Государственное бюджетное учреждение: виды, финансирование. Разница между автономным и бюджетным учреждением Какие организации считаются бюджетными

В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.

В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.

В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.

Кто является бюджетником

В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в .

Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.

В эту категорию попадает также воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.

Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.

Основные отличия бюджетного и автономного учреждения касаются финансирования их деятельности, прав на принадлежащее им (на праве оперативного управления) имущество и ответственности по своим обязательствам. Имущество и бюджетного, и автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Права на распоряжение имуществом

Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. формально (буквально) ГК РФ запрещает бюджетным учреждениям распоряжение имуществом без согласия собственника. Бюджетное учреждение отдельно учитывает денежные средства, полученные от разрешенной приносящей доход деятельности, и приобретенное на них имущество.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться:

недвижимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Остальным имуществом оно вправе распоряжаться самостоятельно (за следующим исключением, введенным для предотвращения скрытой приватизации имущества: для внесения имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иной передачи имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника всегда требуется согласие учредителя).

Автономное учреждение должно обособленно учитывать недвижимое имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет средств, выделенных ему на это учредителем, а также имеющееся особо ценное движимое имущество.

И у бюджетного, и у автономного учреждения может быть также имущество, переданное ему по договорам дарения (пожертвования) и по завещанию, получение которого, очевидно, в принципе не требует какой-либо разрешенной деятельности. (например, при расходовании грантов деятельность АУ может выходить за пределы разрешенных учреждению направляний расходов)

Финансирование

Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, но финансирует их посредством субсидий и субвенций.

В распоряжении доходами от приносящей доход деятельности автономное учреждение существенным образом отличается от бюджетного.

БК РФ не предусматривает за бюджетным учреждением самостоятельного права распоряжения полученными доходами. Статья 41 БК РФ в новой редакции предусматривает, что доходы от использования имущества, оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и от иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Для автономного учреждения важно то, что ст. 41 БК РФ исключает доходы от использования имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, из перечня видов неналоговых доходов бюджета.

В соответствии со ст. 42 БК РФ, из учета в доходах бюджетов также исключаются:

средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог;

другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.

В соответствии со ст. 43 того же кодекса, средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, исключаются из перечня средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Следовательно, на автономные учреждения не распространяются требования бюджетного законодательства: о порядке расходования средств, находящихся в самостоятельном распоряжении; необходимости расходовать их строго по статьям бюджетной сметы; сложной и длительной процедуре выделения средств по сметному финансированию; расходовании средств путем размещения государственного или муниципального заказа уполномоченным органом (организации аукциона, конкурса, проведения котировок цен) и т. п. Казначейство уже не контролирует распоряжение данными средствами. Обязанность целевого использования бюджетных субсидий и субвенций в соответствии с их назначением сохраняется. Сохраняется и финансовый контроль за использованием любых денежных средств, однако внебюджетные доходы могут использоваться свободно.

Бюджетное учреждение имеет лицевые счета в казначействе и не вправе открывать иных счетов. Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях. Помимо этого, автономное учреждение может получать кредиты (займы).

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, т. е. кредиторы смогут обратить взыскание на больший объем активов учреждения. При этом потеря определенных видов имущества по долгам может сказаться на возможности существования учреждения: например, невозможна деятельность школы без помещений, учебного оборудования, мебели. Поэтому законодатель оградил автономные учреждения от подобных ситуаций, оговорив, что по его долгам взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных ему на это учредителем. Для безопасности учреждения в этом аспекте важно, какое именно имущество будет отнесено к категории особо ценного движимого имущества.

Бюджетное учреждение не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Автономное учреждение имеет на это право с согласия своего учредителя. Таким образом, в отличие от бюджетного учреждения, автономное учреждение может создавать юридические лица для более эффективного осуществления деятельности в сфере образования.

У автономного и бюджетного учреждений имеются некоторые различия в решении налоговых вопросов. Не все нормы налогового законодательства идентично трактуют бюджетные и автономные учреждения. В частности, автономные учреждения будут иметь возможность уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь при условии среднего размера выручки в предыдущих четырех кварталах не более 3 млн руб., для бюджетных учреждений такая возможность предоставлена вне зависимости от размеров дохода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)). На автономные учреждения не распространяется ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения, установленное для бюджетных учреждений (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Иные налоговые льготы, а также льготы сотрудникам ОУ устанавливаются именно как льгота для "образовательного учреждения" или для работника "образовательного учреждения", независимо от того автономное оно или бюджетное.

