Ли ип работать без чека. Когда нужна касса для ип

Законы «О применении ККМ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ и «О внесении изменений в закон № 54-ФЗ» от 03.07.2016 № 290-ФЗ являются довольно сложными для восприятия, прежде всего потому, что при наличии единых стандартов существует масса оговорок. Учитывая, что впервые за долгое время были серьезно затронуты интересы индивидуальных предпринимателей, многие пытаются разобраться в том, может ли ИП работать без кассового аппарата как раньше или же придется выделять время и деньги на организацию кассовой дисциплины.

К сожалению, большинству предпринимателей со временем придется смириться с покупкой онлайн-кассы, но на данный момент существует ряд законных возможностей, позволяющих работать без нее.

Итак, можно ли ИП работать без кассового аппарата в 2019 году? Да, при соблюдении хотя бы одного из условий:

  • занятие специфичными видами торговли или услугами;
  • местонахождение торговой точки в отдаленной местности;
  • использование таких систем налогообложения, как ЕНВД и ПСН.

Разберем нюансы каждой из перечисленных категорий.

Отрасли для работы ИП без онлайн-кассы в 2019 году

Принятые в 2016 году поправки в закон № 54-ФЗ существенно ограничили круг юридических лиц и предпринимателей, которые могут работать с наличными деньгами без применения ККТ. Даже после окончания переходного периода ИП без кассовых аппаратов в 2019 году, согласно п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ, смогут продавать следующие виды товаров и услуг:

  • печатные издания и сопутствующие товары;
  • ценные бумаги;
  • билеты в салоне транспорта;
  • товары в поездах;
  • разливные безалкогольные напитки и мороженое в киосках;
  • продукты питания в образовательных учреждениях;
  • квас, молоко, масло, керосин, живая рыба из цистерн;
  • овощная продукция на развалах;
  • товары на выставках, ярмарках, розничных рынках;
  • изделия религиозного назначения в культовых зданиях;
  • ремонт и покраска обуви;
  • прием вторсырья от населения, кроме металлолома;
  • передача в платное пользование жилых помещений;
  • изготовление и ремонт ключей и металлической галантереи;
  • уход за детьми, престарелыми и больными;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги по переноске вещей в аэропортах и вокзалах;
  • изделия народного промысла, проданные изготовителем.

Такие исключения будут действовать только при условии, что субъект предпринимательства работает без автоматических устройств для расчета и не торгует подакцизными товарами.

Торговля без кассового аппарата в отдельных местностях

Особенностью онлайн-касс является необходимость их постоянного подключения к интернету для передачи информации на сервер оператора фискальных данных (ОФД). Технические возможности для этого в России есть далеко не везде. Поэтому для ИП и предприятий, работающих в сельской глубинке, чиновники предусмотрели исключение, согласно которому в отдаленных от сетей связи местностях можно не использовать ККМ (п. 3 и п. 7 ст. 2 закона № 54-ФЗ). С полным перечнем льготных территорий, относящихся к субъекту РФ, где работает предприниматель, можно ознакомиться на официальных сайтах органов исполнительной власти.

Если благодаря территориальному расположению ИП пользуется подобным льготным режимом, тогда вместо чека покупателю по требованию должен быть выдан документ, содержащий данные о продавце, месте, дате, времени, виде, форме и сумме расчета, номенклатуре и Ф.И.О. должностного лица-подписанта.

Некоторые территории могут быть не включены в утвержденный перечень труднодоступных местностей и при этом не иметь технической возможности подключения к интернету. В таком случае ИП необходимо проверить, находится ли его населенный пункт в ином перечне — списке местностей, удаленных от сетей связи, утверждаемом местными органами власти. Если населенный пункт признан таковым, то предприятиям и ИП необходимо работать на онлайн-кассе и печатать чеки со всеми необходимыми реквизитами в офлайн-режиме, без передачи данных ОФД.

Какие временные льготы позволяют работать предпринимателю без кассовой техники?

Закон № 290-ФЗ предусматривает поэтапное внедрение онлайн-касс для различных категорий предпринимателей — в зависимости от используемой системы налогообложения и вида деятельности.

