит из сложных форм. Все на земле создано природой, и, отшлифовываясь миллионы лет, форма предметов приобрела законченный вариант, соответствующий их внутреннему содержанию. Если мы наблюдаем дерево, то видим его у поверхности земли толстым цилиндром, диаметр которого уменьшается с высотой. От ствола разбегаются в разные стороны совсем уже тонкие ветки. Дерево прочно укреплено в земле: переплетение корней создает мощный фундамент в почве, и только редкостный ураган в состоянии свалить дерево и еще реже сломить его ствол. Природа выверила временем размеры, которые необходимы для прочности.

Человек создает новый мир - мир необходимых ему вещей. Еще очень давно, когда человек впервые взялся за примитивные орудия труда, он создавал будущий предмет сначала в воображении. Постепенно в творческой деятельности между воображаемым и законченным предметом возник чертеж. Эта удобная форма позволила повторять изобретения одного одаренного человека, ускорять общественный прогресс.

В современном мире ответ на вопрос, как надо выполнить то, или иное изделие или сооружение, дает комплект конструкторской и технологической документации. Основное место в нем занимают чертежи. Что такое чертеж? Он представляет собой изображение машины, сооружения и технического приспособления и их деталей с указанием размеров, масштабов, состава. Без чертежа невозможно их изготовить и контролировать их качество. Конструкторы считают чертеж языком техники. Он рассказывает (без слов!) о конструкции, о многообразных взаимосвязях и формах будущей машины, ее размерах, обработке деталей и т. п.

Без чертежа нельзя понять и тем самым нельзя на практике реализовать любую самую интересную идею, относится ли она к построению дома, дороги, созданию уличного фонаря, женского платья, платяного шкафа, телевизора или космического корабля. Именно в чертеже фиксируется идея, и конструкторы могут анализировать принятые решения, выдвигать новые, сопоставлять и оценивать их. Первоначальные свои замыслы конструкторы прорабатывают, делая многочисленные наброски и эскизы. Но наступает момент, когда работа конструктора требует профессионального сотрудничества с чертежниками.

Обычно чертежник строит рабочие чертежи по эскизу, сделанному инженером-конструктором, снабженному габаритными размерами деталей. В этих чертежах он выражает в графической форме, а частично в виде текстового материала марку материала, точность обработки деталей, изображает детали в нужном количестве проекций. При выполнении этой работы любой чертежник руководствуется системой правил, зафиксированных в "Единой системе конструкторской документации". Правила эти обеспечивают единство требований к чертежам, облегчают труд чертежников. Они, однако, не лишают работу чертежника самостоятельности и творческого характера. Чертежник не просто перечерчивает эскиз, а анализирует особенности чертежа, выделяет мысленно важнейшие соотношения от второстепенных, намечает план своей работы.

Любой чертеж начинается с разметки, в процессе которой чертежник обдумывает и решает, как расположить изображение на чертеже, на каком формате, какой масштаб, и какую проекцию выбрать. Принять грамотное решение помогает не только (и не столько!) знание чисто технических приемов, сколько умение понимать суть технической идеи и принципы построения.

После выполнения чертежей всех деталей делается сборочный чертеж. Этот этап работы наиболее ответственный как с точки зрения конструкторской, так и чертежной. Сборочный чертеж словно моделирует конструкцию в целом: проверяется правильность заданных размеров и выявляются оплошности, допущенные в работе над деталями (опущены какие-либо размерные линии, необходимо вычертить дополнительное сечение сложного места).

Чертежник-конструктор и сам составляет эскиз и самостоятельно разрабатывает чертежи для выполнения опытного образца изделия, предложенного рабочим-изобретателем. Здесь еще больше простора для выражения логического мышления (мысленный разбор признаков детали) и пространственного воображения (определение того, как изменится видимый облик детали при переносе его на плоскость чертежа).

До последнего времени верным помощником чертежника был специальный рабочий прибор. Теперь в его распоряжении появились электронные карандаши, дисплеи, которые входят в системы автоматизированного проектирования, включающие ЭВМ. Чертежник должен быть готов к работе с микропроцессорной и вычислительной техникой.

Работа чертежника требует устойчивого внимания, сосредоточенности, усидчивости и физической выносливости. Во время работы у чертежника находится в действии вся мышечная система. Например, для того, чтобы в конкретное место на ватмане поставить точку, необходимо четко зафиксировать положение ног на полу, сориентировать туловище и с большой точностью направить движение руки. Мышцы напряжены, и расслабиться им нельзя: стоит только качнуть ногой, и карандаш поползет в сторону. Значительно напряжение зрения. С опытом работы напряженность эта несколько снижается. Опытного чертежника отличают точные по силе и направленности быстрые движения, высокая сенсорно-моторная координация.

Квалифицированный чертежник никогда не забывает, что его чертеж ляжет перед токарем или фрезеровщиком. Если он будет точен, чист, то тем самым рабочий потратит меньше времени на его изучение и быстрее приступит к изготовлению детали. Изящно сделанный чертеж, красиво и четко написанные буквы и цифры создают у рабочего положительные эмоции, и ему хочется и свою работу выполнить красиво. Квалифицированного чертежника отличает собранность, аккуратность, трудолюбие.

Чертежнику необходимо многое знать: методы геометрического, проекционного черчения, основы конструирования, технологию металлов, пластмасс или других материалов, допуски, посадки, технические измерения и т. д. Из предметов, которые изучаются в средней школе, больше всего ему потребуется знание математики, физики, черчения, основ информатики и вычислительной техники.

Со временем все реже придется чертежнику обращаться к карандашу и линейке, все меньше будет приходиться на долю чертежника рутинного труда, оставляя время для творческого осмысления своей работы. Чертежник видится в будущем как чертежник - оператор ЭВМ. Это завтрашний день проектирования.

Тысячи тружеников этой профессии стоят за всеми окружающими нас предметами дома и на работе, на улице и в кино. Рукотворный мир словно подчиняется неслышному движению графита по чистому полю белой бумаги и превращается потом в гулкие поезда или домашнюю мелочь. Эта неисчезающая профессия начинала с грубых линий на песке и перебирается теперь с листов ватмана на экраны дисплеев.

Работают чертежники в конструкторских бюро в отделах различных объединений, предприятий, научно-исследовательских учреждений.

Профессию чертежника можно получить в средних специальных учебных заведениях страны.

Работа квалифицированного и любящего свое дело чертежника часто приближается к творческой деятельности конструктора. Со временем познается специфика того предприятия, где он работает, появляется желание самому заняться созданием новых изделий - надо только углубить свои знания. Некоторые предприятия имеют свои учебные заведения, где можно, не отрываясь от работы над чертежами, получить высшее образование.