Имеются и существенные отличия. Например, льготные тарифы на оплату коммунальных услуг устанавливаются только для бюджетных учреждений, следовательно, со сменой типа ОУ на автономное учреждение тариф станет уже полным. В принципе, подобные расходы должен оплачивать учредитель, однако в соответствии с предлагаемыми методиками расчета субсидий расчет финансирования осуществляется с учетом предыдущего уровня расходов, т. е. льготных тарифов.

В автономном учреждении создается дополнительный орган управления, фактически контролирующий деятельность руководителя ОУ, который и будет осуществлять контроль за такого рода сделками. Таким образом, руководитель автономного учреждения уже не вправе самостоятельно заключать все сделки от имени учреждения. В случае крупной сделки или сделки с заинтересованностью, должен соблюдаться установленный порядок. Для бюджетного учреждения таких правил и ограничений не установлено.

Бюджетные учреждения не обязаны (в соответствии с федеральным законодательством) публиковать отчеты о своей деятельности.

Автономное же учреждение обязано в соответствии с законом ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ, в определенных его учредителем средствах массовой информации, а также - обеспечить открытость и доступность определенного перечня документов.

Кроме того, автономное учреждение должно ежегодно проводить обязательный аудит, что может серьезно увеличить временные и организационные затраты на улучшение качества бухгалтерского учета. К сожалению, в настоящий момент во многих учреждениях он ведется с погрешностями и неточностями или же централизованной бухгалтерией.

Фактически статус автономного учреждения удобен тем ОУ, которые активно привлекают средства из внебюджетных источников, причем чем больше таких денежных средств у учреждения, чем активнее оно ведет приносящую доход деятельность, тем сильнее его стесняют ограничения, существующие для бюджетных учреждений. А ОУ, которые не изыскали возможности получать дополнительные доходы, удобнее оставаться бюджетными. В этом смысле тип учреждения играет ключевую роль для ведения учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, привлечения ресурсов.

Риски перехода бюджетного учреждения в автономное

В Федеральном законе “Об автономных учреждениях” отдельно оговорено, что объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения. БК РФ также устанавливает одинаковые требования к финансированию учреждений, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, будь то бюджетные или автономные учреждения. Следовательно, снижение размеров финансирования заданий автономным учреждениям по сравнению с бюджетными учреждениями будет незаконно. Кроме того, установлен "переходный период" в три года, в течение которых финансирование автономного учреждения не может быть уменьшено. Если объем финансирования оказывается ниже, учреждение должно получать отдельную, так называемую "выравнивающую" субсидию.

Риск потери дополнительных льгот, преимуществ учреждением и работниками.

Те льготы, которые установлены как льгота для "образовательного учреждения" или для работника "образовательного учреждения", сохранятся за автономным учреждением и его работниками в полной мере. Для этого не требуется принятие никаких дополнительных норм, изменения законодательства и т. п. Право же на те льготы, которые установлены именно для бюджетных учреждений (к примеру, льготные тарифы на оплату коммунальных услуг), со сменой типа на автономное учреждение будет учреждением утеряно, если только не будут внесены соответствующие изменения в законодательство о льготах и формулировка не будет скорректирована.

Однако следует отметить, что большинство льгот сформулированы как льготы любому ОУ, а не только бюджетному учреждению, и в этом смысле автоматически распространяются на автономные учреждения.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц определен ст.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 21.03.2002). Формы, в которых могут создаваться некоммерческие организации, определены в ст.6 данного Закона.
Одной из организационно - правовых форм некоммерческой организации является учреждение. Согласно ст.120 ГК РФ и ст.9 Закона N 7-ФЗ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, бюджетные организации по своей организационно - правовой форме являются учреждениями, поэтому указанные организации следует относить к некоммерческим. При отсутствии у организации хотя бы одного из условий, приведенных в ст.161 БК РФ, в частности финансирования ведения уставной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов, она не является бюджетным учреждением.
Согласно пп.14 п.1 и п.2 ст.251 НК РФ (в ред. Закона N 57-ФЗ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческих организаций не учитываются средства целевого финансирования, а также целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступившие на их содержание и ведение ими уставной деятельности безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. Приведенный в пункте перечень целевых поступлений является исчерпывающим. Налогоплательщики - получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений. Прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, согласно ст.ст.247, 274 НК РФ являются объектом обложения налогом на прибыль некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений.
Подписано в печать О.Емышева
18.09.2002 Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга "Финансовая газета", 2002, N 38

За счет каких средств юридические лица могут направлять пожертвования некоммерческим организациям на ведение их уставной деятельности? Вправе ли указанные лица включать в состав расходов, связанных с производством и реализацией, перечисляемые некоммерческим организациям пожертвования в виде денежных средств и иного имущества? »

Основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе - это бюджет. По средствам бюджета происходит финансирование бюджетных учреждений.

Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:

  • - федерального бюджета Российской Федерации,
  • - бюджета субъекта Российской Федерации,
  • - местного бюджета,
  • - государственных внебюджетных фондов,
  • - бюджетов всех уровней,
  • - внебюджетных доходов,
  • - средств, поступивших во временное распоряжение.

К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие:

1. Целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств.

В отличие от всех остальных учреждений бюджетные организации при расходовании средств должны строго придерживаться тех целей, на которые эти средства выделены. Если коммерческая организация может израсходовать полученные в оплату за поставленные товары или оказанные услуги средства на любые цели, начиная от увеличения фонда оплаты труда своих сотрудников и кончая направлением их на благотворительность, бюджетные организации такой свободой действий не располагают. Полученные из бюджета или самостоятельно заработанные средства они могут использовать исключительно на те цели, которые предусмотрены в смете.

  • 2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность.
  • 3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:
    • - возмещения недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
    • - возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц.
  • 4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.

Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:

1. Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

Бюджетная роспись это документ, в котором производится поквартальное распределение доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная роспись устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В классификации расходов бюджета следует отметить три особенности: во-первых, группировка бюджетных расходов по функциональному принципу, то есть исходя из основных функций государства; во-вторых, группировка бюджетных расходов по экономическому признаку, то есть расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные. расходы; в-третьих, группировка бюджетных расходов по ведомственному признаку, отражающему адресное распределение средств по конкретным федеральным министерствам, ведомствам и другим органам, получающим средства из федерального бюджета.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

  • - ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • -оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • -трансферты населению;
  • -ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • -бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • -субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • -инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • -бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • -кредиты иностранным государствам;
  • -средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Группировка бюджетных средств по функциональному, экономическому и ведомственному признакам осуществляется на основе соответственно функциональной, экономической и ведомственной структур бюджетных расходов.

Доходы подразделяются на текущие и капитальные, а текущие, в свою очередь, подразделяются на налоговые и неналоговые.

  • 2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
  • 3. Составление сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.
  • 4. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов и в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Понятие «главный распорядитель бюджетных средств» разъясняется в статье 158 БК РФ.

Прежде всего, данной статьей выделены:

  • - главный распорядитель средств федерального бюджета,
  • - главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Названные бюджетные учреждения имеют право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета являются:

  • - орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
  • - орган местного самоуправления,
  • - бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право:

  • - представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, при условии, что Правительством Российской Федерации предоставило ему такие полномочия;
  • - определять задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
  • - утверждать сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
  • - составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета;
  • - вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, на основании мотивированного представления бюджетного учреждения;
  • - осуществлять контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;
  • - осуществлять контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Главный распорядитель бюджетных средств обязан подготовить и представить органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Главный распорядитель средств бюджета выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

  • - о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту;
  • - предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Получатель бюджетных средств, в соответствии со статьей 162 БК РФ, это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В статье 163 БК РФ перечислены права и обязанности получателей бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

  • 1) своевременное получение и использование бюджетных средств, в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
  • 2) своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
  • 3) компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

  • 1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
  • 2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
  • 3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
  • 4) своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
  • 5) своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства строго на определенные цели (статья 70 БК РФ):

  • - на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • - на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • - на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • - на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • - на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 БК РФ.

Статья 71 БК РФ устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В случае выявления фактов не целевого использования бюджетных средств, на расходы бюджетного учреждения накладывается блокировка. Это означает сокращение лимитов бюджетных обязательств или отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств.

Блокировка расходов бюджета проводится по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета. Решение о блокировке расходов отменяется только после выполнения учреждением условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

Использование бюджетных средств бюджетными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, осуществляется исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Бюджетные организации, финансируемые за счет федеральных средств, в настоящее время переведены на обслуживание в федеральное казначейство, через которое они и получают все названные выше расчетные услуги. Эти организации не имеют права самостоятельно заключать с банками договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования. Указанные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно и работают банки.