Так, с 01.07.2017 на онлайн-кассы должны были перейти все ИП на ОСН, УСН и ЕСХН. Ровно через год — с 01.07.2018 — появилась обязанность использования новых ККМ для ИП на ЕНВД и ПСН, занятых розничной торговлей и общепитом (кроме ИП без наемных работников). Также до 01.07.2018 могли работать без онлайн-касс ИП, занятые вендингом (п. 11 ст. 7 закона № 290-ФЗ). С 01.07.2019 года на онлайн-кассы должны будут перейти все ИП, которые не относятся к исключениям, указанным в предыдущих разделах.

Возможно, для некоторых ИП отсрочку по онлайн-кассам продлят до 01.07.2020 .

Заполняйте заявление на постановку новой кассы на учет корректно, ознакомившись со статьей «Образец заявления на регистрацию онлайн-касс в 2019 году» .

Отдельно стоит упомянуть временные льготные меры, обозначенные п. 17 ст. 7 закона № 290-ФЗ для ИП на спецрежимах — до 01.02.2021 для всех предпринимателей, кроме тех, которые используют ОСН, распространяется возможность не указывать в кассовом чеке номенклатурные позиции. Учитывая, что указание наименований товаров в чеках значительно усложняет товарный учет и идет вразрез с данным ИП правом не вести бухгалтерский учет, такое послабление является весьма кстати.

Как ИП организовать работу без кассового аппарата?

Прежде всего необходимо понимать, что работать на кассах старого образца после 01.07.2017 в прежнем режиме нельзя — налоговая автоматически снимает их с учета. За невыполнение этого требования, согласно п. 4 ст. 14.5 КоАП, проверяющие вынесут предупреждение или наложат штраф от 1500 до 3000 руб.

Если ИП относится к категориям, освобожденным от применения кассовых аппаратов в текущем году, тогда для соблюдения п. 2.1 ст. 2 закона № 54-ФЗ по требованию клиента необходимо выдать ему товарный чек, квитанцию или другой подобный документ, на котором должны присутствовать следующие реквизиты:

  • наименование, номер и дата;
  • Ф.И.О. предпринимателя, его ИНН;
  • номенклатурный состав оплачиваемых товаров с указанием количества;
  • сумма;
  • Ф.И.О., должность и подпись должностного лица.

Форма такого расчетного документа не утверждена, т. е. ее можно разработать и утвердить самостоятельно.

Что же касается ИП, работающих в труднодоступных местностях, то требования к порядку учета и выдачи по запросу покупателя расчетных документов определены правилами, утвержденными приказом Правительства РФ от 15.03.2017 № 296. Они регламентируют необходимость вести учет выдачи квитанций в журнале учета с прошитыми и пронумерованными листами с подписью руководителя и печатью при ее наличии.

Итоги

В 2017 году значительно усилился контроль кассовой дисциплины как у организаций, так и у индивидуальных предпринимателей. До июля 2019 года ИП, применяющие ПСН и ЕНВД, могут не использовать кассовую технику в расчетах, но в дальнейшем такая обязанность будет установлена и для них. В льготной категории останутся только ИП, осуществляющие определенные виды деятельности, и те, кто работает в отдаленных уголках России.

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Прежде чем регистрировать собственное предприятие в 2019 году, необходимо уточнить, может ли оно функционировать без кассовых операций.

Разрешение на работу без кассового аппарата

Изменения в законодательство вносятся постоянно. Это необязательно глобальные реформы, но и небольшие коррективы. Регистрируя свое предприятие, необходимо досконально уточнить нюансы предпринимательской деятельности. Возможно, именно ваша форма собственности может функционировать без кассового аппарата, и тем самым вы сэкономите деньги на его приобретение и обслуживание.

Отменить?

В прессе постоянно муссируются слухи о том, что кассовые аппараты для предпринимателей вот-вот отменят. Однако это не более, чем слухи. Никто не собирается отменять кассовые аппараты, скорее всего, основанием для них стала информация о том, что с января 2017 года вводится новая кассовая аппаратура и система регистрации налогов. Смысл заключается в том, что с оборудования будет отправляться отчет в налоговую в онлайн-режиме, чек – покупателю в электронном виде. Кроме того, облегчается форма регистрации собственно кассы – это можно сделать на специальном сайте в Интернете.

Оставить!

Новшество вводится постепенно. Никто не заставляет предпринимателей в срочном порядке менять старую аппаратуру на новую. Пока проект в доработке. Определяют оптимальную комплектацию, цену, дополнительные программы, заложенные в кассовую аппаратуру, систему дополнительных функций и т. п.

Судя по последним сведениям, цена на такую новую кассу все-таки будет достаточно высокой. И если крупное предприятие вроде супермаркета сможет себе его позволить, то небольшое предприятие с трудом. Поэтому оговаривается возможность доукомплектации старого оборудования необходимыми деталями, а также частичная компенсация стоимости кассового аппарата для малого бизнеса.

Работа без кассы

Есть в нашем законодательстве допущения, благодаря которым предприятие может функционировать и производить денежные расчеты без кассы.

Предприятия формы ООО и индивидуальные предприниматели могут не работать с кассовой аппаратурой при соблюдении таких условий:

  1. Предпринимательские организации и ИП на патенте или на Едином налоге на вмененный доход; обязательным пунктом является выдача покупателю или клиенту соответствующим образом оформленный чек или квитанцию, в которой содержится информация о получении денег за товар или услугу; этот пункт также предусматривает доход предприятия до 1 млн. в год.
  2. Предпринимательские организации в удаленной и труднодоступной местности.
  3. Предпринимательские организации, которые осуществляют такую деятельность, как:
  • питание в школьных заведениях;
  • торговля в разнос в поездах;
  • продажа товаров непродовольственных категорий на рынках, ярмарках, выставках и открытых прилавках;
  • торговля в киосках (реализация газетно-журнальной и т. п. продукции, продажа напитков и мороженого);
  • прием стеклотары;
  • овощами на рынках, торговля из цистерн и т. п.
  1. Предпринимательские организации, оказывающие услуги из перечня Общероссийского классификатора услуг; обязательным условием является выдача клиенту бланка строгой отчетности, форма которого утверждена законодательно.

Некоторые нюансы

  1. Если ваше предприятие находится на едином налоге и оборот денежных средств достиг 1 млн. рублей, то предприятие обязано зарегистрировать кассовый аппарат, который будет работать до окончания существования предприятия.
  2. Список услуг, оказываемых предприятием на едином налоге, утверждают региональные власти. Поэтому в одном городе предпринимателю на ЕН разрешено работать без кассы, а другом – нет, при этом занимаясь одним и тем же видом бизнеса.
  3. Список услуг, которые оказывает индивидуальный предприниматель на патенте, также регламентируется на региональном уровне. Кроме того, такой система уплаты налогов доступен только индивидуальным предпринимателям; организации и предприятия не имеют право работать на патенте.
  4. Предприниматели, пользующиеся упрощенной и основной системой налогообложения должны использовать кассовый аппарат обязательно, кроме случаев, если предприятие не находится в удаленной или почти недоступной местности.

Правила работы с кассовыми аппаратами

Как правильно работать с кассовым аппаратом и избежать штрафных санкций, предусмотренных законом? Любой предприниматель должен знать следующие пункты, за которые предприятие могут оштрафовать:

  1. Ваше предприятие не попадает в категорию имеющих право работать без кассового аппарата, но ее на предприятии нет.
  2. На вашем предприятии работает кассовый аппарат, который не зарегистрирован в соответствующих службах.
  3. На вашем предприятии имеется зарегистрированная кассовая аппаратура, но она неисправна.
  4. На вашем предприятии есть зарегистрированная касса, но ею не пользуются в момент денежных операций с клиентами.
  5. Покупателю не выдают чек.
  6. На вашем предприятии кассовый аппарат, который не имеет идентификационных знаков.

Со всеми пунктами можно ознакомиться в приложении к Федеральному закону № 54-Ф3.

Контролируют работу кассовых аппаратов на предприятии налоговая служба, которая осуществляет и наложение штрафа за неправильное использование кассового аппарата.

Требования к кассовому аппарату

Кассовый аппарат должен соответствовать требованиям, установленным в законодательном порядке, чтобы к предприятию не возникло претензий со стороны фискальных служб:

  1. Касса соответствует образцу, занесенному в Государственный реестр.
  2. Имеет корпус, фискальную память, контрольную ленту, устройство печати кассовых чеков.
  3. Использует, регистрирует и фиксирует сведения в фискальном режиме.
  4. Обеспечивает возможность вывода фискальных сведений.
  5. Блокирует фискальные сведения при признаках неисправности.
  6. Является исправной и имеет часы в режиме реального времени.
  7. Обладает сопровождающими документами завода-производителя, пломбой, идентификационным номером и т. п.