Бюджетные организации представляют платежные документы в федеральное казначейство, которое после их проверки передает их банкам (в основном ЦБ РФ) для исполнения. В отличие от всех других организаций, которые могут открывать счета только в коммерческих банках, бюджетные организации могут вступать в отношения с Центральным банком. Следовательно, прием расчетных документов банк осуществляет от федерального казначейства; оно же получает от банка подтверждение о приеме расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Несколько иначе дело обстоит с кассовым обслуживанием. Наличные средства бюджетные организации получают непосредственно в банке, но по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства. Оставшиеся неиспользованными средства федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре федерального казначейства, которой открыт счет, но с учетом лимитов кассы всех бюджетных организаций, находящихся на обслуживании в данной структуре федерального казначейства.

Банк не контролирует соблюдение лимита кассы бюджетными организациями, находящимися на обслуживании в казначейской системе. Порядок ведения кассовых операций распорядителей бюджетных средств, открывших лицевые счета в органах казначейства, контролируют сами органы казначейства.

Существует специфика и в приеме расчетных документов. Если любая не бюджетная организация может использовать свои средства, как в конце года, так и в самом его начале, то для средств бюджета такая свобода неприемлема - и в конце года все расчеты должны быть завершены.

Если бюджетное учреждение помимо бюджетного финансирования имеет доходы от предпринимательской деятельности, то оно имеет право самостоятельно расходовать средства, полученных за счет внебюджетных источников.

Бюджетные учреждения не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Итак, бюджетное устройство - это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса, включающей, кроме принципов построения бюджетной системы, также принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самих бюджетов, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Представляет собой некоммерческую организацию. Она может оказывать разного рода услуги по гос. заданию. Финансирование деятельности учреждения осуществляется из средств соответствующего бюджета на основании сметы.

Некоммерческие организации

Согласно ст. 116-123 ГК виды таких объединений различаются по:

  1. Составу участников.
  2. Цели создания.
  3. Способу формирования их имущества.
  4. Ответственности участников по имеющимся обязательствам.
  5. Возможности вести предпринимательскую деятельность.
  6. Составу учредительной документации.
  7. Обязанности публиковать отчеты по использованию имущества.

В качестве одной из форм некоммерческой организации может выступать учреждение, сформированное собственником для выполнения общественно полезных задач. Оно может создаваться юрлицом или гражданином, РФ, регионом, МО. На территории страны в последние годы стали активно возникать частные (негосударственные) образовательные дошкольные учреждения. Они создаются физическими и юрлицами и частично компенсируют отсутствие нужного числа муниципальных ДОУ. Рассмотрим далее, что собой представляют бюджетные учреждения.

Общая характеристика

Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение не имеющие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли и не распределяющие полученные средства между участниками. Такая организация может осуществлять коммерческую деятельность, соответствующую цели, ради которой она создана. Бюджетное учреждение формируется без ограничений продолжительности своей работы, если другое не предусматривается в учредительной документации (уставе).

Особенности формирования

Бюджетное учреждение может создаваться Российской Федерацией, ее субъектом или МО. В качестве учредителей выступают органы госвласти, исполнительные структуры регионов или местного самоуправления. Государственное бюджетное учреждение не может отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом, которое закрепляется за ним собственником или приобретается за счет выделенных ему средств. Финансирование организации осуществляется полностью или частично ее владельцем.

Признаки

Территориальное (государственное) бюджетное учреждение имеет единственного собственника. В качестве него может выступать:


В первом случае создается федеральное бюджетное учреждение. В качестве цели формирования организации выступает осуществление социально-культурных, управленческих либо иных общественно-полезных некоммерческих функций. Бюджетное учреждение отвечает по собственным обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. В случае недостаточности объема источников, субсидиарная ответственность налагается на собственника имущества. В качестве учредительного документа организации выступает устав. Предприятие обязано каждый год публиковать отчеты по использованию вверенного ему имущества. Основным финансовым планом является смета расходов и доходов.