Как должна проводиться проверка

Проверка кассового аппарата производится налоговой службой по некоторым правилам, предусмотренным в законодательстве. Инспектирующий сотрудник может совершить контрольную закупку, чтобы удостовериться, что на предприятии выдают чеки после расчета с покупателем. Он должен осмотреть кассу на наличие специальных заводских идентификационных знаков и пломб, проверить регистрацию, журнал кассира, то есть проверить все, что предусмотрено законодательством в отношении правильной работы с кассовым оборудованием.

Правильно налаженная расчетная система с покупателями – едва ли не основополагающий аспект ведения бизнеса. С точки зрения ФЗ №54, любой вид предпринимательской деятельности, будь то частное лицо или юридическое, обязан приобретать и устанавливать ККТ (контрольно-кассовую технику), если в процессе работы принимает наличный или безналичный метод оплаты. Но из любого правила могут быть исключения, поэтому коммерсанту будет интересно узнать, что включает в себя перечень услуг населению без кассового аппарата. Кто может воспользоваться такой опцией и какая зависимость есть от выбора типа налогообложения?

Кассовый аппарат — обязательное условие для предоставление услуг населению

Кто освобождается от применения ККТ

Как уже отмечалось выше, законодательные нормы накладывают на предпринимателя, несмотря на его организационно-правовой статус (ИП, ООО), обязательство по исполнению кассового режима. Работник Федеральной налоговой службы, кроме плановых, может в любой момент устроить внеплановую проверку продавцу, чтобы выяснить, выдается ли в данном учреждении чек или нет. Подобное напряженное положение никак не радует дельцов, поэтому они всеми легальными способами пытаются уйти от покупки кассового аппарата.

Немалая стоимость самого оборудование (от 30 тыс. рублей за новую машинку, от 15 – за подержанную), а также расходы на его установку (8 тыс. рублей) и последующее обслуживание (7 тыс. рублей ежегодно) тоже не прибавляют желания обзавестись кассой. Приятной новостью станет известие о том, что для ряда дельцов работа без кассового аппарата – существующая реальность, а не заоблачная мечта.

Предоставление услуг населению

Пункт 2 ст. 2 ФЗ №54 в перечень оказания услуг населению без предоставления кассы включает (до 1.07.2018 года):

  1. Торговлю периодическими изданиями (газетами, журналами), если они составляют половину реализуемой продукции.
  2. Торговлю ценными бумагами, облигациями и акциями.
  3. Торговлю билетами на лотерейные шоу.
  4. Торговлю карточек на проезд в общественном транспорте.
  5. Снабжение готовой пищей учеников и сотрудников учебных заведений.
  6. Торговлю на выезде (выставки, ярмарки); исключением является реализация в фургончиках, павильонах и киосках. (Не касается алкоголя.)
  7. Торговлю предметами и продукции питания в поездах посредством переносных тележек, сумок и лотков. (Не касается алкоголя.)
  8. Торговлю мороженым и разливных напитков, не содержащих алкоголя.
  9. Торговлю разливных напитков, не содержащих алкоголя (квас, пиво, молоко), а также сезонными фруктами, овощами, бахчевыми, грибами и ягодами, рыбой и маслом.
  10. Приемку сырья для переработки с целью вторичного использования (стекло, пластик); исключение – металл, продукты нефтедобычи, драгоценные камни.
  11. Торговлю почтовыми марками.
  12. Торговлю предметами религиозного назначения.
  13. Торговлю изделиями ручного труда.
  14. Услуги по починке обуви и одежды.
  15. Услуги по изготовлению ключей.
  16. Предоставление помощи в уходе за детьми, пожилыми, больными и инвалидами.
  17. Предоставление помощи в пахоте поля и заготовке дров.
  18. Предоставление помощи в ношении багажа на вокзалах и в аэропортах.
  19. Передачу в аренду собственного имущества.

Сведения, которые обязательно должен содержать кассовый чек

Однако, отсутствие контрольно-кассовой машины не означает, что клиент не имеет права знать, сколько и за что он заплатил, если он того пожелает. Продажа без кассового чека может осуществляться, если его заменит какой-либо другой документ , выполняющий те же самые функции для потребителя. Им может стать наличие:

  • квитанции,
  • чека товарного,

Данный акт обязательно имеет информацию о названии компании и ее ИНН, количестве продукции и итоговой стоимости, текущей дате, ФИО продавца и его подписи.

Обновленный закон №54 освобождает от ведения кассового учета еще несколько специфичных категорий субъектов хозяйственной деятельности.