Выводы

Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:

  1. Не может создаваться кооперативами, акционерными обществами и прочими хозяйствующими субъектами.
  2. Формируется для реализации некоммерческих целей. Однако тот факт, что основная деятельность осуществляется не для извлечения прибыли и распределения полученных средств между учредителями, не выступает как запрет на оказание платных услуг. Организация может заниматься предпринимательством, если оно соответствует поставленным целям.
  3. Поучающее доход от оказания платных услуг, должно направлять средства по согласованию с главным распорядителем исключительно на развитие и расширение деятельности, для которой оно создано.
  4. Обладает имуществом, сформированным из материальных ценностей, вверенных ему собственником, а также приобретенных самой организацией. Бюджетное учреждение, осуществляющее оперативное управление, пользуется и владеет объектами в рамках, определенных в законодательстве, и в соответствии с целями, ради которых оно создано. Если прочее не установлено в нормативных актах, организация распоряжается имуществом с согласия собственника.
  5. До начала отчетного года обязано составить смету расходов/доходов, а в конце периода - отчет о ее исполнении.

Особенности финансирования

Как выше было сказано, средства на обеспечение деятельности поступают из соответствующего бюджета. Это зависит от того уровня, на котором создается организация. Так, например муниципальное бюджетное учреждение финансируется средствами местного фонда. Однако при рассмотрении этого вопроса следует учитывать один нюанс. Само по себе поступление таких средств еще не указывает на то, что учреждение является бюджетным. Финансирование из таких фондов предусмотрено и для других организаций, в том числе и коммерческих. Оно осуществляется в различных формах. Например, это может быть закупка продукции для удовлетворения государственных (территориальных) нужд, предоставление субсидий, дотаций, субвенций и прочего.

Требования и контроль

Рассматриваемые некоммерческие организации оказывают широкий спектр различных общественно-полезных услуг и исполняют функции, которые оплачиваются не потребителями, а финансируются из соответствующих фондов на безвозвратной основе. По такой схеме, например, работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения, культуры, спорта и пр. Такая модель деятельности, с одной стороны, ослабляет контроль над качеством функций, реализуемых организацией, с другой - над эффективностью использования полученных средств. Формирование цены на услуги осуществляется преимущественно директивным методом. При этом учитывается не только реальный размер затрат, но и возможности бюджетного фонда. Таким образом, финансовое состояние рассматриваемых организаций, расчетов с кредиторами и дебиторами в существенной мере зависят не столько от качества и количества услуг, сколько от полноты и своевременности выделения средств. Доходы, которые муниципальное бюджетное учреждение получает от продажи своих услуг, необходимо тратить и распределять согласно требованиям законодательства. Этот факт негативно отражается на гибкости хозяйственного управления, возможностях осуществлять оперативное маневрирование в стремительно изменяющихся экономических условиях. Необходимо учесть, что только при сочетании всех вышеназванных признаков можно говорить о том, что организация является бюджетным учреждением.

Классификация

Среди основных видов бюджетных организаций следует выделить:


Классификация организаций может проводиться по различным признакам. В зависимости от исполняемых функций (то есть, по роду своей деятельности), выделяют государственные учреждения, финансируемые в соответствии с разделами бюджетной классификации. В их числе:

  • Местное самоуправление и госуправление. В эту систему, в частности, входят Минобороны, Счетная палата, Минфин и пр.
  • Судебные органы (Конституционный Суд, ВАС, ВС, инстанции общей юрисдикции).
  • Представительства и посольства, осуществляющие деятельность за рубежом.

В зависимости от источников финансирования, выделяют учреждения, получающие средства из федерального, регионального или местного бюджетов. Как выше было сказано, организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, высшее государственное бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать платные услуги по обучению студентов на заочной форме. В зависимости от источников формирования доходов, выделяют, таким образом, организации:

  • Оказывающие услуги юрлицам и гражданам за плату.
  • Осуществляющие деятельность бесплатно. Например, бюджетные общеобразовательные учреждения в большинстве своем являются бесплатными.

Дополнительные услуги

Бюджетные учреждения образования, культуры, спорта и так далее, оказывают общественно-полезные услуги, выступающие как основная их деятельность. Она, в свою очередь, в обязательном порядке указывается в учредительной документации. Их деятельность осуществляется согласно заданию, от которого они не могут отказаться. Финансирование работы производится путем предоставления субсидий. Эти доходы относятся к целевым средствам финансирования, не включенным в базу по исчислению налога на прибыль. Сверх определенного задания, в случаях, предусмотренных в ФЗ, в рамках задания организация может оказывать услуги, выполнять работу, соответствующие ее основной деятельности, за плату на одинаковых условиях для всех. Так, бюджетное учреждение здравоохранения может осуществлять определенные медицинские процедуры, взимая за них деньги с пациентов. Организация также может осуществлять иные, кроме основной, виды деятельности только постольку, поскольку это будет выступать методом достижения целей, для которых она сформирована. В этом случае ключевым условием является указание на дополнительные услуги в учредительной документации. Иные, кроме основной, виды деятельности, например, может осуществлять бюджетное профессиональное образовательное учреждение посредством введения в программу вспомогательных платных курсов.