Кредиторы и платежные системы

Согласно пункту 1 ст. 2 ФЗ №54, банки и кредитные учреждения могут не устанавливать ККМ , потому как зачастую вся их деятельность связана с использованием банкоматов, терминалов самообслуживания и переносных приемников для пластиковых карт. Любые операции по ним сохраняются и автоматически поступают в налоговый орган, где их можно посмотреть в любой момент.

Но кое-какие обязательства владельцы выполнить обязаны, а именно передать список всех устройств подобного рода в Банк РФ . В противном случае нарушителю будет грозить штраф.

Сельские аптечные пункты и медицинские учреждения

Пункт 5 ст. 2 ФЗ № 54 позволяет обходиться без ККМ :

  • аптекам при ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах), при соблюдении требования, что других полноценных аптек не существует,
  • медицинским учреждения (амбулатория), при удовлетворении требований, что иных полноценных фирм не имеется и они являются лишь филиалами крупных аптечных сетей.

Исключение составляют лишь аптеки, использующие переносные приемники для пластиковых карт и торгующие подакцизной продукцией.

Льгота для фармацевтических заведений была сделана из логических соображений. Во-первых, выручка любой деятельности в сельской местности вряд ли покроет расходы на покупку и обслуживание нового кассового аппарата. Во-вторых, касса бесполезна, если на территории не налажено интернет-соединение. И наконец, не представляется возможным оставить населенный пункт без такого социально-значимого объекта как аптека.

Религиозные организации

В пункте 6 ст. 2 ФЗ №54 оговаривается, что религиозные организации, которые занимаются распространением литературы и оказывают услуги культового и церемониального характера, имеют все основания не применять в результате своей активности кассовый агрегат.

Обязательным условиям является осуществление практики в сооружениях и территориях, имеющих религиозное назначение (церковь, мечеть, зал).

Как и в случае с сельскими аптеками, религиозные заведения тоже обязаны приобретать ККА, если продают подакцизный товар (алкогольные напитки, табачную продукцию).

Сведения, которые должна содержать квитанция

Адвокаты и нотариусы

Хотя ФЗ №54 не содержит прямых распоряжений в отношении того, могут ли нотариусы и юристы выполнять действия без кассовых аппаратов, присутствует ряд других регламентов, которые могут пролить свет на этот момент.

Если исследовать письма МНС (Министерство по налогам и сборам), закон «О нотариате» и ст. 2 ФЗ №54, можно прийти к нескольким выводам, почему ККТ нотариусу не нужен:

  1. За нотариальные услуги взимается госпошлина, которая выплачивается не самому нотариусу, а через банк с использованием квитанции (ПД-4сб).
  2. Нотариальная деятельность не есть предпринимательская, потому что нотариус не является субъектом хозяйственных действий.
  3. Частный нотариус работает за вознаграждение, которое обычно приравнивается к оплате за государственную пошлину.

Оплату за выполняемые услуги частный нотариус должен вносить в собственный реестр с указанием конкретного действия и суммы.

А почему адвокату не обязательно обзаводиться кассой ? Часть 2 ст. 1 ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности» также заключает, что целью адвокатуры является защита основных прав и свобод любого человека или компании, поэтому ее деятельность нельзя расценивать как торговлю, или предпринимательство.

Приход денежных средств по договору об исполнении клиентского поручения адвокатским учреждениям нужно оформлять по кассовому ордеру (форма 0310001) с выдачей клиенту квитанции о назначении финансов.

ИП на ПСН и ЕНВД

Нужна ли касса для ИП на ПСН и организаций, выплачивающих ЕНВД? Нужно разобраться в нескольких моментах.

Исходя из последних нововведений в ФЗ №337, с июля этого года необходимость касс для частных фирм при ПСН и ЕНВД уже наступала, если предприниматель:

  • продает товары в розницу,
  • занимается предоставление готовой продукции через заведения общепита,
  • оказывает любую другую помощь.

Последний вариант нормы дают возможность бизнесмену затянуть с приобретением касс до июля следующего года, но сделать это он обязан.

Работа в труднодоступной территории

В пункте 3 ст. 2 ФЗ №54 прописано, что торговля без кассового аппарата и для ЮЛ, и для ИП может осуществляться в ситуациях, когда предприниматель реализует продукцию в труднодоступной территории или отдаленном районе .

Речь идет не просто о маленьком населенном пункте (до 10 тысяч жителей). Список таких территорий утверждается распоряжениями крупных субъектов, к которым относят данную местность.

Зависимость системы налогообложения и необходимости приобретения кассового аппарата

Закон защищает и самих покупателей. Даже несмотря на отсутствие ККТ, клиент имеет право получить документ, приравниваемый к кассовому чеку, неважно, платил он налом или воспользовался безналом. В нем есть указания о:

  • названии документа и его номере,
  • наименовании компании и ИНН,
  • текущих месте, времени и дате,
  • тип налогообложения,
  • ФИО и подпись продавца.

Акт заполняется вручную или машинным способом, без помарок и исправлений, отмеченные печатью организации (если есть). С каждого документа необходимо делать копию и хранить ее на протяжение пяти лет.

Исключение составляют фирмы, продающие подакцизный товар, или использующие автоматическое расчетное оборудование.

Предоставление юридических услуг

В распоряжении МНС отмечалось, что компании, которые предоставляют услуги юридического толка за вознаграждение, относят к перечню тех, кто может не работать, пользуясь кассовым обслуживанием .

Такое положение вещей действовало вплоть до июля текущего года. После все ЮЛ и ИП обязаны покупать ККТ.

А вот для фирм, обслуживающих юрлица, условия не изменились: кассу иметь необходимо.

Система налогообложения и кассовый аппарат

Могут ли ООО работать без кассового аппарата? В ходе этого обсуждения уже много раз отмечалось, что такое вполне допустимо. На сегодня вопрос «Нужна касса или нет?» будет зависеть не от самого организационного статуса (ЮЛ, ИП), а от выбранной при регистрации фирмы системы налогообложения.

Значительная часть изменений в отношении кассового режима работает уже с 1 июля 2018 года, и многие предприятия установили ККТ.

Компании на ОСНО и УСН после июля этого года не могут себе позволить игнорировать требования по установке кассовой техники.

Послабления в виде отсутствия необходимости приобретать кассы остаются пока (до 1 июля 2019 года) у следующих категорий:

По-прежнему, по желанию потребителя ИП или ООО обязаны выдавать БСО, товарный чек или квитанцию.

Отсуствие кассового аппарата может грозить бизнесмену крупным штрафом или временным отстранением от деятельности

Ответственность за отсутствие кассы

В последние годы суммы штрафов за несоблюдение законодательства о кассовых агрегатах увеличились во много раз. Связаны такие меры с участившимися ситуациями сокрытия доходов от государства. Некоторые хитрые бизнесмены продают товар или услугу мимо кассы, а значит, лишают возможности налоговые службы увидеть реальную картину дохода фирмы.

«Попасться» можно во время очередной налоговой проверки или же в случае жалобы потребителя. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующую ответственность за несоблюдение правил по ККТ:

Нарушение Нарушитель Штрафы или меры
Отсутствие ККМ Должностное лицо штраф 0,5 от расчетной суммы (не меньше 10 тыс. руб.).
ИП/ЮЛ штраф 1 от расчетной суммы (не меньше 30 тыс. руб.).
Неисполнение предыдущего пункта (если расчетная сумма больше 1 млн руб.) Должностное лицо отстранение от деятельности до 2 лет.
ИП/ЮЛ отстранение от деятельности до 3 месяцев.

Несоблюдение требований к ККМ (неправильное использование, несвоевременное предоставление отчетности, отсутствие перерегистрации)

Должностное лицо

– предупреждение,

– штраф до 3 тыс. руб.

ИП/ЮЛ

– предупреждение,

– штраф до 10 тыс. руб.

Непредоставление данных в ФНС Должностное лицо

– предупреждение,

– штраф до 3 тыс. руб.

ИП/ЮЛ

– предупреждение,

– штраф до 10 тыс. руб.

Непредоставление покупателю данных о его приобретение Должностное лицо

– предупреждение,

– штраф до 2 тыс. руб.

ИП/ЮЛ

– предупреждение,

– штраф до 10 тыс. руб.

В заключение

Из всего обсуждаемого материла можно сделать несколько выводов:

  1. Организации на ОСНО и УСН с 1.07.2018 года обязаны установить ККТ.
  2. Компании на ПСН и ЕНВД могут перейти на кассовое обслуживание населения с 1.07.2019 года, если соответствуют следующим условиям: не имеют сотрудников и оказывают помощь населению, торгуют и предоставляют готовые блюда предприятиям общественного питания.
  3. Приобретение кассового аппарата и его обслуживание обойдется дешевле, чем выплата штрафов .