Налогообложение

Прибыль, полученная от дополнительной платной деятельности, а также имущество, приобретенное за счет нее, поступает в самостоятельное распоряжение организации. Данное положение установлено в ст. 298, п. 3 ГК. Бюджетное образовательное учреждение, получающее доход от оплачиваемых услуг, должны осуществлять отчисления с прибыли в установленном законодательством порядке. Им надлежит производить только авансовые квартальные платежи по указанному налогу. В установленном порядке уплачивается НДС от оказанных платных услуг, в том числе от аренды. Бюджетное образовательное учреждение, как и прочее, отчисляет пошлину за использование в наименовании "РФ" при регистрации учредительной документации, земельный сбор и налог на имущество.

Ограничения

Государственное бюджетное образовательное учреждение, равно как и прочее, оказывающее общественно-полезные дополнительные платные услуги, не может использовать упрощенный спецрежим обложения. Данный запрет устанавливается ст. 346.12, п. 3, пп. 17 НК. Также организации не уплачивают ЕСН. Это положение предусмотрено в ст. 346.2, п. 6, пп. 4 НК.

Автономные организации

Они также относятся к категории некоммерческих. Автономными называют такие учреждения, которые создаются регионом, РФ или МО для оказания услуг/выполнения работ в целях реализации предусмотренных в законодательстве полномочий органов госвласти и местного самоуправления в областях:


Особенности распоряжения имуществом

Автономное учреждение не вправе осуществлять никаких действий с недвижимыми объектами и особо ценными движимыми предметами без согласия собственника. Остальным имуществом, которое находится у организации на праве оперативного управления, она может распоряжаться по собственному усмотрению, если другое не предусматривается в законодательстве. При этом, автономное учреждение может при согласии собственника внести недвижимые объекты, особо ценные движимые предметы в складочный (уставной) капитал иных юрлиц. Исключением являются объекты культурно-исторического наследия РФ, материалов, включенных в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов России. Порядок, в соответствии с которым имущество учреждения относится к особо ценному, утверждается Правительством.

Изменение типа организации

Эта процедура осуществляется по решению исполнительного госоргана соответствующего уровня:

  1. Для федеральных учреждений таким институтом является Правительство.
  2. Для региональных организаций - высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ.
  3. Для муниципальных учреждений - местная администрация или управление МО.

Данный порядок закреплен в ФЗ о№83, ст. 6, п. 6 и 10. Изменение типа территориального либо государственного бюджетного учреждения не рассматривается как его реорганизация. При принятии соответствующего решения, корректировки вносятся в учредительную документацию. По замыслу законотворцев, процедура перевода бюджетного учреждения в другой тип должна включать в себя минимальный объем мероприятий организационного характера, касающихся изменения статуса (переоформления права на земельный участок, повторное выделение имущества в управление и пр.). Правительство РФ приняло Распоряжение, утверждающее методические рекомендации. Они должны использоваться при определении критериев для осуществления перевода бюджетного учреждения в иной тип в соответствии со спецификой его деятельности. Кроме этого, утверждены рекомендации относительно внесения изменений в трудовые контракты с руководителями организаций. Для приведения правоустанавливающей документации бюджетных учреждений в соответствие с принятыми требованиями закона был определен переходный период. Он устанавливался на полтора года - с1-го января 2011-го по 1-е июля 2012-го г.

Заключение

В качестве основного объединяющего признака для всех бюджетных учреждений выступает тот факт, что учредителем их могут выступать только РФ, ее субъект или МО. Это положение установлено в ФЗ 83 и ФЗ №174. Вторым существенным общим признаком выступает перечень тех видов деятельности, которые бюджетное учреждение имеет право осуществлять согласно целям, ради которых оно создавалось. Этот список должен в обязательном порядке приводиться в уставе организации. Кроме этого, объединяющим признаком учреждений рассматриваемого типа выступают ограничения по распоряжению имуществом. В связи с тем, что финансирование в большей степени осуществляется за счет субсидий, создание организаций должно иметь экономическое обоснование и практическую целесообразность. Любое бюджетное учреждение обязано отчитываться об управлении имуществом, вверенном ему, ежегодно.