Разобраться самостоятельно в том, нужна ли вашему бизнесу касса, непросто. Однако, данный вопрос стоит того, чтобы посвятить ему время единожды и спокойно вести деятельности без претензий со стороны фискальных служб в дальнейшем.

В действующем законодательстве Российской Федерации присутствует множество законодательных актов, регулирующих деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей. К их работе предъявляется множество разнообразных требований, нарушение которых влечет за собой определенные санкции. Одной из таких является штраф для ИП за работу без кассового аппарата в 2019 году. Стоит рассмотреть этот вопрос поподробнее.

Основная информация

Любое индивидуальное предприятия и организация, деятельность которых подразумевает осуществления расчета с гражданами посредством наличных или безналичных денежных средств, обязано выдавать чеки. Для этого они должны обладать кассовым аппаратом.

Его использование требует обязательной регистрации.

Чеки должны выдаваться гражданам:

  • при покупке товара;
  • при выполнении какой-либо услуги;
  • при выполнении заказной услуги.

Ситуации, когда при оказании перечисленных услуг не выдается чек, являются нарушением действующего законодательства и карается штрафом.

Определения

Основные определения, используемые в статье, представлены в таблице:

Законодательство

Законодательные акты, регулирующие и регламентирующие вопросы, рассматриваемые в предложенной статье, выглядят следующим образом:

  1. Закон федерального уровня № 54 . Определяет список индивидуальных предприятий, которые должны использовать контрольно-кассовую технику.
  2. Ст. КоАП. Определяет процесс регистрации кассовых аппаратов.

Могут ли работать без кассового аппарата

Существует несколько категорий организаций, которую могут осуществлять свою деятельность без использования кассового аппарата.

К таковым относятся:

  • компании, работающие по режиму налоговой отчетности ЕНВД;
  • индивидуальные предприниматели, работающие по режиму налоговой отчетности ЕНВД;
  • организации и ИП, которые оказывают услуги только за безналичный расчет, а также по пластиковым картам.

Как работать если его нет

Организации, обладающие правом работы без кассового аппарата, в обязательном порядке должны иметь соответствующее разрешение. В противном случае они будут вынуждены заплатить штраф.

Однако большинство организаций не соблюдают данное правило по причинам того, что и проще оплатить штраф, чем приобретать кассовый аппарат, так как это будет дешевле.

Регистрация

Для использования кассового аппарата его нужно зарегистрировать.

Это делается путем обращения в налоговую инспекцию со следующим пакетом документации:

  • специализированное заявление, в содержании которого прописывается необходимость регистрации кассового аппарата;
  • техническая документация оборудования;
  • заключенное соглашение с техническим центром облуживания, занимающимся ремонтов расчетно-кассового оборудования.

Процедура регистрации выполняется в течение 5-7 рабочих дней с момента подачи заявления. В результате заявитель получает соответствующее разрешение на использование кассы, а также ее регистрационную карточку.

За какие нарушения буду санкции

Законодательство определяет несколько нарушений в работе индивидуальных предприятий, при выявлении которых руководители организации будет выписан штраф.

К ним относятся:

  • отсутствие кассового аппарата (кроме случаев, предусматривающих работы без него);
  • невыдача чека по оплаченному товару или услуге покупателю;
  • неполучение чека покупателем;
  • использование незарегистрированной кассы;
  • несоответствие пробитой стоимости реальной цене товара или услуги;
  • отсутствие сведений о кассовом аппарате в государственном реестре.

В случае если во время проверки будет выявлено какой-либо из вышеупомянутых нарушения, индивидуальному предпринимателю будет назначен штраф. Его размер может составлять от 4100 до 6100 рублей.

Не обнаружено голограммы

Также штраф будет назначен в ситуация, когда проверка кассы не выявило наличие специализированной голограммы.

Каждый индивидуальный предприниматель обязан быть осведомлен о том, что:

  • наклейки с голограммой действуют в течение одного календарного года;
  • они должны быть обновлены не позднее второго месяца каждого года;
  • голограмма изготовителя должны присутствовать на кассе в течение всего ее эксплуатационного периода;
  • на кассе должен иметься специальный шильдик, который также устанавливается в процессе ее производства.

Принцип работы касс

Кассовый аппарат передает сведения о каждом приобретении чего-либо в хранилище Федеральной Налоговой Службы через сотрудника организации учета фискальных данных. После того, как чеку будет присвоен номер, он подтверждает покупку.

Описываемый процесс осуществляться в автоматическом режиме и не занимает больше пары секунд. Копию полученного чека можно найти на официальном интернет-портале ОФД по фискальному номеру. Помимо этого, также покупатель может запросить выдачу электронной копии у продавца.

В среднем, приобретение, установка и обслуживание кассы обойдется индивидуальному предпринимателю в следующие суммы (значения указаны в рублях):

  • покупка кассы – от 5 до 25 тысяч;
  • подключение оборудования к интернету – около 6 тысяч;
  • оплата услуг фискального центра за один год – от 3 тысяч;
  • приобретение софта – от 6 тысяч;
  • регистрация кассовой аппаратуры – от 2 тысяч.

Сумма штрафа для ИП за работу без кассового аппарата

Наказание для ИП за работу без кассового аппарата в 2019 году может быть выражено штрафом или приостановлением деятельности организации:

  1. Пре первичном выявлении нарушения – 25-50 процентов от суммы произведенного расчета, но не меньше десяти тысяч рублей.
  2. Повторное нарушение при расчетной сумме более одного миллиона рублей – приостановлен работы предприятия на максимальный срок в девяносто дней.

Касса не нужна

Применение кассового аппарата не требуется, если индивидуальный предприниматель осуществляет торговлю следующими категориями товаров:

  • прессу;
  • ценные бумаги и акции;
  • лотерейные билеты;
  • мороженное в специально оборудованных для этого киосках;
  • прохладительные напитки из специальных контейнеров;
  • религиозные предметы, в случае если торговля ведется в разрешенных законов местах.

Плюсы использования

Осуществление предпринимательской деятельности с использованием кассового аппарата обладает множеством преимуществ.

Они выглядят следующим образом:

  1. Наличие кассы вызывает доверие у покупателей, что способствует увеличению продаж.
  2. Чек дает покупателю гарантию того, что он сможет обменять товар или же вернуть потраченные на него средства в случае если он некачественен.
  3. Кассовый аппарата значительно облегчает работы бухгалтерского отдела предприятия.
  4. Отсутствие возможностей для обмана со стороны продавца.
  5. Экономия времени, тратящегося на процедуру приобретения товара.
  6. Возможность оплаты безналичными денежными средствами.

Освобождаются от ответственности

В ситуациях, индивидуальный предприниматель подаст заявление в Федеральную Налоговую Службы об обнаруженном нарушении работы с кассовыми аппаратами письменно, оно может быть освобождено от административной ответственности при соблюдении следующих условий:

  • обязанности, предусмотренные федеральным законов №54 выполнены на добровольной основе до создания постановления о правонарушении;
  • в случаях, когда налоговая инспекция не была проинформирована об имеющимся нарушении до подачи заявления;
  • в ситуациях, когда предоставленной информации предпринимателем достаточно для определения факта нарушения.

Каким ИП он нужен

Потребность обязательного использования контрольно-кассовой техники на индивидуальных предприятиях обосновывается видом деятельности организации, а также используемой системой налогообложения.

Касса в обязательном порядке должна присутствовать в компаниях, работающих системам налогообложения, где размер отчисляемы денежных средств напрямую зависит от объема выручки.

К таковым относятся:

  • ОСНО;
  • ЕСХН.

Спецрежимы ЕНВД и ПСН

Для специализированных режимов ЕНВД и ПСН предусмотрены иные правила. Осуществление деятельности по таким системам без использования кассового аппарата не препятствует расчета налогов, так как его размер не зависит от объема выручки.

В связи с этим, для подобного рода предприятий существует отсрочка по установке контрольно-кассовой техники. На данный момент, крайним сроком является 1 июля 2019 года.

Компенсация расходов

Правительство РФ предусматривает компенсацию расходов по приобретении, монтажу и обслуживанию контрольно-кассовой техники. Естественно, она выражается не в денежном эквиваленте. Для предприятий, использующих системы налогообложения с учетом расходов, компенсация выражается в виде права учеты затрат в процессе вычисления суммы налога.

Для специальных режимов ЕНВД И ПСН предусмотрен налоговый вычет. Для организации работающих по упрощенной системе налогообложение не существует компенсации затрат.

Таким образом, использование контрольно-кассовой техники является обязательным практически для все индивидуальны предпринимателей. Исключения описаны выше. Нарушение данного положения наказывается достаточно крупным штрафом и может привести к принудительной остановке деятельности организации на определенный период.